Оператор Семен Школьников, известный советский кинодокументалист, трижды лауреат Государственной премии, начал войну солдатом гаубично-артиллерийского полка, а в 1942 г. был включен во фронтовую операторскую группу.
Он вел съемки калининских и белорусских партизан, боевые вылеты штурмовиков, челночные перелеты на американских бомбардировщиках, боевые действия в Прибалтике, в горах Югославии. В своей книге «В объективе - война» Школьников оставил воспоминания, отражающие специфику работы оператора на фронте:
«Кадр за кадром запечатлевала лента. Вот двое взбираются по стропилам моста, несколько человек, рассредоточившись, привязывают к быкам толовые пакеты, тянут шнур... И тут вижу... Черт побери, какая досада! В аппарате кончалась пленка! На бобине ее всего тридцать метров — одна минута на экране...
Судорожно выхватываю из кармана полную бобину, прячу камеру под плащ-палатку. Знаю, метра два засветятся, надеюсь, не больше.
Быстро перезарядил камеру. Она вновь застрекотала. Как раз вовремя! Подрывники поджигали шнур.
Я снял горящий шнур и партизан, бегущих назад, к оврагу, и тоже поспешил за ними. На полпути, взбежав на холмик, обернулся. С этого места был хорошо виден мост. Завел пружину аппарата до отказа. Замер с камерой наготове. Сердце стучало так, что казалось, стук его слышен по всей округе.
Снова включил камеру. Секунда, вторая, третья... И вот один за другим громыхнуло несколько взрывов. Мост, рассыпавшись, рухнул в реку. Я побежал к оврагу. Подрывники уже ждали меня. Позади загремели выстрелы, засвистели пули. Но мы уже были в безопасности.
Партизаны вновь собрались в лесу. Все прошло на редкость удачно — потерь у нас не было.
— Все удалось снять? — спросил Иван Либа.
— Все, все, Ваня...
— А получится?
Хотелось ответить: «Да». Однако есть у кинохроникеров свои приметы... Я вспомнил, как отвечал в таких случаях один из моих учителей Михаил Моисеевич Глидер, и сказал:
— Экран покажет.
— Ну-ну, пусть только не покажет! — шутливо пригрозил Ваня.
А ведь действительно мог и не показать. Камера в грязи и пыли. Пленку перезаряжал наспех. Возможны царапины. Диафрагму устанавливал на глазок. Кто поручится заранее, что беспристрастный ОТК лаборатории не сообщит, что столько-то метров забраковано из-за недодержки, а столько-то метров из-за передержки». [4]
Скорость, экономия кадров и понимание ценности каждого момента, который не мог быть повторен, - все эти особенности операторской работы присущи воспоминаниям Семена Школьникова. Однако, добытые в результате большого труда, кадры могли быть технически забракованы или по каким-либо причинам не получить положительную оценку на киностудии.
Мобильность камеры позволяла вести съемку с самых разных точек, в экстремальных условиях. Невероятно, но «Аймо» побывала даже на Эльбрусе! Во второй половине августа 1942 г. немецкие войска вышли к горам Кавказа. 21 августа группа горных стрелков вермахта поднялась на Эльбрус и установила там нацистский флаг. В феврале 1943-го группой самых опытных военных альпинистов под командованием Александра Гусева были совершены восхождения на Западную и Восточную вершины Эльбруса, установлены советские флаги. Советскую экспедицию по сбросу фашистских флагов сопровождал кинооператор – Никита Петросов.
Оператор не имел альпинистского опыта, никогда до этого задания не занимался восхождениями. А. Гусев в своей книге «Эльбрус в огне» отмечает:
«Вышли мы налегке: только у Петросова кинокамера, штатив, да ещё запас киноплёнки. Он новичок в горах, а потому несём его груз по очереди. Кроме того, силы нашего оператора надо беречь: на вершине он должен снимать все события. Да и теперь Петросов пытается снимать отдельные этапы восхождения, а это очень нелегко в такой обстановке. Меня удивляет его упорство и выносливость. Сейчас каждое лишнее движение в тягость, а он выходит из строя цепочки на верёвке, чтобы не сорваться, и снимает, замерзая и задыхаясь. Н. Петросов не хуже нас понимает, что поход, в котором и он принимает участие – событие историческое, и каждый кадр будет уникальным». [1]
Панорама «Пропавшие в кинохронике» посвящена событиям Великой Отечественной войны и историям фронтовых операторов. На экспозиции можно увидеть фигуры разных операторов: кто-то из них вел съемку на Невском пятачке, кто-то в Сталинграде, кто-то на территории Белорусской ССР (1944 г.)… В их руках та самая камера «Аймо».
На инсталляции проводятся уникальные индивидуальные экскурсии с Дмитрием Александровичем Поштаренко - автором трехмерных панорам мастерской «Невский баталист», где для посетителей демонстрируется принцип работы кинокамеры «Аймо». Являясь уникальным предметом периода Великой Отечественной войны, он позволяет прикоснуться к делу фронтовых операторов, попробовать через объектив посмотреть на мир глазами тех людей, которые снимали «сквозь слезы».
Источники:
- Гусев А.М. «Эльбрус в огне», М., 1980
- Кармен Р. Под пулеметным огнем. Записки фронтового оператора, 2017
- Лыткин Н. Как в кино - записки кинохроникера, 1988
- Школьников С. С. В объективе — война. — М.: Воениздат, 1979