Покупка ювелирного украшения — всегда ответственный шаг, и ошибиться тут никому не хочется. Каждое украшение таит свои секреты, порой не самые приятные. Как не попасть в ловушку маркетинга и выбрать действительно стоящее изделие?
В этой статье я расскажу вам, на что нужно обращать внимание при выборе украшения. Вы узнаете, чем отличаются процессы создания украшений на заводах и у частных мастеров и как они влияют на качество, почему внешне похожие изделия могут сильно отличаться в цене и какие риски несет в себе покупка недорогого серийного украшения в магазине.
Автор статьи — Руслан Тапаков, художник‑ювелир, популяризатор ювелирного искусства
Удовольствие от хорошего качества
Длится дольше,
Чем радость от низкой цены.
— Перефразируя Генри Форда
В крупных ювелирных магазинах вас встречают длинные сверкающие витрины, усыпанные самыми разными украшениями. Мощные производства обеспечивают непрерывный выпуск изделий на любой вкус. Однако для снижения себестоимости и поддержания высоких объёмов производители нередко прибегают к технологическим упрощениям, которые иногда не лучшим образом сказываются на качестве. И у покупателя есть риск приобрести или брак, или украшение лишь с внешней привлекательностью и сомнительной ценностью. Чтобы этого избежать, важно понимать особенности изготовления украшений у разных производителей.
Подходы ювелирных заводов, студий и частных мастерских довольно сильно отличаются. Чтобы понять разницу и как она сказывается на результате, нам с вами нужно заглянуть во внутренние процессы производства ювелирных украшений.
Как создают украшения на ювелирных производствах
Ювелирные магазины делятся на две категории:
- имеющие собственное производство;
- работающие по партнерской схеме.
Особой разницы в ценовой политике я у них не наблюдаю. Разберем процессы изготовления украшений на примере собственного производства.
Сначала маркетологи просчитывают целесообразность создания украшения. Сколько оно должно весить, какие камни лучше использовать, как оно должно выглядеть, чтобы быть привлекательным и востребованным. Обычно более привлекательным будет считаться украшение, которое выглядит массивнее.
После разрабатывается макет (мастер‑модель). В прошлом ее выполняли вручную из металла, с нее снималась пресс‑форма (резиновый слепок), по которому можно было делать сколько угодно одинаковых украшений. Размер подгонялся на воске, потом все отливалось в нужном металле по восковой модели. И далее дело было за монтировкой (сборкой) украшения.
Вследствие такого подхода самой дорогостоящей частью было придумывание и исполнение прототипа. Но с учётом производства крупными партиями это вполне оправданно. На каждом производстве было несколько сильных мастеров, которые получали отличную зарплату, а «массовку» делали мастера раздельного производства.
Сейчас сильных мастеров (очень дорогих) часто заменяют дизайнерами 3D‑модели. Они с помощью специализированных программ воплощают украшение в специальной программе. После с помощью ювелирных принтеров/фрезеров можно его сделать в воске.
Тут самое главное, чтобы дизайнер знал ювелирные тонкости – не всё нарисованное потом можно воплотить. Но если прототип успешный, то завод может бесконечно печатать с него модель в полимере либо снять с нее слепок – есть резины, которые позволяют снять слепок даже с восковки. А далее процесс такой же: вакуумное или центробежное литьё и монтировка.
Что скрывает «массовый хит»: проблемы, которые однажды всплывут
А вот дальше идут уже неочевидные тонкости. Все эти нюансы неподготовленный человек, скорее всего, сразу не заметит. Но тут самый главный критик — это время. Оно нещадно выявляет все слабые места.
Закрепка камней
Одна из самых сложных частей работы по изготовлению украшения — это закрепка камней. Как это делается традиционно? Здесь нам не обойтись без специфических терминов, но понять суть будет несложно.
Итак, в украшении есть посадочные места под каждый камень или метка в виде точки. Мастер закрепки рассверливает сверлом или бором посадочное место на точную глубину. Камень должен правильно сидеть, рундист должен быть чуть ниже поля закрепки. И далее с помощью либо пневмоштихеля либо ручного штихеля мастер делает своеобразные заусенцы, которые превращает в шарики с помощью корневерток. Этих шариков может быть по два, по три, по четыре на камень — в зависимости от необходимости. Закрепка также может быть рельсовой, паве, фигурной. Это одна из самых трудоемких частей работы.
Чтобы процесс упростить, на заводах камни нередко вставляют в восковку и отливают украшение прямо с ними. В итоге камни проходят жёсткий нагрев, что пагубно отражается на их качестве. Закрепка такого рода лишает камень нужного блеска и подсветки.
Галтование украшений
Также бывает, что вместо труда ювелиров производства используют так называемые галтовки с разными наполнителями — как говорится, главное снизить себестоимость.
Галтовка — это либо электромагнитные, либо механические барабаны, в которых заготовки украшений крутятся часами вместе с наполнителем, как в стиральных машинах, приобретая ровную, гладкую поверхность и даже некоторый блеск. Ручная же обработка подразумевает работу надфилями, напильниками и бормашиной для каждого изделия отдельно. Блеск и глянец у украшений получается совершенно другой – он равномернее.
Экономия на материалах
Тенденция нашего времени – удешевление стоимости украшения за счет пустотелости, облегчения стенок, дутых обручальных колец. Украшение кажется массивным, а на деле драгметалла в нем кот наплакал. Если маркетологи снизили толщины до критического уровня, то металл легко деформируется, ломается, камни выпадают.
Синтетические камни
Камни – отдельная статья экономии. Они могут быть природными или лабораторными (сейчас этот термин заменен на «выращенные» или «ЭКО»). Встречал в одной всем известной сети украшения, где бриллианты используются одновременно и ЭКО, и природные: акцент стоит на природности, с пометкой количества природных и выращенных камней.
Развенчиваем миф: «Ручную работу покупать страшно, заводское качество надежнее»
Давно пора избавиться от стереотипа, что заводское качество лучше и надежнее ручной работы. Открою вам тайну: даже на заводе украшения создаются не эльфами и не роботами, а только ручным трудом! Исключение – цепи, которые изготавливают на вязальных станках, выполняющих определенные плетения. Но и там без ручного труда не обходится. Концевики, кольца, замки – все это делают люди.
Но если и в мастерской, и на заводе работают люди, в чём же тогда разница? А разница в подходе завода, который впоследствии предоставит украшения в магазин. И в том, как он оптимизирует затраты на изготовление. Обычно это делается с помощью разделения операций, когда разные этапы изготовления делают разные работники. Так не нужно тратить много времени на обучение, работника легко заменить, оплата идет по фиксированной стоимости. Главные условия такого подхода:
- украшения должны быть однотипными;
- поток производства должен быть высоким;
- затраты на материалы – максимально низкими.
Ну и где тут место для эксклюзива и люксового качества?
Так что, думаю, пора отказаться от стереотипа, что в магазине вы получите украшение, выполненное без применения ручного труда. Вероятность купить брак здесь может быть даже выше.
Качество, эксклюзив, гибкость: чем радует работа с ювелиром
Думаю, в общих чертах вы уже понимаете, чем отличается заводское изделие от украшения, изготовленного на заказ в ювелирной студии, у частного мастера или художника-ювелира. Давайте подытожим.
- Качество. Хороший мастер вручную доводит каждое украшение до идеала, не пытается упростить и удешевить сложные процессы и гарантирует, что у вас ничего не протрется, не сломается и не вывалится.
- Уникальность. Вы получите эксклюзивные украшения, каких не будет больше ни у кого. Это особенно важно, если украшение вам нужно не просто «лишь бы было», а вы хотите получить уникальную вещь, наделенную личным смыслом. В этом случае авторская работа – лучший способ воплотить свои чувства, желания и идеи в драгоценном металле.
- Вопреки предубеждениям, здесь вам тоже смогут предложить относительно бюджетные варианты, выполненные по готовым моделям. Также практически все мастера сотрудничают с 3D‑дизайнерами, кто‑то самостоятельно осваивает эти программы, поэтому вы можете получить приличное украшение разной степени эксклюзивности по доступной цене.
Я умышленно не говорю здесь про инвестиционную выгоду – о финансовых аспектах мы поговорим подробно в другой статье. Да и цены в данном случае озвучивать неуместно: уровень мастерства и экспертности может быть разным. Тут главное, чтобы творческое видение и качество работы мастера или студии вас устраивали.
Гарантии и обслуживание
Если вы уже купили украшение и с ним вдруг что-то произошло, например, вывалился камень или перетерлось крепление, то вопрос гарантий становится особенно острым. В магазине, скорее всего, сначала постараются сослаться на закон «О правах потребителей», согласно которому обменять или вернуть ювелирные украшения надлежащего качества нельзя.
В случае спора вам придется доказывать, что возникшая проблема – это заводской брак, а не ваша вина. Украшение у вас могут забрать на экспертизу на срок от 3 до 6 месяцев, чтобы выяснить, по какой причине произошла поломка. Конечно, многое зависит от руководства: если собственники нормальные, то пытаются быть лояльными. А если нет, то… Штат юристов обычно у них хороший. Так что тут всегда лотерея.
Добросовестные ювелиры, любящие свое дело, всегда стараются делать украшения «на века». В конце концов, от этого зависит репутация, которой каждый из нас очень дорожит. Поэтому я спокойно даю гарантию 3-5 лет на свои украшения в зависимости от их типа. Обязательно дам рекомендации по уходу и хранению. А еще рекомендую раз в полгода приносить украшения на обслуживание: просмотр, чистку, полировку. Так вы многократно увеличите срок эксплуатации любимых драгоценностей.
Итог
При выборе украшения самое главное – это четко осознать свои цели, правильно расставить приоритеты и определиться с бюджетом.
При ограниченном бюджете, или когда вам трудно представить украшение на эскизе, или тем более если у вас нет возможности ожидать две или четыре недели, пока изготовят украшение вашей мечты, то выбор в магазине логичен. Если вы знаете все опасные моменты или вам есть с кем проконсультироваться, то вы вполне можете получить бюджетное украшение — пусть не эксклюзивное, но отвечающее вашим запросам.
Если вы искушенный ценитель драгоценностей и масс‑маркет вас уже не устраивает, то самое время открыть для себя мир авторского ювелирного искусства, где творцы в разных ювелирных направлениях создают свои шедевры. Если вы найдёте «своего» ювелира, то эта связь будет практически навсегда.
С уважением,
Ваш Руслан Тапаков,
Художник по драгоценным металлам
http://tapakoff-art.ru
Буду рад новым подписчикам в моем Телеграм-канале: https://t.me/tapakoff_ruslan
Посмотреть мои работы: https://t.me/tapakoffjewelry