Доехала до дачи, победоносно укрыла почти всё, что хотела! Ну да, тяп-ляп, зато почти всё. Даже бабушкин клематис, про который я сначала думала, что он и так перезимует. Оборвала его плети, засунула их под овощной ящик и присыпала листьями лещины.
При этом и ящики у меня закончились, и спанбонд, так что, видимо, можно считать эпопею с укрыванием завершенной. Хотя уже позже я прочитала, что и некоторые злаки надо укрывать. Например, осоку власовидную, я посадила летом пару симпатичнейших кустиков. Некоторые считают, что и клубнику хорошо бы чем-то присыпать, и юные хвойные притенить. Так что при случае (если он выпадет) будет чем заняться.
Утешаю себя тем, что наш сад несколько лет оставался вообще без присмотра, сныть с пыреем никто не дергал, благородных граждан не укрывал, а многие всё же выжили. Конечно, не все. Но многие.
Прошедший сезон был для моего сада не слишком удачным. Погода не баловала! Все рано пошли в рост, померзли, не все смогли прийти в себя, потом внезапно жахнула жара, а потом залупили бесконечные дожди и народ начал гнить. Даже огурцов почти не было. Не говоря уж про более привередливых граждан вроде перцев и томатов. Я такую замечательную вырастила рассаду, на состояние июня все выглядели орлами! Но дружно пропали, эх. И цветочки туда же. Кто-то вымерз, кто-то сгнил, особенно юные саженцы тут отличились, печаль-печаль. Среди моих любимых роз и флоксов многие так и не расцвели, а только нарастили стебли-листья – не помню, чтобы такое случалось раньше с подрощенными особями.
Однако некоторым ребятам погода понравилась.
Первое место по несокрушимости у меня заняла монарда. Она вылезла даже там, где никто её не ждал, причем в каком-то монструозном виде, некоторые кусты аж под два метра вымахали.
У меня много разных монардных сортов, я давно в них запуталась, отличаю своих девушек по цвету и хлипкости, но в этом сезоне совершенно все проявили себя так ударно, что пришлось их рассаживать, иначе они передавили бы соседей. У меня в саду мало хороших мест, чуть больше мест «так себе», а есть совершенно безнадежные зоны. Под огромными ёлками, например. Там ничего не растёт. Вот я уже и туда, под ёлки, стала засовывать беснующиеся монарды. Поглядим, как они поведут себя следующим летом, выживут ли.
Второе место я бы отдала василистнику Делавея. Он у меня не так давно, второй год, и летом 24 года он казался мне таким хрупким, таким ажурным.
Я посадила два кустика к флоксам, в разные цветники, любовалась ажурностью, переживала, не покинет ли нас этот трепетный принц. Весной 25 он долго не показывался, и я уж было решила, что он не перезимовал. Но потом он ещё как вырос!
Он по-прежнему мне очень нравится ажурностью, но хрупким я его больше не считаю. Два кустика превратились в дюжину – оказалось, что достаточно оторвать и вкопать в землю стебелёк василистника, и пожалуйста, у тебя ещё один кустик. Впечатлена его драйвом! Из других достоинств – он замечательно выглядит весь сезон, бесконечно цветёт, и всегда свеж. Даже и сейчас стоит зелёненький.
Ну, там, где я его не обрезала – большая часть василистников оказалась под моими укрытиями и пришлось их укоротить, торчали во все стороны. Так что василистник – мой новый кумир. Красивый, живучий, прекрасно сочетается с розами и флоксами.
На третье место я поставила бы клематисы. Совершенно все мои палочки и корешочки, даже самые жалкие и засунутые под снег в конце ноября, перезимовали.
Конечно, не все цвели, но таких подвигов я от них и не ждала. Зато отлично цвели клематисы постарше, и погодный хаос как будто их совсем не затронул. Я раньше тушевалась перед клематисами, мне казалось, что клематисы очень особенные господа, которые требуют очень особенного подхода. Небось не какая-нибудь купена – куда её ни сунь, везде вырастет.
Но в этом году я как будто начала их понимать. Клематисы реально довольно странные. Я заметила, например, что им непременно нужна опора, без неё они не будут расти. По моему опыту с другими цветами, всё должно быть наоборот: сначала у растения появляется побег, а уже потом мы его чем-то подпираем, логично? Но клематис как будто ждёт, пока ему дадут шпалеру, причем по возможности крепкую и красивую, не палочку какую-нибудь – а уже потом, окинув её из-под земли критическим взглядом, решает: ну окей, подходит! Идёт в рост и бодро её осваивает. А если шпалеры нет – он может и вовсе не вылезти, как будто обиделся. Вот честно: они как будто умеют обижаться. По мне – это дико странно. Может, только у меня клематисы такие? Или мои умозаключения построены на ряде когнитивных искажений? Запросто! Но пострадавших, вроде, нет, так что и ладно.
Ещё про клематисы: в рекомендациях, как их укрывать, я читала, что стоит укладывать снятые побеги на землю и по возможности присыпать землей же, как бы для утепления. Я так и делала. И знаете что? Они же укореняются! Все эти присыпанные землей побеги бодро пускают корешки. И на состояние весны вы имеете новые клематисы по всему цветнику, которые за лето превращаются в довольно крепкие лианки. Я даже рада, пусть колосятся, попробую в будущем отсадить их в места «так себе» или раздам знакомым, но вообще я этого не имела в виду.
На четвертое место рвутся мальвы Зебрины. Да, они как бы однолетники, но они такие живучие и так активно сеятся! Я их один раз посадила, весной 24 года, – и всё, теперь они везде.
Пересаживала их в места «так себе» и даже в унылую тень – там они хуже растут и цветут, но растут же, не гибнут. Единственная моя претензия к Зебринам – на хороших местах они становятся слишком могучими и начинают всем мешать. Но всегда можно выдернуть лишние: выдергивать проще, чем сажать. Цветут до сих пор и до сих пор свежи! Но остались только в местах поплоше – из хороших я их выдернула, когда укрывала розы-клематисы.
На пятое я бы поставила котовник Фассена. Это мой новый знакомый, весной впервые купила саженец сорта Six Hills Giant – и он принялся так бурно расти на подоконнике, что я нарезала черенков и засунула их в стаканчики с землей. В каждом их них он продолжил свой бурный рост. В итоге куда я его только не посадила – и везде он пополз во все стороны с тем же несокрушимым драйвом. Что, безусловно, заслуживает уважения. Хотя не то что я такой уж его фанат: кажется, я его даже и не сфотографировала ни разу, он не слишком яркий.
Вдобавок у него довольно своеобразный запах, он мне не слишком нравится. Но он миленький! Серо-фиолетовый коврик, невысокий, опрятный. Подсаживала его всё лето в ноги к розам-флоксам, отлично выглядел, ни на что не жаловался. При том что вроде как неубиваемые шалфеи и дербенники, выращенные мной из семян, дружно куда-то пропали – в лучшем случае отказались развиваться, в худшем сгнили – увы, ни один себя не проявил.
Из тех, кого ещё хочется похвалить, – садовая голубика и канадская жимолость. Голубика, посаженная давным-давно, впервые полноценно плодоносила, сразу несколько кустов обсыпались ягодками, причем чернели они постепенно, мы их два-три месяца ели.
Жимолость у меня всегда хорошо себя вела и я всегда её ценила – первые ягоды! Созревают уже в июне! Ну и пусть мелкие и кислые, всё равно вкусные. Но тут подросли кустики канадской жимолости – и оказалось, что на них ягоды не такие уж мелкие и совсем не кислые – да это просто революция. Вдобавок и листья у них выглядят куда лучше, не сохнут и не буреют, до сих пор вполне декоративны.
Кстати, и моя декоративная жимолость каприфоль Инга в этом сезоне меня впечатлила.
Лет пять назад я подсадила её к старой яблоне, и поначалу она цвела совсем скромно. Симпатично, но быстро. Для того, чтобы почувствовать её сладкий запах, надо было засунуть нос прямо в цветочек. А теперь она разрослась, уже до верхушки этой яблони добралась – и цветёт долго-долго. Я и не вижу этих цветочков, они высоко, но теперь она пахнет на весь сад! Особенно по ночам. И как будто это длится чуть ли не всё лето.
Очень неплохо показали себя гейхереллы и их многочисленные сотоварищи со схожими названиями.
На состояние весны почти все выглядели жалко, и я уже думала, что зря с ними связалась. Но к лету все чудесным образом разрослись и похорошели. Как и некоторые очитки, их вдруг стало так много, они даже тропинки принялись захватывать. Раньше очитки в моем саду тусовались только в ногах у цветочков на хороших местах, этим летом я уже отправила их осваивать места «так себе». Справлялись с переменным успехом, но всё впереди.
Ну и, конечно же, некоторые розы и флоксы повели себя очень прилично даже в тяжелых погодных условиях, непременно напишу о них отдельно. Страна должна знать своих героев.