Найти в Дзене
О! Фантастика!

A Hole in the Sky – первое печатное издание дебютной молодёжной трилогии Питера Гамильтона

Питер Фрэнсис Гамильтон родился 2 марта 1960 года в Оукхеме, графство Ратленд, Англия, и на протяжении последних четырёх десятилетий утвердил свою позицию одного из самых выдающихся британских авторов научной фантастики, специализирующегося на жанре космической оперы. Всего его книги продали более двух миллионов копий по всему миру, что делает его одним из самых успешных британских авторов в этом жанре. Гамильтон не закончил университет, однако изучал естественные науки в школе Worksop College до восемнадцати лет, после чего заявил в интервью, что он «прекратил изучать английский и литературу в шестнадцать лет, когда совсем не интересовался этими предметами». Его образование было в основном самостоятельным, опираясь на широкое чтение научной фантастики и технических материалов в местной библиотеке, особенно под влиянием биохимика и писателя Айзека Азимова.​ Гамильтон начал писательскую карьеру в 1987 году в возрасте 27 лет, во время периода безработицы, когда ему нужна была работа, ко
Оглавление

Об авторе: архитектор масштабной научной фантастики

Питер Фрэнсис Гамильтон родился 2 марта 1960 года в Оукхеме, графство Ратленд, Англия, и на протяжении последних четырёх десятилетий утвердил свою позицию одного из самых выдающихся британских авторов научной фантастики, специализирующегося на жанре космической оперы. Всего его книги продали более двух миллионов копий по всему миру, что делает его одним из самых успешных британских авторов в этом жанре. Гамильтон не закончил университет, однако изучал естественные науки в школе Worksop College до восемнадцати лет, после чего заявил в интервью, что он «прекратил изучать английский и литературу в шестнадцать лет, когда совсем не интересовался этими предметами». Его образование было в основном самостоятельным, опираясь на широкое чтение научной фантастики и технических материалов в местной библиотеке, особенно под влиянием биохимика и писателя Айзека Азимова.​

Гамильтон начал писательскую карьеру в 1987 году в возрасте 27 лет, во время периода безработицы, когда ему нужна была работа, которую он мог бы выполнять дома или близко к дому, чтобы ухаживать за больной матерью. В том же году он начал продавать короткие рассказы, и уже в 1988 году продал свой первый рассказ журналу Fear. Его первый опубликованный роман «Mindstar Rising» вышел в 1993 году в британском издательстве Pan, а затем в США в 1996 году выпущен издательством Tor. Критики встретили это кибертриллер-произведение, действие которого разворачивается в будущей Англии после глобального потепления, с восхищением. Рецензент Publishers Weekly сравнил его с произведением, похожим на «сотрудничество между Уильямом Гибсоном и Яном Флемингом», отметив быстро развивающийся сюжет, экзотическое оборудование и убедительных персонажей.​

Первый роман открыл дверь для трилогии Greg Mandel (1993–1995), в которую вошли «A Quantum Murder» (1994) и «The Nano Flower» (1995). Однако истинный прорыв для Гамильтона произошёл с выходом его эпической Night's Dawn Trilogy (1996–1999): «The Reality Dysfunction» (1996), «The Neutronium Alchemist» (1997) и «The Naked God» (1999). Каждый том этой трилогии превышал тысячу страниц, и в сумме произведения составляли приблизительно 1,2 миллиона слов. Критик Sunday Times Питер Миллар похвалил серию за комбинацию «убедительных персонажей» и философских концепций, заключив, что с этим томом «Гамильтон вернул Британии доминирование в жанре научной фантастики».​

После Night's Dawn Trilogy Гамильтон не замедлил темп. Он опубликовал самостоятельный роман «Fallen Dragon» (2001), который был номинирован на премию Arthur C. Clarke Award, исследуя идеи и стили Night's Dawn Trilogy в более тёмном тоне. Затем появилась его Commonwealth Saga (2002–2005) с романами «Misspent Youth» (2002), «Pandora's Star» (2004) и «Judas Unchained» (2005). Эти произведения исследовали общество, в котором почти полностью устранена смерть благодаря технологии омоложения, и её социальные последствия. Позже Гамильтон создал Void Trilogy (2007–2010): «The Dreaming Void» , «The Temporal Void» и «The Evolutionary Void» , которая была расположена спустя 1200 лет после событий основной Commonwealth Saga.​

В 2014 и 2016 годах Гамильтон издал «The Abyss Beyond Dreams» и «A Night Without Stars» , входящие в цикл Commonwealth: Chronicle of the Fallers, который вновь обращается к вселенной Commonwealth, раскрывая её эволюцию на протяжении столетий. Кроме того, Гамильтон написал детскую фэнтезийную трилогию Queen of Dreams (2014–2017): «The Secret Throne» , «The Hunting of the Princes» и «A Voyage Through Air» . В 2012 году вышел его большой полицейский детектив будущего «Great North Road» , расположенный в Ньюкасле 2143 года.​

Трилогия Salvation Sequence (2018–2020) включила «Salvation» , «Salvation Lost» и «The Saints of Salvation» , представив более компактные романы с сфокусированным нарративом в контрасте с масштабными вселенными его ранних работ. Гамильтон был награждён Inkpot Award в 2012 году за его значительный вклад в жанр научной фантастики.​

Появление молодёжной литературы: новое направление творчества

До создания Arkship Trilogy Гамильтон никогда не писал собственно молодёжную научную фантастику, хотя его трилогия Queen of Dreams часто классифицировалась как детская фэнтезийная литература. Решение автора создать трилогию для подросткового читателя было сознательным и стратегическим. Как сказал Гамильтон в интервью для издания Parallel Publishing в октябре 2021 года: «Это не постоянный переход в жанр молодёжной литературы; как я сказал раньше, мне нравится делать мои книги разными» .​

Гамильтон пояснил причину выбора молодёжной перспективы для этого проекта: «В данном случае, имея подростка, Хейзел, было лучшим способом изучить и объяснить жизнь на ковчеге, поскольку она сама узнаёт о маленьком мире, в котором родилась, и сомневается в его структуре и обществе. Наличие подростка в качестве главной героини определяет издательскую категорию, но я надеюсь, что это будет привлекательно для читателей любого возраста» .​

На вопрос о том, почему выбрана аудиоверсия, Гамильтон сосредоточился на форме повествования. «Самое большое изменение в моём письме для этого проекта пришло от написания в первом лице» . Это было для него новым вызовом, поскольку все его массивные эпические опусы использовали многоточечный точек зрения от третьего лица. Гамильтон пояснил в интервью для SFFWorld в марте 2021 года: «Очень отличается от того, что находишь себя, когда всё важное, что происходит, должно быть видно через глаза одного человека. Учитывая, что это установлено на ограниченной вселенной одного корабля, это было намного проще, чем было бы в галактике-охватывающей космической опере. Кроме того, имея Хейзел относительно молодой, и, следовательно, открывая, как всё работает, было целесообразным установочным пунктом для повествования в первом лице» .​

Гамильтон также выразил озабоченность по поводу недостатка научной фантастики для подросткового читателя. В интервью для Reddit он заметил: «я долгое время осознавал, что нет столько научной фантастики для подросткового читателя, сколько есть фэнтези и ужасов – и я не имею ни малейшего представления, почему это так» .​

-2

От аудиоверсии к печатному формату: пятилетний путь

История издания «A Hole in the Sky» начинается с необычного решения. Первый том трилогии был выпущен исключительно в аудиоформате издательством Tantor Media в марте 2021 года. Аудиокнига, озвученная профессиональной американской диктрисой Элизабет Клетт, имела длительность 9 часов 52 минуты. Этот формат был выбран отчасти потому, что Гамильтон хотел экспериментировать с новой формой повествования, и аудиокниги на тот момент были наиболее инновационным способом доставки художественного контента.​

Однако в том же интервью для SFFWorld в марте 2021 года писатель указал, что печатные издания планируются: «Надеюсь, да. Мой агент ведёт переговоры с издателями о печатных и электронных версиях после выхода аудиокниг. Когда это произойдёт, я опубликую детали» . Второй том, «The Captain's Daughter» , был выпущен в 2022 году также в аудиоформате, а затем третий том, «Queens of An Alien Sun» , выпущен в том же году.​

После завершения полной аудиотрилогии в 2022 году издатель Angry Robot, британское подразделение издательской группы Watkins Media, получил права на печатное и электронное издание трилогии. Это издательство, основанное в 2008 году и специализирующееся на научной фантастике и фэнтези, известно инновационным маркетингом, социальным взаимодействием и созданием так называемой «Robot Army» – сети интернет-обозревателей, получающих эксклюзивный доступ к предварительным копиям.​

Первое печатное издание «A Hole in the Sky» выходит 20 января 2026 года в мягкой обложке объёмом 400 страниц. Второй том трилогии, «The Captain's Daughter» , запланирован на 9 июня 2026 года с тем же объёмом. Третий том, «Queens of An Alien Sun» , пока не получил точную дату выхода в печатном формате, однако ожидается его издание в течение 2026 года.​

Таким образом, ожидание печатных изданий длилось почти пять лет с момента первого выхода первого тома в аудиоформате в марте 2021 года. Это длительное ожидание сделало выход первого печатного издания значительным событием для поклонников Гамильтона, которые предпочитают традиционные книги аудиокнигам.

Параметры и издательские детали первого печатного издания

Печатное издание «A Hole in the Sky» , выпускаемое издательством Angry Robot, будет содержать 400 страниц в стандартном формате мягкой обложки. Размеры книги составляют примерно 197 × 130 × 130 миллиметров. ISBN издания: 978-1-8367-3009-5. В Австралии цена установлена на уровне 45 австралийских долларов.​

Выбор Angry Robot в качестве издателя весьма логичен для этого проекта. Издательство, купленное Watkins Media в 2014 году, известно своей прогрессивной редакционной политикой, специализацией на жанровой литературе и агрессивным маркетингом в социальных сетях. Компания известна практикой одновременного выпуска печатных и электронных версий, позволяя читателям выбирать предпочитаемый формат.​

Мир Daedalus: контекст вселенной

Действие Arkship Trilogy разворачивается на гигантском звездолёте-ковчеге Daedalus (назван в честь древнегреческого мастера Дедала), который буквально представляет собой огромный полый астероид с приделанными двигателями. Согласно предыстории, корабль был отправлен с Земли примерно две тысячи лет назад в ходе первой волны межзвёздной колонизации. Пятьсот лет назад, когда Дедал достиг первого потенциального пункта назначения – водного мира, полного множества островов, на котором развивалась примитивная разумная форма жизни – произошла мятежная «mutiny» .​

Часть экипажа считала, что колонизация нового мира необратимо разрушит развивающуюся туземную цивилизацию; другая часть желала остановиться и поселиться именно здесь, вместо того чтобы продолжать тысячелетний полёт к следующей звезде. Конфликт привёл к восстанию, которое длилось более года и унесло жизни почти всех взрослых на корабле. Мятежники уничтожили почти все машины, производящие пищу, одежду, лекарства и другие необходимые ресурсы, чтобы принудить капитана к повиновению.​

После подавления мятежа выжившему экипажу, насчитывающему всего несколько тысяч человек, пришлось адаптироваться к жизни без высокотехнологичного оборудования. Сознание капитана корабля было загружено в главный компьютер судна – это сущность, известная как Electric Captain (Электрический Капитан). Капитан продолжает существовать в цифровой форме, появляясь периодически на экранах, установленных в каждой из примерно ста деревень, построенных вблизи станций локального аналога метро кораблей.​

За пятьсот лет дикой адаптации население скатилось почти к средневековому уровню развития, полностью забыв о великолепных технологиях, которые когда-то позволяли им комфортную жизнь. Люди живут в условиях скудности ресурсов, выращивая еду на огромных сельскохозяйственных площадях внутри парка кораблей – ботанического аналога древних земных ботанических садов.​

Система Cycling: ужасающая основа общества

Центральное место в социальной и политической структуре жизни на Daedalus занимает практика, известная как «Cycling» (Циклирование). Когда человек достигает возраста 65 лет или становится неспособным к производительному труду из-за болезни, травмы или инвалидности, его/её подвергают ритуалу Циклирования. На поверхности это описывается как необходимая мера для сбережения ограниченных ресурсов биосферы кораблей и поддержания прибыльного баланса между населением и доступными ресурсами.​

Однако на практике Циклирование представляет собой фактически фактическую эвтаназию – люди, выбранные для Циклирования, переводятся на переработку, снабжая органические материалы для питания оставшегося населения. Что особенно ужасает, это то, что этот жестокий обычай, существующий на протяжении пятисот лет, укоренился в культуре и воспринимается населением как справедливость, необходимость и даже как некая форма почёта. Многие люди добровольно идут на Циклирование, видя в нём что-то вроде праздника или ритуального перехода.​

Однако существует меньшинство, которое отказалось подчиняться этому системе. Эти люди называются «Cheaters» (Обманщики или Лжецы). Они скрываются в запечатанных отсеках и закрытых районах корабля, тех местах, которые были заблокированы после мятежа пятьсот лет назад. Обманщиков жестоко преследуют регуляторы (представители местного самоуправления), и они живут на грани выживания, отказываясь подчиняться системе, которую они считают моральной бесчеловечностью.​

Портрет главной героини: Хейзел и её мир

В центре повествования трилогии находится шестнадцатилетняя Хейзел, яркая и находчивая молодая женщина, живущая в одной из деревень на Daedalus. Хейзел – это персонаж, глубоко связанный со своим местным сообществом, но одновременно испытывающий экзистенциальное недовольство ограниченностью её мира. Она живёт со своим младшим братом Фрейзером (Fraser) и участвует в обычной жизни своей деревни.​

История Хейзел начинается именно во время подготовки к ежегодной церемонии Циклирования. Её выбирают на почётную должность «цветочницы» ] (flower girl) на этом ритуале. Эта роль означает огромную честь в её обществе – это функция, приписываемая молодым женщинам из уважаемых семей. Однако именно в этот момент Хейзел встречает группу людей, называемых Обманщиками, которые были пойманы и осуждены на Циклирование.​

Один из этих Обманщиков рассказывает Хейзел поразительную новость: корабль теряет атмосферу через разлом в своей обшивке, и вскоре вся биосфера станет непригодной для жизни. Это объясняет загадочные головные боли, которые мучают жителей Daedalus, страдающих от постепенно снижающегося содержания кислорода. Для Хейзел это откровение – первый знак того, что её мир полон лжи и что власти скрывают истину от населения.​

Кризис достигает своей критической точки, когда брат Хейзела, Фрейзер, получает серьёзную травму, оставляющую его почти полностью парализованным. В согласии с системой, парализованного и неспособного к производительному труду Фрейзера немедленно осуждают на Циклирование, несмотря на его молодость и потенциал. Это решение, хотя и социально «справедливо» в контексте общества Daedalus, вызывает в Хейзел взрыв эмоций и отчаяния.​

Эта личная трагедия – поворотный момент в жизни Хейзел. Вместо того чтобы подчиниться общественному приговору, она принимает отчаянное решение – она сбегает с братом, присоединяясь к группе Обманщиков, живущих в запечатанных отсеках старого корабля. Это решение означает для неё полный отказ от прежней жизни, от безопасности, от известной ей социальной структуры.​

Первые шаги героини: открытие древних технологий

В запечатанных отсеках Daedalus, покинутых и запечатанных с момента мятежа пятьсот лет назад, Хейзел начинает открывать истину о своём мире. Эти отсеки содержат древние технологии, высокоразвитые системы, о которых жители поверхностных деревень давно забыли, или никогда не знали. Среди этих артефактов – система wristwatch AI (наручный компьютер искусственного интеллекта), названный John, который становится невольным помощником и другом Хейзел.​

Этот AI, который служит функциям советника, информатора и даже морального якоря, напоминает читателям о фантастических помощниках из литературы и кинематографии – от волшебных существ в фэнтези до интеллектуальных помощников в научной фантастике. Как сказала одна из рецензенток на Goodreads, John «служит аккуратно в роли волшебного помощника, помогая друзьям нашим использовать продвинутую технологию строителей так, что это может быть и волшебством» .​

-3

Культурные и литературные влияния на персонажа Хейзел

Интересно отметить, что Гамильтон включил в текст ссылку на классическую английскую литературу. Согласно интервью, которое писатель дал для издания Parallel Publishing в октябре 2021 года, любимой книгой Хейзел является «Pride and Prejudice» (Гордость и предубеждение) Джейн Остен. Это выбор не случайный. Гамильтон объяснил, что «книга влияет на то, как она интерпретирует поведение окружающих её людей – это её точка отсчёта» . Он далее пояснил: «я всегда находил, что это мягко подрывное в том, как оно мягко ставит под вопрос жёсткость общества того времени, когда оно было написано, и особенно роль женщин в этой эре. Это позволяет Хейзел проводить определённые параллели» .​

Эта культурная ссылка углубляет персонаж Хейзел, показывая, что даже в технологически деградировавшем обществе будущего, классическая литература сохраняет свою способность формировать мировоззрение и нравственное развитие. Остен, писавшая о героине, которая вопрошала и оспаривала социальные нормы своего времени, становится интеллектуальным спутником Хейзел, которая сама начинает ставить под вопрос структуру своего общества.​

Критический приём аудиоверсии и ожидания печатного издания

После выхода аудиокниги в марте 2021 года произведение получило положительный приём от аудитории и критиков, хотя и с некоторыми оговорками. На Goodreads аудиоверсия получила среднюю оценку приблизительно 4.4 звезды (из 5) на основании нескольких рецензий. Некоторые читатели, привыкшие к эпическим масштабам других работ Гамильтона, изначально выражали некоторое разочарование в более компактной и молодёжной форме произведения.​

Однако многие критики высоко оценили инновационность подхода и успех в адаптации стиля Гамильтона к новому формату. Рецензент на Goodreads под ником Faith (написавший рецензию в апреле 2021 года) отметил: «Хейзел – живая и находчивая девушка, полная решимости изменить мир или космический корабль к лучшему» . Однако этот же рецензент указал, что «сюжет кажется очень зависимым от молодых подростков, в то время как взрослые действуют как безмозглые идиоты, что ожидается в романе, направленном на подростков» ].​

Издание Publishers Weekly, которое рецензировало печатное издание в октябре 2025 года (до официального выхода), дало положительную оценку, отметив, что «повороты частые и захватывающие, хотя вызывает некоторое сомнение, что Хейзел удаётся пережить столько смертельных ситуаций невредимой» ]. Рецензент заключил, что «читатели, готовые к требуемому от них подвешиванию неверия, будут постоянно удивлены и восхищены» ].​

Место Arkship Trilogy в контексте творчества Гамильтона

Выход печатного издания «A Hole in the Sky» в 2026 году символизирует значительный сдвиг в творческой траектории Питера Гамильтона. На протяжении почти четырёх десятилетий его репутация была построена на создании массивных, многопоточных эпических космических опер, часто насчитывающих более тысячи страниц каждая. Arkship Trilogy представляет собой существенный отказ от этого шаблона – каждый том содержит всего 400 страниц, то есть примерно в половину объёма его типичных романов.​

Более того, это его первый опыт написания научной фантастики для подросткового читателя, использование повествования от первого лица вместо многоточечного третьего лица, и сосредоточение на интимной истории одной молодой женщины, открывающей истину о её ограниченном мире, вместо галактики-охватывающей политической игры.​

Парадоксально, что именно эти ограничения – небольшой объём, молодёжная перспектива, первое лицо – позволили Гамильтону создать то, что многие критики назвали одним из его самых убедительных и эмоционально резонансных произведений. Интимная связь читателя с Хейзел, её личные страдания и моральные дилеммы приобретают большой вес из-за формата повествования, нежели имели бы место в масштабной многопоточной саге.​

Контекст издания в 2026 году: многозадачность Гамильтона

Печатное издание «A Hole in the Sky» выходит в уникальный момент творческой активности Гамильтона. Параллельно выпусканию первого печатного тома Arkship Trilogy, писатель завершает свой контракт на написание дилогии Exodus (первая часть которой вышла в сентябре 2024 года, вторая выходит в июне 2026 года). Кроме того, Гамильтон подписал новый контракт на написание совершенно новой двухкниговой научной фантастической оперы в оригинальной вселенной.​

Этот выход новых печатных изданий, таким образом, происходит в контексте необыкновенной производительности писателя в возрасте 65–66 лет (ему исполнится 66 лет в марте 2026 года). Вместо замедления темпа творческой деятельности, Гамильтон не только выпускает печатные версии своей молодёжной трилогии, но и одновременно завершает две полноценные научные фантастические опусы для взрослой аудитории.

Заключение: значимость момента

Печатное издание «A Hole in the Sky» , выходящее 20 января 2026 года, знаменует собой важный момент в британской научной фантастике и в карьере Питера Гамильтона. После пятилетнего периода эксклюзивного существования только в аудиоформате, роман становится доступен для новой аудитории – для тех, кто предпочитает традиционные печатные книги, для молодых читателей, которые могут начать свой путь в мир научной фантастики через подростковую героиню, ищущую истину о её ограниченном мире, и для долгосрочных поклонников Гамильтона, желающих полной коллекции его работ.

Значимость этого события возрастает благодаря тому, что это означает признание того, что молодёжная научная фантастика, созданная одним из величайших британских авторов жанра, достойна того же внимания и формата, что и его эпические для взрослых произведения. Вместе с одновременным печатным выходом Exodus и других его проектов, выход Arkship Trilogy подтверждает, что Гамильтон остаётся одним из самых активных и универсальных авторов научной фантастики нашего времени, способным успешно писать как для подросткового, так и для взрослого читателя, создавая произведения, которые обогащают жанр своей разнообразием и глубиной.

Основные источники информации:

  • Архивные материалы об авторе (BookBrowse, The Wertzone, Encyclopedia.com)
  • Издательство Angry Robot и его официальный каталог
  • Penguin Random House – данные о печатном издании
  • Goodreads – рецензии читателей и информация об изданиях
  • Publishers Weekly – критический обзор печатного издания (октябрь 2025)
  • Parallel Publishing – интервью Питера Гамильтона (октябрь 2021)
  • SFFWorld – интервью и обзоры (март 2021)
  • FantLab.ru – Русская база данных научной фантастики
  • Reddit – обсуждения сообщества поклонников
-4