Найти в Дзене

Как новый закон № 378-ФЗ ужесточил ответственность для иностранных агентов

Федеральный закон № 378-ФЗ внёс принципиальные изменения в две части статьи 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, касающейся уклонения от исполнения обязанностей, предусмотленных законодательством об иностранных агентах. Смысл преобразования заключается в пересмотре условий, при которых наступает уголовная ответственность. Вместо требования о совершении иностранным агентом двух административных правонарушений по статье 19.34 КоАП РФ в течение одного года, новый закон требует лишь однократного привлечения к административной ответственности либо наличие судимости за аналогичное преступление. Первая часть статьи 330.1 УК РФ регулирует уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов. Согласно новой редакции, уголовная ответственность наступает, если лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за осуществление деятельности в качестве иностранного агента без включения в реестр (административное прав
Оглавление

Федеральный закон № 378-ФЗ внёс принципиальные изменения в две части статьи 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, касающейся уклонения от исполнения обязанностей, предусмотленных законодательством об иностранных агентах. Смысл преобразования заключается в пересмотре условий, при которых наступает уголовная ответственность. Вместо требования о совершении иностранным агентом двух административных правонарушений по статье 19.34 КоАП РФ в течение одного года, новый закон требует лишь однократного привлечения к административной ответственности либо наличие судимости за аналогичное преступление.

закон № 378-ФЗ ужесточил ответственность
закон № 378-ФЗ ужесточил ответственность

Первая часть статьи 330.1 УК РФ регулирует уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов. Согласно новой редакции, уголовная ответственность наступает, если лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за осуществление деятельности в качестве иностранного агента без включения в реестр (административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ), или имеет судимость за совершение преступления, предусмотленного этой же статьёй Уголовного кодекса.

Вторая часть статьи 330.1 УК РФ относится к нарушению порядка деятельности иностранного агента. Новые положения устанавливают, что уголовная ответственность наступает за нарушение порядка деятельности, совершённое лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за совершение любого из административных правонарушений, предусмотренных частями 2–9 статьи 19.34 КоАП РФ. Это означает ужесточение, так как под «любым» понимаются различные типы нарушений: непредставление сведений, неполное представление информации, неисполнение обязанности по сообщению о статусе, неправильная маркировка материалов и многие другие.

Сами наказания остались прежними. Уголовное кодекс предусматривает штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы до двух лет или лишение свободы на тот же срок. Изменилась не тяжесть наказания, а условие его назначения – преюдиция стала проще.

Правовой контекст: Понимание системы регулирования иностранных агентов

Для полного понимания значимости принятого закона необходимо разобраться в системе правового регулирования деятельности иностранных агентов в России. Иностранный агент – это широкое понятие, которое охватывает как физических, так и юридических лиц, получающих финансирование, материальную поддержку или указания от иностранных источников и осуществляющих политическую деятельность на территории Российской Федерации. Правовое регулирование этого вопроса осуществляется несколькими ключевыми документами: Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основным инструментом контроля является единый реестр иностранных агентов, ведущийся Минюстом Российской Федерации. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Процесс включения должен быть завершён в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления. На момент подготовки этого материала в реестре уже зарегистрировано более тысячи организаций и физических лиц, и список продолжает пополняться практически каждую неделю. Это свидетельствует о высокой активности органов Минюста в выявлении и регистрации новых иностранных агентов.

Статья 19.34 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за различные нарушения. В её девяти частях перечисляются различные типы правонарушений: осуществление деятельности без включения в реестр, непредставление или несвоевременное представление сведений, неисполнение обязанности по сообщению о статусе, производство и распространение материалов без надлежащей маркировки, неправильное размещение информации на сайте, и другие нарушения. Штрафы за административные правонарушения варьируются: для граждан – от 30 до 500 тысяч рублей в зависимости от типа нарушения, для должностных лиц – от 100 тысяч до 1 млн рублей, для юридических лиц – от 300 тысяч до 1 млн рублей.

Закон № 378-ФЗ выполняет функцию «усилителя» в этой системе. Он связывает административную и уголовную ответственность, создавая чёткую иерархию: сначала административная преюдиция, затем уголовное преследование. Преюдиция – это юридическое понятие, означающее, что установление факта в административном производстве имеет правовое значение для последующего уголовного разбирательства. Теперь эта преюдиция станет более строгой, так как даже однократное административное правонарушение может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Детальный анализ изменений: От теории к практике

Рассмотрим изменения более детально. В первую очередь необходимо понять, какие именно административные правонарушения могут служить основанием для привлечения к уголовной ответственности. Часть 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности в качестве иностранного агента лицом, не включённым в реестр. Теперь, если лицо однажды привлекалось к административной ответственности по этой части, а затем повторно осуществляет деятельность в качестве иностранного агента, оно подпадает под уголовное преследование по части 1 статьи 330.1 УК РФ.

Части 2–9 статьи 19.34 КоАП РФ охватывают иные нарушения: непредставление отчётности, неправильную маркировку материалов, неисполнение обязаннности по сообщению о статусе и так далее. Закон № 378-ФЗ устанавливает, что любое нарушение из этого списка может служить основанием для последующего уголовного преследования. Это создаёт особую процессуальную ситуацию: иностранные агенты теперь должны быть исключительно внимательны при осуществлении любого аспекта своей деятельности, ибо даже одно нарушение может привести к уголовному делу.

Практическое значение этого изменения состоит в том, что органы правоохранительной деятельности получили инструмент для более оперативного привлечения к уголовной ответственности. Раньше им требовалось доказать совершение двух правонарушений в течение года. Теперь достаточно одного административного наказания. Это существенно расширяет возможности государственных органов и одновременно повышает правовые риски для иностранных агентов. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин пояснил, что по данным Минюста более 40% иностранных агентов не соблюдают порядок деятельности, установленные законом ограничения, что является обоснованием для такого ужесточения.

Другой важный аспект – наличие судимости. Закон предусматривает, что уголовная ответственность наступает и в случае, если лицо ранее было осуждено по статье 330.1 УК РФ, независимо от того, был ли этот приговор исполнен или нет, погашена ли судимость. Таким образом, система создаёт чёткое противодействие рецидивам. Если лицо уже один раз привлекалось к уголовной ответственности за уклонение от исполнения обязанностей иностранного агента, то даже одно административное нарушение повлечёт новое уголовное преследование.

Последствия для различных категорий: Кого затрагивает закон

Закон № 378-ФЗ касается не только прямых участников – самих иностранных агентов, но и целого ряда заинтересованных лиц. В первую очередь это касается физических лиц, признанных иностранными агентами. К ним относятся политики, правозащитники, журналисты, блогеры, писатели, артисты, активисты и многие другие публичные личности, получающие финансирование из-за границы или осуществляющие политическую деятельность под иностранным влиянием. Для них ужесточение означает необходимость более тщательного соблюдения всех требований законодательства, начиная от своевременного предоставления отчётности до правильной маркировки любых публикуемых материалов.

Юридические лица, признанные иностранными агентами, также попадают под действие нового закона. Это могут быть некоммерческие организации, благотворительные фонды, исследовательские центры, информационные агентства и медиа-компании. С 2022 года по октябрь 2025 года число зарегистрированных организаций-иностранных агентов постоянно растёт. Для них ужесточение означает, что руководители и должностные лица организации лично подпадают под усиленную уголовную ответственность.

Органы Минюста и правоохранительные органы получают дополнительные инструменты для борьбы с несоблюдением требований законодательства об иностранных агентах. Практика показывает, что количество административных правонарушений в этой сфере за 2023–2024 годы выросло на 40,9%, что свидетельствует об активизации деятельности контрольных органов. С вступлением в силу закона № 378-ФЗ можно ожидать, что темпы возбуждения уголовных дел также значительно ускорятся.

Обязанности иностранных агентов: Что нужно делать

Закон предъявляет иностранным агентам целый ряд обязанностей, пренебрежение которыми может привести к административному, а теперь уже и к уголовному преследованию. Все эти обязанности можно разделить на несколько категорий.

Первая категория – обязанности, связанные с регистрацией. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Порядок подачи и форма заявления устанавливаются Минюстом. При несоблюдении этого требления лицо автоматически подпадает под часть 1 статьи 19.34 КоАП РФ, грозящую штрафом от 30 до 50 тысяч рублей для граждан. Теперь, с вступлением в силу нового закона, одного такого административного штрафа достаточно, чтобы при повторном нарушении возбудить уголовное дело.

Вторая категория – обязанности по предоставлению информации. Иностранные агенты обязаны регулярно сдавать в Минюст многостраничные отчёты о своей деятельности, сведения об источниках финансирования, об объёме и характере работы. Раз в полгода они должны публиковать в интернете отчёты о своей деятельности. Непредставление или несвоевременное представление этой информации, представление её в неполном объёме или в искажённом виде – всё это подпадает под части 2 статьи 19.34 КоАП РФ и влечёт штрафы. С новым законом даже одно такое нарушение может послужить основанием для уголовного преследования.

Третья категория – требования к маркировке материалов. Все материалы, производимые или распространяемые иностранным агентом, должны содержать специальную надпись, указывающую на то, что материал произведён, распространён или направлен иностранным агентом. Размер, цвет, расположение и формулировка этой пометки определяются постановлением Правительства Российской Федерации. Нарушение требований к маркировке подпадает под части 3–4 статьи 19.34 КоАП РФ и влечёт штрафы от 50 до 100 тысяч рублей для граждан.

Четвёртая категория – соблюдение ограничений. Иностранные агенты ограничены в праве заниматься просветительской деятельностью (запрет вступил в силу 1 сентября 2025 года), не могут работать в сфере образования, не могут включаться в реестр социально ориентированных НКО, не могут получать муниципальную финансовую помощь и не могут участвовать в управлении государственных корпораций. Несоблюдение этих ограничений также влечёт ответственность.

Уголовные наказания: Что грозит за нарушения

После вступления в силу закона № 378-ФЗ за уклонение от исполнения обязанностей иностранного агента предусмотрены следующие наказания согласно статье 330.1 УК РФ. Первое возможное наказание – штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы и иного дохода осуждённого за период до двух лет. Для физических лиц это означает существенный финансовый убыток, особенно если лицо не располагает крупным доходом. Для должностных лиц юридических организаций, признанных иностранными агентами, это может означать потерю значительной части трёхлетнего заработка.

Второе наказание – обязательные работы на срок до 480 часов. Это означает, что осуждённое лицо должно выполнять определённые работы в общественных местах без лишения свободы. Характер и место работ определяются судом. Обязательные работы менее суровы, чем лишение свободы, но всё равно требуют значительных затрат времени и создают ограничения в деятельности.

Третье наказание – исправительные работы на срок до двух лет. При исправительных работах осуждённый остаётся на свободе, но часть его заработка удерживается в пользу государства. Из его дохода удерживается определённый процент (обычно от 5 до 20%), который перечисляется в казну. При этом лицо обязано отбывать наказание по месту основной работы.

Четвёртое наказание – лишение свободы на срок до двух лет. Это наиболее суровое наказание, которое может быть назначено за нарушения, предусмотренные статьёй 330.1 УК РФ. Лишение свободы означает содержание в исправительном учреждении (колонии-поселении) с ограничением свободы передвижения и прав.

Важно отметить, что суд при назначении наказания должен руководствоваться принципами справедливости и соразмерности. Это означает, что конкретный размер штрафа, продолжительность работ или лишения свободы зависит от конкретных обстоятельств дела, личности виновного, характера и степени вины, влияния наказания на исправление.

Часто задаваемые вопросы (FAQ): 10 ключевых вопросов и ответов

01. Что означает однократное привлечение к административной ответственности в контексте нового закона?

Однократное привлечение к административной ответственности означает, что лицо один раз подверглось наложению административного штрафа в соответствии со статьёй 19.34 КоАП РФ за нарушение порядка деятельности иностранного агента. Это может быть штраф за осуществление деятельности без включения в реестр, за непредставление отчётности, за неправильную маркировку материалов или за любое другое нарушение, перечисленное в статье 19.34 КоАП РФ. Важно понимать, что штраф должен был актуально уплачен или приговор вступил в силу, то есть речь идёт об установленном факте правонарушения. После этого однократного наложения штрафа при совершении любого последующего нарушения того же характера лицо уже подпадает под уголовное преследование в соответствии со статьей 330.1 УК РФ. Это коренным образом отличается от прежней системы, при которой требовалось два нарушения в течение одного календарного года.

Практическое значение этого изменения трудно переоценить. Иностранные агенты и их представители теперь должны быть исключительно внимательны при осуществлении своей деятельности. Даже однократное незначительное нарушение – например, несвоевременное предоставление отчёта на несколько дней или неправильная маркировка одного материала – может привести к административной ответственности. Если органы Минюста установят этот факт и наложат штраф, то при следующем нарушении (даже если оно будет совершено спустя месяцы или годы) уже возбудится уголовное дело. Таким образом, даже «невинные» административные штрафы получают новое юридическое значение – они становятся потенциальным основанием для уголовного преследования.

02. Как отличить нарушения по части 1 от нарушений по частям 2-9 статьи 19.34 КоАП РФ?
Различие между этими нарушениями кроется в характере и объекте нарушения. Часть 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности в качестве иностранного агента лицом, не включённым в реестр. Это наиболее базовое нарушение – когда лицо вообще не прошло процедуру включения в реестр и вместо этого пытается осуществлять деятельность, которая подпадает под определение деятельности иностранного агента. Это может быть, например, политическая деятельность физического лица, получающего финансирование из-за границы, или деятельность организации, получающей иностранное финансирование, при отсутствии в реестре.

Части 2–9 статьи 19.34 КоАП РФ касаются нарушений, совершаемых уже включёнными в реестр иностранными агентами. Часть 2 предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчётности, представление её в неполном объёме или искажение информации. Части 3–4 касаются неправильной маркировки материалов. Части 5–9 охватывают иные нарушения, например, неисполнение обязанности по сообщению о статусе иностранного агента или несоблюдение установленного порядка деятельности. Согласно новому закону № 378-ФЗ, нарушение любого из этих видов, если оно совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности, влечёт уголовную ответственность. Это означает, что иностранные агенты должны быть внимательны ко всем аспектам своей деятельности, а не только к регистрации.

03. Может ли судимость за преступление, предусмотренное статьей 330.1 УК РФ, быть следствием административного наказания?
Нет, судимость – это юридическое последствие приговора, вынесенного судом в уголовном процессе. Административное наказание, хотя оно и может послужить основанием для последующего уголовного преследования, не является судимостью. Судимость возникает только после вступления в силу приговора суда по уголовному делу. Однако закон № 378-ФЗ создаёт механизм, при котором административное наказание трансформируется в потенциальную судимость: если после административного наказания за нарушение в сфере деятельности иностранного агента лицо вновь совершит нарушение, оно может быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено. В этом случае возникает судимость по уголовному делу. Важно, что судимость может быть погашена или снята в установленном законом порядке. Уголовный кодекс предусматривает, что для первого осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы, судимость погашается по истечении одного года со дня отбытия наказания. Для осуждения к лишению свободы судимость погашается по истечении трёх лет.

Практическая значимость этого состоит в том, что лицо, один раз подвергнутое административной ответственности, должно быть исключительно осторожным в дальнейшем поведении. Даже спустя длительное время, если будет совершено новое нарушение, возможно привлечение к уголовной ответственности. При этом органы правоохранительной деятельности вправе использовать информацию о прошлом административном наказании как свидетельство предыдущего нарушения порядка деятельности иностранного агента.

04. Какие органы и какие процедуры используются для привлечения к уголовной ответственности?

Уголовное преследование за нарушения, предусмотренные статьёй 330.1 УК РФ, должно следовать стандартной процедуре, определённой Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Первым этапом является возбуждение уголовного дела, которое должно осуществляться органом, имеющим соответствующее полномочие. В случае нарушений в сфере деятельности иностранных агентов, это обычно осуществляют следственные органы ФСБ, органы внутренних дел или органы прокуратуры, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Возбуждение дела должно быть основано на достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В данном случае это означает наличие доказательств того, что лицо совершило деяние, соответствующее описанию в статье 330.1 УК РФ, и что лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за соответствующее нарушение или имеет судимость. После возбуждения дела назначается следователь, который проводит предварительное следствие. В ходе следствия собираются доказательства, проводятся необходимые следственные действия, опрашиваются свидетели. Обвиняемому должны быть предоставлены возможность ознакомиться с материалами дела и возможность защиты своих прав.

После завершения следствия уголовное дело направляется в прокуратуру, которая проверяет полноту следствия и законность действий следователя. Если прокурор считает, что следствие проведено надлежащим образом и имеются достаточные доказательства, дело направляется в суд. Рассмотрение дела судом осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса, при этом соблюдаются все права обвиняемого, включая право на защиту и право на справедливое рассмотрение.

05. Как правильно понимать определение иностранного агента?

Определение иностранного агента – ключевой момент для понимания применимости закона № 378-ФЗ. Согласно Федеральному закону № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», иностранным агентом может быть признано любое физическое или юридическое лицо независимо от гражданства, организационно-правовой формы или места нахождения, если оно получает финансирование, материальную поддержку или указания от иностранных источников и осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации. Политическая деятельность определяется законодательством довольно широко и включает не только прямую политическую деятельность, но и информационную деятельность, общественную активность, правозащиту и многое другое.

Важно отметить, что из определения исключены определённые категории: органы публичной власти Российской Федерации, дипломаты, официальные представители иностранных государств, политические партии, зарегистрированные в России, торгово-промышленные палаты, и ряд других организаций. Однако определение достаточно широко и охватывает значительное число граждан и организаций. Практика показывает, что в реестр иностранных агентов включаются журналисты, правозащитники, общественные деятели, учёные, артисты, писатели и многие другие. Таким образом, закон № 378-ФЗ может применяться к широкому кругу лиц, и каждый, кто подозревает, что может быть признан иностранным агентом, должен внимательно изучить требования законодательства.

06. Какое значение имеет дата совершения административного правонарушения?

Дата совершения административного правонарушения имеет большое практическое значение, хотя с вступлением в силу закона № 378-ФЗ его значение изменилось. Раньше, согласно прежней редакции статьи 330.1 УК РФ, уголовная ответственность наступала только если лицо совершило два административных правонарушения в течение одного календарного года. Это означало, что дата совершения первого нарушения и дата совершения второго нарушения должны были находиться в пределах одного года. После истечения года давности по первому нарушению, если второе нарушение не было совершено, уголовная ответственность не наступала.

Теперь, согласно новой редакции, требование о совершении нарушений в течение года отменено. Закон устанавливает, что уголовная ответственность наступает при наличии факта административного наказания в прошлом, независимо от того, как давно оно было наложено. Это означает, что даже если первое административное наказание было наложено много лет назад, оно остаётся релевантным для целей привлечения к уголовной ответственности при совершении последующего нарушения. Таким образом, закон создаёт длительный «след» от административного наказания, который не стирается со временем. Для лиц, один раз привлёкшихся к административной ответственности, это означает необходимость постоянной осторожности при осуществлении деятельности в качестве иностранного агента.

07. Какие доказательства необходимы для привлечения к уголовной ответственности?

Для привлечения к уголовной ответственности по статье 330.1 УК РФ необходимо наличие определённого набора доказательств. Прежде всего, необходимо доказать, что лицо совершило деяние, описанное в статье – либо уклонилось от представления документов для включения в реестр иностранных агентов, либо нарушило порядок деятельности уже включённого в реестр иностранного агента. Это может быть доказано посредством различных средств доказывания: показания свидетелей, документальные доказательства, заключения экспертов, материальные доказательства.

Во-вторых, необходимо доказать наличие административной преюдиции – что лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за соответствующее нарушение. Это может быть доказано решением органа, наложившего штраф, или приговором суда об административном нарушении. В-третьих, необходимо установить причинно-следственную связь между административным наказанием и совершённым уголовно наказуемым деянием. То есть необходимо доказать, что лицо совершило новое нарушение после того, как уже было подвергнуто административной ответственности за аналогичное нарушение.

Важно отметить, что во время уголовного процесса все эти доказательства подлежат проверке и оценке судом в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Суд должен убедиться в допустимости доказательств, их достоверности и достаточности для вынесения обвинительного приговора. При этом соблюдаются процессуальные права обвиняемого, включая право на защиту и право на справедливое рассмотрение дела.

08. Может ли лицо обжаловать решение о включении в реестр иностранных агентов?

Да, лицо имеет право обжаловать решение уполномоченного органа (Минюста) о включении в реестр иностранных агентов. Это право вытекает из принципов верховенства закона и справедливого судебного разбирательства, закреплённых в Конституции Российской Федерации и международных правовых актах. Согласно Федеральному закону № 255-ФЗ, решение об включении в реестр может быть обжаловано в судебном порядке. Лицо может подать административный иск в суд, оспаривая решение Минюста о включении его или её в реестр иностранных агентов.

При рассмотрении такого иска суд проверяет, соблюдены ли были условия, необходимые для включения в реестр, правильно ли была применена норма закона, соблюдены ли процессуальные требования при принятии решения. Суд может отменить решение об включении в реестр, если установит, что решение было принято с нарушением закона. Практика показывает, что суды редко отменяют решения об включении в реестр, но некоторые иски всё же удовлетворяются.

Однако важно отметить, что само право на обжалование не отменяет необходимость соблюдения требований законодательства об иностранных агентах, пока решение об включении в реестр не будет отменено судом. Лицо, включённое в реестр, обязано соблюдать все требования законодательства, включая представление отчётности и маркировку материалов, даже если оно оспаривает решение об включении. Несоблюдение этого требления может привести к административной, а теперь уже и к уголовной ответственности.

09. Как закон № 378-ФЗ взаимодействует с политикой Российской Федерации?

Закон № 378-ФЗ не просто техническая поправка к уголовному законодательству, но отражение политики Российской Федерации, направленной на защиту национальных интересов от внешнего влияния. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин пояснил в своём комментарии, что повышение ответственности иностранных агентов направлено на защиту интересов граждан и обеспечение безопасности государства. Статистика, приводимая в обосновании закона, показывает, что более 40% иностранных агентов не соблюдают установленный порядок деятельности, что рассматривается как угроза национальной безопасности.

В более широком контексте закон № 378-ФЗ является частью комплекса мер, направленных на ужесточение контроля над деятельностью иностранных агентов. В 2022 году был принят основной закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. В 2025 году были приняты дополнительные законы, вводящие новые ограничения для иностранных агентов в сферах образования и просвещения. Закон № 378-ФЗ является логическим продолжением этого тренда, усиливающим судебные инструменты для борьбы с несоблюдением требований.

10. Какие практические шаги могут предпринять юристы для защиты интересов клиентов?

Юристы, работающие с клиентами, которые могут быть признаны или уже признаны иностранными агентами, должны предпринять ряд стратегических и тактических мер. Первый шаг – полное консультирование клиента о новых требованиях закона № 378-ФЗ и его последствиях. Клиент должен понимать, что административная ответственность теперь более серьёзна, так как она может привести к уголовному преследованию. Второй шаг – проведение полного аудита текущей деятельности клиента на предмет соответствия требованиям законодательства об иностранных агентах. Это включает проверку регистрации в реестре, своевременности и полноты представления отчётности, правильности маркировки материалов, соблюдения ограничений.

Третий шаг – разработка комплекса мер для обеспечения постоянного соответствия. Это может включать создание внутренней системы контроля соответствия, назначение ответственного лица, проведение обучения сотрудников. Четвёртый шаг – подготовка к возможному конфликту с органами. Юрист должен подготовить стратегию защиты, собрать доказательства добросовестного поведения, подготовить возможные возражения на административные претензии.

Пятый шаг – если уже возбуждено уголовное дело, немедленное подключение к защите. Это включает ознакомление с материалами уголовного дела, подготовку защиты, участие в судебных разбирательствах, защиту прав подозреваемого или обвиняемого. Юрист должен быть готов отстаивать права клиента в суде, поднимать вопросы о законности действий правоохранительных органов, оспаривать доказательства, представленные обвинением.

Федеральный закон № 378-ФЗ от 15 октября 2025 года, вступивший в силу 26 октября 2025 года, представляет собой существенное ужесточение уголовной ответственности за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством об иностранных агентах. Главное изменение состоит в том, что теперь достаточно однократного административного наказания или наличия судимости для привлечения к уголовной ответственности, в то время как ранее требовались два административных нарушения в течение одного года. Это качественный сдвиг в правовом регулировании.

Для иностранных агентов и их представителей это означает необходимость повышенной осторожности в осуществлении деятельности. Каждое нарушение требований законодательства может иметь далеко идущие последствия. Для юристов и консультантов – это требует обновления знаний о новых нормах и разработки соответствующих рекомендаций для клиентов. Для органов правоохранительной деятельности – это расширяет инструментарий для борьбы с несоблюдением требований.

В целом, закон № 378-ФЗ отражает общую тенденцию ужесточения контроля над деятельностью иностранных агентов в Российской Федерации. Это часть более широкой политики, направленной на защиту национальных интересов и безопасности государства от внешнего влияния. Понимание этих изменений критично важно для всех, кто имеет отношение к этой сфере деятельности, будь то иностранные агенты, юристы, представители государственных органов или иные заинтересованные лица.