Найти в Дзене

Доверие финансовым инструментам в логистике: от наличных до блокчейна

В апреле 2025 года Монополия провела масштабное исследование доверия перевозчиков к финансовым инструментам. Опросили 186 представителей логистических компаний Выяснилось, что несмотря на развитие финтеха и безопасных расчетов, российские грузоперевозчики по-прежнему предпочитают архаичные схемы работы, что мешает развитию отрасли. Большинство респондентов (76%) представляют компании с опытом работы более 7 лет в сфере межрегиональных перевозок Почти половина (48%) специализируется на межрегиональных перевозках, а 40% работают с парком свыше 30 транспортных средств. В опросе приняли участие преимущественно логисты и руководители профильных отделов (63,8%), что обеспечивает экспертность полученных данных. Однако мотивация к страхованию носит преимущественно внешний характер: 68% делают это по требованию клиентов, и лишь 39% страхуют все грузы по своей инициативе. Страхование становится обязательным в первую очередь при перевозке дорогих грузов (71% случаев) и по требованию клиентов (68
Оглавление

В апреле 2025 года Монополия провела масштабное исследование доверия перевозчиков к финансовым инструментам. Опросили 186 представителей логистических компаний Выяснилось, что несмотря на развитие финтеха и безопасных расчетов, российские грузоперевозчики по-прежнему предпочитают архаичные схемы работы, что мешает развитию отрасли.

Портрет участников исследования

Большинство респондентов (76%) представляют компании с опытом работы более 7 лет в сфере межрегиональных перевозок Почти половина (48%) специализируется на межрегиональных перевозках, а 40% работают с парком свыше 30 транспортных средств. В опросе приняли участие преимущественно логисты и руководители профильных отделов (63,8%), что обеспечивает экспертность полученных данных.

Страхование: лидер по популярности, но не по инициативе

-2

Однако мотивация к страхованию носит преимущественно внешний характер: 68% делают это по требованию клиентов, и лишь 39% страхуют все грузы по своей инициативе.

Страхование становится обязательным в первую очередь при перевозке дорогих грузов (71% случаев) и по требованию клиентов (68%). Компании, которые пользуются возможностью не страховать груз, ссылаются на необязательность этой процедуры и высокую стоимость страховок (44%) или считают риски несущественными.

Предоплата остается золотым стандартом

Исследование подтвердило консервативность отрасли в вопросах расчетов: 55% респондентов считают предоплату самым надежным финансовым инструментом. Больше трети респондентов (36%) предпочитают работать по полной предоплате, но по факту чаще всего могут договориться лишь о частичной — только 26,5% работают по полной предоплате в реальности. При этом 17% компаний вынуждены почти всегда получать деньги лишь после выполнения заказа.

Осторожность перевозчиков имеет под собой веские основания: 65% сталкивались с неоплатами после выполнения рейсов. Большинство (41%) решали проблемы самостоятельно, а треть (34%) обращалась в суд, чтобы получить заработанные деньги.

Финансовая неграмотность как главная проблема

Исследование выявило достаточно низкий уровень финансовой грамотности в отрасли. Перевозчики практически не используют альтернативные инструменты, которые могли бы решить вопрос финансовых гарантий и быть удобными и для перевозчика, и для заказчика.

Почти 40% респондентов честно признались, что не знают, что такое факторинг, хотя этот инструмент существует в России уже почти 30 лет и его используют только 7% опрошенных. Среди тех, кто знаком с факторингом, 46% считают его ненужным из-за своевременных платежей заказчиков.

Новые технологии: интерес есть, знаний не хватает

О продвинутых инструментах типа эскроу-счетов и блокчейн-контрактов больше трети респондентов вовсе никогда не слышали. Только 9,2% знакомы с эскроу-счетами на практике, 39% не могут оценить их безопасность из-за недостатка информации. А те, кто слышал, не готовы их применять, поскольку плохо в них разбираются или считают, что они не нужны.

Основным барьером для использования эскроу стало не недоверие (всего 17%), а отсутствие необходимости (48%) и недостаток информации о сервисе (43%).

Еще более показательна ситуация с блокчейн-контрактами: 45% вообще не слышали о таких технологиях, а 43% слышали, но не понимают практического применения. Тем не менее, после получения информации о возможностях блокчейна 49% выразили интерес к технологии.

Лизинг: островок доверия

Наиболее лояльно перевозчики настроены к лизингу: этот инструмент хорошо им знаком, поскольку зачастую это единственный способ открыть свой бизнес в грузоперевозках. Почти 70% респондентов доверяют лизинговым компаниям и считают их условия прозрачными и надежными. Треть (31%) использовала лизинг транспорта в последние 12 месяцев.

Доверие строится на опыте

Ключевым фактором формирования доверия к финансовым инструментам стал положительный личный опыт (64% ответов). Репутация компании-провайдера (51%) и прозрачность условий (50%) также играют важную роль. Государственная поддержка и рекомендации коллег оказались менее значимыми факторами.

-3

Выводы и перспективы

Новым технологичным банковским платежным решениям пока еще только предстоит завоевать доверие рынка. Перевозчики готовы использовать проверенные временем инструменты, но с опаской относятся к инновациям из-за недостатка знаний.

При этом недоверие к новым технологиям выражают лишь 8% респондентов — остальным просто не хватает информации и понимания практической пользы. Это создает хорошие перспективы для развития современных финансовых технологий в логистике, но требует системной работы по повышению финансовой грамотности участников рынка.

Ключом к успеху станет не преодоление недоверия, а качественное информирование рынка о возможностях и преимуществах новых инструментов, подкрепленное демонстрацией практических результатов. Логистическая отрасль готова к эволюции — от «наличных при погрузке» к высокотехнологичным решениям. Нужно лишь время и правильная стратегия внедрения инноваций.