Основатель фанатского движения «Зенита» Максим Дукельский, по прозвищу Пацифик, даже не попадая на стадион, по сей день продолжает верить в свою родную команду и желать ей только лучшего.
О «ссыкливости» современного «Зенита», расслоении среди фанатов после введения Fan ID, необходимости снести стадион «Петровский», а также о том, чем выгоден «серый» российский футбол, Пацифик порассуждал в эксклюзивном интервью с автором канала «Князь | Спорт всея Руси» Владимиром Окишевым.
«Перенос столетия «Зенитом» воспринимаю как нездоровый прикол»
– Как вы отреагировали на ситуацию с «переносом» столетия от «Зенита»?
– Я так и воспринимал, что у нас вот тот, который был сезон, что в него было столетие клуба, а потом выяснилось, что нет.
Все эти аппаратные игры, это, как говорится: «было бы смешно, если б не было так грустно». Разумеется, я эти заявления, как нездоровый прикол воспринимаю. Определённая манипуляция, в каком-то смысле, обман публики.
– К 100-летию «Зенит» организовал юбилейную выставку. С вами, как с человеком, ведущим «Архив фанатов «Зенита», как-то консультировались во время её создания?
– Да, чисто по поводу фотографий. Те кадры, которые были использованы в рамках выставки, это я, вернее ветераны движения, передали их в клуб. Я им немножко помог с подписями для фотографий, буквально штук 20. Что там, кто там представлен, где снимок был сделан. Вот такого плана консультации были, а в основном, ни по концепции, ни по чему-то другому со мной, естественно, никто не советовался, да и смешно было бы изначально рассчитывать на такое.
– Удалось ли оценить результаты работы?
– Нет, я не был на выставке. Меня на неё приглашали, но я не смог пойти – был занят. Так до сих пор и не дошёл.
Как люди рассказывают, всё дорого-богато, но, конечно, в фанатском зале никаким фанатизмом, опять же, и не пахнет. Всё абсолютно по-другому сделано. Да, всё реализовано в клубной концепции, но стоит учитывать, что она не подразумевает болельщицкой составляющей. И это весьма заметно. Можно было бы и покруче постараться.
Яркий пример тому перфы. Их фотографий представлено мало, они обрезаны – это, как раз, олицетворяет отношение, направленность выставки. Имея такой объём материала, отсканированные кадры, ладно, бы их ещё не было – люди совершенно готовы ими делиться, но это не было использовано.
– 100 лет в этом году также исполнилось стадиону «Петровский». Какое самое яркое ваше воспоминание об этой арене?
– Как мы праздновали выход в Высшую лигу вместе с командой осенью 1995-го. Тогда тезис «команда и фанаты вместе» соответствовал действительности, а не был пустым звуком, как сегодня.
Сейчас данную фразу смешно даже не произносить, а банально слышать. Где, скажем, Халк, и где фанаты? В своё время, после тренировки люди выходили, когда «Зенит» был нищим, футболисты могли присоединиться к фанатам, выпить рюмочку по поводу дня рождения, поздравить лично и всё остальное. То есть, основа движа была тогда в теплых, дружеских отношениях с костяком команды. Я это по себе знаю, потому что лично при этом присутствовал.
Сегодня этого и близко нет, по определению, потому что деньги космические платят нашим футболистам. Сейчас даже не сказать, что пропасть, что-то более глобальное между фанатами и игроками.
«Петровский» проще снести»
– Возвращаясь к теме «Петровского», как вы можете оценить отношение властей города к арене и её будущему?
– Разумеется, мне грустно. Я прекрасно знаю о состоянии стадиона, он, безусловно, требует реконструкции. Но, проще будет его действительно снести. Вопрос другой: что будет на его месте? Похоже, что дорогая, элитная недвижимость, потому что кусок земли более чем лакомый. Поэтому, я думаю, приоритет в этой истории отдаётся не спорту, в принципе, а именно что метрам и, в конечном итоге, деньгам. Об этом у строителей гораздо больше болит голова в данном проекте.
Хотя, конечно же, при желании, можно было бы и стадион сохранить, и недвижимость. Вписать, так сказать, «Петровский» в дома. Если это реализуется, я больше удивлюсь, потому что сейчас каждое адекватное, логичное решение воспринимается с удивлением определённым.
– Поговорим о современности. Что вы почувствовали во время презентации звёздного новичка «Зенита» Жерсона на месте бывшей фанатской трибуны?
– Если честно, меня Бог миловал, и я всего этого не видел. На стадионе меня тогда не было, по телевизору тоже не смотрел. Всё это, на самом деле, одно к одному и ложится. Было бы странно, если бы было по-другому. Если нужна презентация, то она должна пройти по всем законам нового стадиона: с девочками, с шариками, с этими самыми дымами из трубок и тому подобное. Чего-то подобного от клуба стоило ожидать, и оно произошло.
– Нужны ли «Зениту», учитывая изоляцию российских команд, дорогостоящие трансферы, такие как Луис Энрике и Жерсон?
– У людей из «Газпрома» есть такая возможность, они ей пользуются. За это смешно предъявлять претензии. Вопрос в том, что толку-то от этих покупок немного. Команды, которые обладают российскими игроками, не топовыми, в итоге обыгрывают «Зенит». Вот, что главное. Не то, что есть дорогие покупки, а то, что они не приносят должного результата. Это вот обидно.
– Кто изначально придумал выражение «в цветах «Зенита» нет чёрного»?
– Вообще, это не наша фраза, не из «Зенита» пошло. По-моему, Власов придумал такое в отношении чернокожих игроков. Что касается нас, то слово «чёрный» в данном выражении, во-первых, говорит о том, что в «Зените» нет тёмных, плохих мыслей. Во-вторых, это же озвучен просто факт: мы же сине-бело-голубые. В цветах нашей команды нет также ни зелёного, ни красного, ни чёрного. Это если, скажем так, официально отвечать (смеётся).
А если по существу, вспоминай тот самый инцидент в матче Кубка УЕФА против «Суперфунда» в августе 2004-го, когда человек выбежал на поле в футболке с данным лозунгом, он действительно являл собой протест против афроамериканцев в составе «Зенита».
– 24 мая впервые за шесть лет «Зенит» упустил чемпионство в РПЛ. Как вы восприняли данное событие?
– Некоторый осадок, разумеется, остался, учитывая обстоятельства, при которых чемпионство было утрачено. Я имею ввиду вот эти два матча с «Крыльями Советов» и «Акроном». Особенно с тольяттинцами, потому что самарцы, Бог с ними, предположим, это был несчастный случай. Но после уже произошедшего вот так отдать игру с командой из подвала турнирной таблицы, ничего, при этом, не показав. Конечно, оставляет послевкусие плохое.
– Выигрыш титула «Краснодаром» – случайность?
– В России любое чемпионство - стечение обстоятельств, во многом. По крайней мере, наше прошлогоднее уж точно. Поэтому, да, краснодарское золото тоже можно считать таковым.
«Категорически не устраивают эти ссыкливые шахматы»
– Как вы можете оценить игру сине-бело-голубых в последние несколько сезонов? Команде нужны перемены?
– Сложно сказать, что нужно изменить, но меня это всё категорически не устраивает. Вот эти ссыкливые шахматы, когда игроки «Зенита» располагаются по зонам и начинается перепасовка, я это так называю. Такая манера игры, мягко выражаясь, не привлекает. Просто какой-то пипец. Мы привыкли к размашистым атакам, как раньше говорили: «пусть соперник сегодня коварен, закружи его вихрем атак».
Никаких вихрей сейчас на поле я лично не наблюдаю. Лишь скучнейший футбол, когда все матчи, как под копирку. В последних матчах, и не только этого сезона, в которых «Зенит» добивался победы, ему просто фартануло. Но не факт, что так будет всегда происходить.
– Этим летом в московское «Динамо» перешёл Иван Сергеев. Считаете ли вы его поступок неоднозначным по отношению к фанатам «Зенита»?
– Я его ни на секунду не считаю предателем. Ваня прекрасно играл за «Зенит», выкладывался полностью, как говорится, ноги не убирал. Ему можно вынести только большую человеческую благодарность.
– «Динамо» с Карпиным и Сергеевым способно выиграть чемпионат России?
– Я очень рад, что Валера не оказался в «Спартаке». Потому что Карпин и красно-белые, для меня лично, очень пугающий альянс. Этот тренер просто предназначен для «Спартака», и то, что они, придурки, его не взяли, это большая ошибка.
Что касается «Динамо», вполне они способны конкурировать с тем же «Зенитом» за чемпионство, учитывая, опять же, невнятную игру нашей команды. Здесь я бы всё-таки разделял. Есть болельщики, а есть команда. У меня болельщики «Динамо» понятно, какую реакцию вызывают, а вот к их спортивному коллективу спокойно отношусь, более чем. В отличие от того же «Спартака».
– За год у вас наступило принятие Александра Соболева в «Зените»? Оправдывает ли себя этот трансфер?
– С моей точки зрения, Соболев не был нужен ни по игровым моментам, ни по концепции игры, ни по всему остальному. Зачем он был приобретён для меня осталось тайной. Говорят, что его очень хотел Семак. Коли-если, снявши голову, о волосах не плачут. Но факты говорят о том, что трансфер Соболева был ошибкой.
– Затронем немного тему околофутбола. Какое самое яркое столкновение с вашим участием вспоминается в первую очередь?
– 1998 год, ЦСКА-«Спартак» в Сокольниках, столкновение. Мне в нём повезло участвовать. Оно было, наверное, самым масштабным мероприятием, в котором мне довелось оказаться. Я бы, наверное, вот этот матч выделил.
– Как вы считаете, почему сейчас совсем не стало футбольных хулиганов даже в низших лигах?
– Потому что время изменилось, оно безнадёжно ушло вперед. Они уже никогда не вернутся к тому, что было. И об этом мечтать может только больной на голову человек. Остаются воспоминания, записи и прочее. А время того околофутбола прошло навсегда. Это надо понять, принять и смириться.
– Плохо, что время прошло и ситуация так изменилась?
– Это естественный процесс, и жалеть об этом просто смешно и абсолютно бессмысленно. Если хочешь соответствовать современным трендам, надо просто это осознать.
«Fan ID добил расслоение фанатского движения «Зенита»
– В этом году паспорт болельщика ввели и на Суперкубке России. Почему, при этом, Кубок страны до сих пор не попадает под действие данной системы?
– Потому что нет такой технической возможности в маленьких городах. Я думаю, в первую очередь, с этим вопрос связан. Чтобы просто всё это подключить, наладить, требуются огромные вложения, которые чиновники не могут себе позволить. Этот ларчик просто открывался.
– Как вы думаете, состоится введение паспорта болельщика повсеместно?
– Учитывая то, как у нас технические моменты приживаются в стране, в провинции, думаю, что окончательно гайки не закрутят. На этих стадионах, которые Гриша «Трудяга» прекрасно показывает в своих видосах с «двойки», откуда там все эти технические возможности возьмутся, если их нет сейчас? Как говорил мой старый товарищ: «откуда в жопе алмазы»?
– Смотря со стороны уже, как вам кажется, паспорт болельщика разрушает фанатское движение «Зенита» или, наоборот, сплачивает?
– По логике вещей, должна бы сплачивать. То есть, очищая залётных товарищей и оставляя только приверженных к идее людей. А на практике, конечно, убивает.
– Может быть, вообще расслоение началось ещё до современной эпохи?
– Я считаю, что Fan ID добил. Определённый отток кадров шёл и так, но после введения данной системы это стало уже более явным. Для многих появилась официальная причина не посещать стадион. Большинство и так не особо на него рвались, а тут, бац, и ты не просто не ходишь, а ещё и под идеологическую основу подгоняешь. Многим же в кайф просто сидеть дома, пить пиво и смотреть игру. К этому поведению большинство отнеслись, скажем так, не то чтобы с пониманием, а с некоторым даже внутренним одобрением, мне кажется.
«Российский футбол не убивают. Его делают некайфовым»
– Ваши эмоции от просмотра игр современными «Зенита» становятся менее яркими?
– Любовь притупляется, конечно же. Это, как разные планеты, сравнивать эмоциональную реакцию нашу, которая была в 90-ых и сейчас. Включён у меня телевизор, там показывают футбол. Я хожу из комнаты в комнату, одним глазом поглядываю, вот и весь просмотр для меня. Пиво я не пью, поэтому вот так.
– В последнее время усилились разговоры об ужесточении лимита на легионеров в РПЛ. Вы за или против? Сделает ли меньшее число иностранцев наш футбол лучше?
– Не думаю, что сделает его прямо так вот лучше. Никаким лимитам российскому футболу не поможешь. Хотя, если бы было чуть сокращено количество легионеров на поле, то я бы не был против. Но, при этом, кто-то скажет и будет прав, что это приведёт к раздутым контрактам молодых игроков.
– Новый лимит, как и закон о паспорте болельщика, инициируется извне, не учитывая мнения футбольных людей. Может ли со временем этот спорт искорениться в нашей стране?
– Слушайте, на самом деле, я противник теории заговоров. Никто футбол не убивает, его просто делают другим. И далеко не всем это нравится. Скучный, серый, не кайфовый. Чем он такой выгоден? Тем, что послушная публика, не приносящая проблем, ходит на трибуны. Клуб это всячески приветствует, как я понимаю. Судя по тому шоу, который мы видим на трибунах, это всё всех устраивает. Хотя фанатам никто себя не мешает проявлять себя вне футбольных матчей.
– Как вы бы предложили проявлять?
– Мне понравилось, как была организована встреча автобуса с фаер-шоу на подъезде к стадиону перед ответной игрой с «Фенербахче» в Лиге Европы. Вот такого плана вещи. Те же транспаранты, баннеры, делать. Их пока ещё не совсем запретили, поэтому самовыражаться можно и таким образом. Никто не обещал, что будет легко и просто.
Такие времена, они подразумевают, что люди себя будут проявлять как-то по-другому. Находить какие-то уникальные способы и в этом ловить фишку.