До XVII века слово «стиль» практически не использовали. Но Людовик XIV научил французов быть стильными даже в мелочах. Рассказываем, как король Франции повлиял на все мировое искусство.
https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/ruchka-mebelnaya-7227/
Версаль как синоним роскоши
https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/ruchka-mebelnaya-f3694-7364/
Людовик XIV вел активную внешнюю политику. Но в историю в первую очередь вошел как заказчик Версаля. В XVII веке европейские аристократы уже начинали отказываться от суровых каменных замков в пользу светлых, богато украшенных дворцов. Версаль затмил их все, надолго став эталоном королевской роскоши. Именно его планировкой, отделкой, ландшафтами позже вдохновлялись создатели Петергофа, Сан-Суси, Шенбрунна и других знаменитейших дворцовых комплексов. Но Версаль стал первым. Во многом, благодаря влиянию Людовика XIV. Над архитектурой и интерьерами дворца работали выдающиеся художники. Но король контролировал процесс, лично приглашал талантливых мастеров принять участие в оформлении. Поэтому даже дверные и оконные ручки в Версале несут отпечаток его личности. Дворец неоднократно реконструировали, он пострадал от революций и войн. Но до сих пор в нем есть детали декора, лично одобренные королем.
Стиль короля
https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/nakladkapalmetta-f4377-8086/
Именно после Людовика XIV французский термин le style закрепился в мировой культуре. Стилем стали называть оформление интерьеров, аксессуаров, нарядов, подчиненное общей идее. Стилем Людовика XIV современные искусствоведы называют сочетание торжественного классицизма с пышным барокко. Король хотел, чтобы каждый уголок в Версале говорил о богатстве, роскоши и мощи Франции, а значит — его лично. Ведь именно Людовик XIV сказал: «государство — это я».
- Из классицизма стиль Людовика XIV взял симметрию, любовь к обширным пустым пространствам, колонны и карнизы, изображения античных богов, героев мифов.
- Барокко добавило золота, серебра, абстрактных орнаментов с плавными линиями, медальонов, завитков, растительных узоров в декоре.
В стиле Людовика XIV в Версале делали все: от дверных и мебельных ручек до фонтанов. Чтобы выдержать единый подход к оформлению и быстрее завершить его, король покупал небольшие мастерские, превращая их в государственные мануфактуры. Большинство предметов мебели в Версале сделано на Мануфактуре королевской меблировки. Она занималась не только деревом. Бронзовую фурнитуру, накладки на камины, детали люстр, подсвечники тоже производили здесь. На мануфактуре работали лучшие краснодеревщики, художники, скульпторы эпохи.
Готовые орнаменты
https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/nakladka-dekorativnaya-f4332a-8180/
В эпоху Людовика XIV даже на мануфактурах производство было строго разделено. Мебель делали столяры-краснодеревщики, с бронзой работали скульпторы или литейщики. Если бронзовые ручки нужно было позолотить, их отправляли ювелирам. В оформлении интерьеров Версаля архитекторы активно использовали декоративные композиции, объединяющие несколько видов искусства:
- медальоны из бронзы с нарисованными панно в центре;
- фарфоровые вазы на бронзовых подставках;
- парные комоды, кресла, столики с похожими узорами обивки и бронзового декора.
Чтобы столярам и литейщикам было проще выдерживать единый стиль при изготовлении разных деталей композиции, художники создавали эскизы с орнаментами. Альбомы с эскизами могли включать сотни изображений — как готовых ваз, панно, фонтанов, так и отдельных декоративных элементов. Среди популярных мотивов декора в Версале:
- голова Аполлона с расходящимися от нее лучами — символизировала короля-солнце;
- волюты — завитки, напоминающие об античных колоннах;
- пальметты — крупные накладки, похожие на пальмовые листья;
- рога изобилия, стилизованные гирлянды из листьев и цветов;
- кариатиды — женские фигуры, поддерживающие колонны, вазы, часы или камины;
- остроконечные лилии — флер-де-лис, символ французской королевской династии.
Эскизы были источником вдохновения не только для мастеров, создающих атмосферу Версаля. Гравюры с популярными узорами покупали французские столяры и литейщики, получавшие заказы от придворных короля-солнца, которым хотелось воссоздать роскошный стиль Версаля в своих дворцах. Иностранные художники или скульпторы увозили гравюры на родину и использовали при создании фурнитуры и элементов декора. Так стиль Людовика XIV распространился по всему миру. Сегодня он стал синонимом дворцовой роскоши.
Ручки как искусство
https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/ruchka-sbornaya-10751/
Каждый предмет в Версале — произведение искусства. Но некоторые мастера смогли выделиться и запомниться даже в этом царстве роскоши. Одним из самых знаменитых производителей мебели стал Андре-Шарль Буль. Он был не просто столяром, но настоящим художником. Современники называли его ювелиром мебели. А король пожаловал ему звание главного мебельщика Версаля. Главная заслуга Буля — создание предметов, которые не теряются на фоне живописных плафонов, позолоты и облицовки из мрамора. Комоды, шкафы и кресла не просто дополняют обстановку, но становятся ее главным украшением. Добиться этого мастеру помогло сочетание дорогих материалов. Ценные породы древесины мастер дополнял инкрустациями из перламутра и рога, накладками из позолоченной латуни или бронзы. Декор почти полностью закрывал фасад. Среди любимых элементов мастера:
- медальоны с изображением Аполлона;
- маскароны — головки красивых женщин или ангелочков;
- покрывающие весь фасад тонкие завитки, напоминающие вьющиеся растения.
Продумать нужно было каждый элемент мебели. Стиль Версаля не терпел пустоты и простоты. Буль использовал позолоченную латунную или бронзовую фурнитуру, которая становилась дополнительным украшением.
- Замочные скважины на ящиках обрамляли фигурными накладками-ключевинами.
- В качестве ручек использовали массивные петли или капли, форма которых повторяла узоры на фасаде.
- Ножки закрывали накладками в виде львиных или птичьих лап.
Мебель Буля идеально вписалась в интерьеры Версаля и стиль Людовика XIV. Художник дал имя новому направлению в мебельном искусстве. Стиль буль популярен и сегодня. Гарнитуры из палисандра, украшенные позолоченной латунью, можно увидеть в лобби роскошных отелей и особняках знаменитостей. Это идеальный выбор для всех, кто хочет повторить атмосферу Версаля в своем доме.
Антикварный буль и другие предметы эпохи Людовика XIV редко встречаются на аукционах. Но современная мебель, сделанная в духе Версаля, выглядит не менее роскошной. Сделать красоту доступнее помогли современные материалы. Вместо позолоченной бронзы мастера используют латунь, тонированную под золото или бронзу. А ценные породы дерева заменяют простыми, тонированными под палисандр. Роскошь сегодня доступна не только королям.