Летне-осенний период — сложный этап в работе любой логистической компании. В короткие сроки нужно вывести значительные объемы зерна, овощей и фруктов — это создает нагрузку и на машины, и на дорожную инфраструктуру. В чем особенности сельскохозяйственной логистики, как цифровизация облегчает работу в сезон и чего ждать в будущем — в этой статье. А также выделили самые популярные направления и проанализировали тарифы 2025 года.
Сельскохозяйственная сезонность в логистике
Сезонность в логистике в летне-осенний период связана с уборкой урожая. В зависимости от того, что собирают, этот период может длиться от нескольких недель до 3 месяцев. В это время нагрузка на логистические компании возрастает, и этот период часто становится настоящим испытанием для транспорта.
- Зерновые (июль-сентябрь)
Сбор пшеницы, ячменя и кукурузы — большая нагрузка на транспорт. Каждый день нужно перевозить тысячи тонн зерна на склады и заводы.
- Овощи и фрукты (август-октябрь)
Овощи и фрукты нужно перевозить быстро, потому что они быстро портятся — даже небольшая задержка может привести к большим потерям. К тому же, для перевозки часто требуется режимный транспорт.
- Сахарная свекла (сентябрь-ноябрь)
Свеклу собирают в конце осени. Ее много, и ее нужно быстро доставить на сахарные заводы.
Особенности сельскохозяйственных грузов
Если в промышленности можно отправлять товары в течение года, то в сельском хозяйстве все зависит от погодных условий, времени созревания урожая и периода его уборки.
Вот основные нюансы, которые влияют на работу перевозчиков:
- срок годности грузов — многие продукты нужно отправлять сразу, до того, как они испортятся;
- большие объемы — весь собранный урожай необходимо вывезти за короткое время;
- особые условия транспортировки — у перевозчиков в автопарке должны быть специальные машины, чтобы перевозить продукты в холоде или при определенной влажности;
- погода — дожди могут задерживать уборку урожая на несколько дней и создавать перебои в цепочке поставок;
- ограничения инфраструктуры — в сельских районах дороги обычно узкие и не рассчитаны на большое количество машин, а тем более фур. А склады не всегда могут принять весь урожай единовременно, поэтому мест для хранения может не хватать.
Все это приводит к нехватке машин, а значит, увеличению цен на перевозки, привлечению транспорта из других регионов и очередям на складах.
Сельскохозяйственный сезон 2025 года: направления и тарифы
В летне-осенний сезон 2025 года самыми востребованными стали перевозки урожая из Краснодарского края, Волгоградской области и Ставрополья в Москву и Московскую область. Средняя ставка на грузоперевозки по основным аграрным коридорам в стране выросла год к году на 20,8% и составила 53,9 руб./км.
В августе заметнее всего год к году подорожали маршруты из Астрахани и Волгограда в Санкт-Петербург, а также из Кабардино-Балкарии в Москву. Ставки по ним выросли почти на треть. В сентябре самыми дорогими направлениями стали перевозки из Астрахани в Санкт-Петербург и Москву (72,4 руб/км и 60,2 руб. соответственно), а также из Волгограда в Санкт-Петербург (62,3 руб/км). Это связано с высоким спросом на услуги перевозчиков в южных регионах, когда их работа особенно востребована.
Как логистические компании справляются с сезонными трудностями
Как правило, компании начинают готовиться к сезону заранее: изучают прогнозы урожая, заключают долгосрочные договоры с фермерами, обновляют и расширяют автопарки, чтобы не столкнуться с нехваткой машин. Для разных продуктов закупаются разные виды прицепов: машины для перевозки зерна, холодильные фургоны для овощей и фруктов, самосвалы для картофеля и свеклы.
Некоторые компании открывают временные офисы в районах, где идет уборка урожая. Технологии тоже помогают: в компаниях следят на машинами с помощью GPS, используют онлайн-сервисы для планирования перевозок, а также выпускают приложения для водителей, которые облегчают процесс доставки грузов.
Цифровизация логистики: как она помогает в сезон?
Если для поиска перевозчика производители используют современные цифровые инструменты, это снижает влияние тарифов на конечную стоимость товара для потребителя. То есть необязательно сложности в сезонной логистике отразятся на итоговой цене товара. По оценкам McKinsey и внутренним подсчетам Монополии, каждые 20% экономии затрат на логистику дают минус 3–5% к цене плодоовощной корзины. Такой эффект — из-за большого объема данных о грузоперевозках по всей стране. Алгоритмы анализируют их в режиме реального времени и предлагают заказчику прозрачный тариф «в рынке».
«Высокий сезон для сельхозпроизводителей — это и хороший доход, и вечная проблема узкого горлышка в логистике: как оперативно отправить большой объем продукции по ключевым направлениям силами ограниченного количества перевозчиков? Мы помогаем подбирать перевозчиков с помощью рекомендательной системы: на основе предыдущих заказов, особенностей груза и точки отправления платформа предлагает надежные варианты с подходящим типом полуприцепа и дает среднюю цену для такой услуги».
Цифровизация логистики влияет и на скорость доставки свежих продуктов. Помимо прозрачного ценообразования и широкой воронки, платформенные решения позволяют максимально эффективно использовать фуры: маршруты выстраиваются так, чтобы избежать порожнего пробега. В этом случае потребитель получает максимум свежей продукции, а это особенно критично для товаров с коротким сроком хранения. Аналитика McKinsey, BCG и Kept показывает, что цифровые платформы и ЭДО сокращают транзакционные издержки и порожний пробег на 15–25%.
Еще одна проблема, которую аграриям помогают решить цифровые сервисы, – отклонения в объеме урожая. Традиционно производители заранее заключают контракты на перевозки по фиксированной стоимости, опираясь на средние объемы прошлых лет. Существенное изменение объема продукции в таких условиях критично и создает издержки как для аграриев, так и для потребителя. Спотовые контракты, для которых рациональная цена определяется «в моменте», позволяют экономить до 20% по сравнению с фиксированными договорами. А наличие смежных сервисов на платформе позволяет гарантировать сроки доставки и сохранность груза.
«Мы знаем, как важно вовремя доставить свежий урожай на полки магазинов, — поясняет Алексей Бондарь. — Поэтому мы как платформа отвечаем за своевременное исполнение перевозки, а также внедрили возможность легко оформить страхование груза, что особенно важно для “скоропорта”. В 2025 году число застрахованных грузов выросло на 21% на фоне перестройки логистических цепочек и повышения культуры ответственности перевозчиков».
Что ожидать в будущем?
На фоне растущих требований к эффективности и прозрачности агропромышленного комплекса логистика переживает этап перестройки — и в будущем этих изменений будет еще больше. Можно выделить четыре основных направления этой трансформации, которые мы увидим в ближайшие годы.
- Автоматизация — использование беспилотных машин для перевозки внутри хозяйств.
- Объединение — создание единой цепочки от поля до магазина.
- Экологичность — уменьшение вреда для природы от транспорта.
- Гибкость — использование разных видов транспорта для перевозки.
Сезонные работы в сельском хозяйстве всегда будут создавать особые трудности для логистики. Успех зависит от того, насколько компании готовы адаптироваться к изменениям, покупать нужное оборудование и сотрудничать с фермерами.
Понимание особенностей сезонных перевозок и хорошее планирование помогают справиться с трудностями и даже получить преимущество. В условиях роста спроса на еду эффективная логистика становится важной для обеспечения продовольственной безопасности.