Если бы кто-то из 1970-х заглянул в наши современные автосалоны, он, наверное, сказал бы: «Да вы просто реализовали старые советские чертежи». Потому что футуризм у нас тогда умели мечтать не хуже, чем у итальянцев. Только выглядел он по-советски: меньше хрома, больше кнопок и пластика, который пах космосом и бакелитом. В 60–70-е годы инженеры из ВНИИТЭ и ЦКБ рисовали не просто автомобили — они проектировали будущее. Электромобили, капсульные кабины, рулевые колёса, больше похожие на штурвал космического корабля.
Помню, впервые увидел фото ВНИИТЭ-ЭТХ — экспериментального электромобиля 1970 года — и не поверил, что это не кадр из «Соляриса». Стеклопластиковый кузов, сдвижные двери, панорамное лобовое стекло и почти пустой салон с кнопками вместо приборов. Всё напоминало не автомобиль, а научный эксперимент — в хорошем смысле этого слова. На выставках такие машины окружала толпа. Люди заходили, трогали панели, и глаза у всех горели одинаково: будто через эти пластмассовые мечты можно бы