По чтении Станиславского. О подсознании в творчест
Зера Черкесова 2
Помещу в раздел сайта "Философия". Не знаю, куда точнее. Это философия искусства, науки, вообще творчества, даже если это что-то кажущееся незначительным. Или психология. Или ...В общем, все эти градации условны. Это человековедение.
Сначала цитата.
Виноградская И. Н.
Камертон жизни
К. С. Станиславский о работе актера над ролью.
Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. 399 с.
-----------------
Цитата из статьи:
Не заботиться о пробуждении подсознания все равно что выбросить «главную суть жизни человеческого духа роли» — утверждал Станиславский. Он с сожалением констатировал, что большинство актеров не уделяет этому процессу должного внимания, ограничиваясь «поверхностным переживанием», не доходя до самого ценного — творчества самой природы. А зрители, в свою очередь, зачастую удовлетворяются поверхностными, чисто внешними впечатлениями. «Суть искусства и главный источник творчества скрыты глубоко в душе человека», в глубине нашей духовной жизни, в области подсознания, где «главный центр нашей природы — наше сокровенное “я”, само вдохновение». Однако без регулярной тренировки, без развитой сознательной внутренней техники, без дисциплины и воли актер не подойдет к порогу подсознания. Задача системы, всего учения Станиславского — подвести актера к этому порогу.
С годами Станиславский все сильнее связывал подсознание со сквозным действием и сверхзадачей. Он мечтал об актере, который «так крепко держал бы в себе сверхзадачу, так глубоко, полно ее понимал», установил бы такую прочную, сознательно выстроенную линию сквозного действия, что остальное — мелкие задачи и определение кусков роли, оправдание предлагаемых обстоятельств, приспособления, форма общения с партнером и т. д. — досталось бы подсознанию: творила бы сама органическая природа. Поиски в этом направлении шли непрестанно, многосторонне отразившись в материалах по работе над ролью в «Горе от ума».
Станиславский призывает актеров учиться самостоятельно накапливать «свой духовный материал» в копилку роли, свое конкретное видение пьесы и образа, остерегаясь, особенно в самом начале, чужих, навязываемых, не всегда компетентных суждений. Он хочет, чтобы актер сам, без чужой подсказки «нашел точку, с которой надо смотреть на пьесу, ту самую точку, откуда смотрит на нее поэт». Как приблизить актера к поэту? Как сделать роль близкой душе актера? Ответы на эти вопросы мы почерпнем из материалов по «Горю от ума».
-------
Конец цитаты.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
-------------------
Еще раз:
---------------
"Он мечтал об актере, который "так крепко держал бы в себе сверхзадачу, так глубоко, полно ее понимал", установил бы такую прочную, сознательно выстроенную линию сквозного действия, что остальное — мелкие задачи и определение кусков роли, оправдание предлагаемых обстоятельств, приспособления, форма общения с партнером и т. д. — досталось бы подсознанию: творила бы сама органическая природа".
Кажется, у Ф.Листа:"Твори технику из духа". Это о пианизме. В бытность своих арт-штудий много читала все что могла найти, о природе искусства, артистизма. Мне не хотелось бросать науку, но хотелось как-то совместить с увлечением сценическим искусством.
Но и помню свое и своего педагога по классическому вокалу постоянное поучение в классе:"Поёт ведь наш дух!". Не надо стараться! Отпустить себя.
Не знаю, как другие со-ученики, но я очень хорошо понимала эту максиму, ибо пришла к ней сама.
Только найти сложно, поймать это состояние абсолютной свободы.
Вот Станиславский этого и требовал от актеров, хотя "требовал" здесь неуместно было бы:требование это насилие, это приказ. А нужно нечто иное, трудно определимое словами, но ощущаемое как невыразимое блаженство свободы и непринуждённой рас-кованности. Чтобы оков не было, вольный полет души, как ни звучит это клишированно, полет души, нестеснённый рамками и оковами.
Это и точно идет из духа, не от ума, который всегда чего-то боится, беспокоен, неуверен, утомлен в вечной борьбе с собой и с миром.
Но есть в нас и высшее Я, который Станиславский называет подсознанием, с тех по как это слово ввели в оборот фрейдисты, сузив смысл до маленького "я", где-то там "под" копошащегося и сокрытого от "нормального" сознания я. Но что по сути неверно, уничижительно. Напротив:не под-, а сверх- Сверхсознание. Высшее эго, а может быть уже и не эго, а некая растворённость в бесконечности и всеединстве.
------
Ссылки на мои эссе о фильмах, спектаклях, Ч. 2
В наше время когда спектакли/фильмы стали личным выбором каждого, а не общенациональными премьерами, и выбор этот практически неограничен ввиду интернет-технологий и их массового распространения, стало очень непросто сориентироваться в этом океане возможностей.
Приобретают особо важное значение отзывы. Причем не обязательно профессиональная критика. нередко анагжированная, да и читают их немногие театралы и киноманы, а отзывы обычных зрителей. Что посмотреть? Этот вопрос обрел остроту! И вот я предлагаю вам этот списочек ссылок моей папки Театральные и кинорецензии.
Продолжение следует, и далее будет пополняться, по мере новых впечатлений.
Всё это никоим образом не претензия на кино-и театральную критику, а только зрительские впечатления, непосредственные и безыскусные. Я просто имею привычку записывать "по просмотру" -еще со времен достихирских, когда писала лишь для себя в тетрадках, а теперь вот у меня есть свой читатель и я рада с ним делиться. Но поскольку накопилось довольно много - то чтобы помочь себе и зрителю/читателю сориентироваться - приглашаю полистать эти ссылки. Буду рада, если наведу Вас на яркие впечатления.
http://stihi.ru/2021/09/20/455
Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях
1.http://stihi.ru/2020/12/05/2266
О х/ф "Доживем до понедельника". Диалог в актовом зале.
2.http://stihi.ru/2014/12/22/4228
О х/ф "Служебный роман. Откровенно".
3.http://stihi.ru/2016/12/30/9664
О х/ф "Тучи над Борском".
4.http://stihi.ru/2021/01/09/8347
О комедиях Эльдара Рязанова "Гараж" и "Ирония судьбы"
5.http://stihi.ru/2020/11/06/7303
Вера Пашенная в роли Вассы Железновой.
6.http://stihi.ru/2018/12/09/4959
Ретро. О х/ф "Одиноким предоставляется общежитие".
7.http://stihi.ru/2020/12/01/3571
Кусочки эпистол. Ревизор и Тартюф.
8.http://stihi.ru/2020/11/06/203
"Весна на Заречной улице" - кино на все времена.
9.http://stihi.ru/2016/07/25/7766
Любовь Орлова навсегда. О сериале "Орлова и Александров".
10.http://stihi.ru/2021/02/07/558
Фильм Г.Александрова и Л.Орловой "Весна". Тайные знаки будущему.
11.http://stihi.ru/2020/09/18/6072
О мультипликации оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова
12.http://stihi.ru/2021/02/19/294
Мистика цифр в советском кино. "Сердца четырёх".
13.http://stihi.ru/2021/01/18/3207
О х/ф "Сердца четырёх" и о ностальгии
14.http://stihi.ru/2014/10/17/722
Путешествие к властелину колец. "Cassini" док. фильм.
15.http://stihi.ru/2021/09/20/407
О Федоте-Стрельце, чехов. Чайке и Леониде Филатове
16.http://stihi.ru/2021/01/09/8347
О комедиях Э. Рязанова Гараж и Ирония судьбы
17.http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме
18. http://stihi.ru/2020/11/09/9819
Елена Ильина. Четвертая высота. О Гуле Королевой(звезда кино 30- и герой ВОВ).
19. http://stihi.ru/2020/01/23/2263
О математике древнего Египта. Фильм BBC("Математика и расцвет цивилизаций", беллетрезированное документальное кино).
20. http://stihi.ru/2014/10/17/722
Путешествие к Властелину Колец. Cassini Equinox(док. фильм ВВC -телеканал Культура)
В моей папке 26 пп. еще последует...
21. http://stihi.ru/2021/06/04/5222
Солистка балета. Ретро-фильм, отзыв
22. http://stihi.ru/2022/09/26/7912
Отзыв о фильме Влюблен по собственному желанию
23. http://stihi.ru/2022/06/06/5426
Хф Осенняя история по повести Марии Прилежаевой
24. http://stihi.ru/2019/12/05/8871
Творческий метод Авиценны
О х/ф "Авиценна" киностудии Узбекфильм очень интересный и качественный ретро-фильм.
25. http://stihi.ru/2022/03/25/125
Что планирую посмотреть из драмы в ближ. время
26. http://stihi.ru/2020/09/18/6072
Мультипликация оперы Снегурочка
27. http://stihi.ru/2022/03/24/8097
Все отечественные экранизации по А. Чехову, что смотреть
28. http://stihi.ru/2015/05/03/9333
Ра Мессерер, звезда немого кино
29. http://stihi.ru/2020/12/05/2977
О советской опере. Как смотреть оперу и драму
30. http://stihi.ru/2015/07/02/6586
Оперы на сюжеты русских сказок о Гиперборее
31. http://stihi.ru/2023/05/19/76
Мысли по пересмотру Приключений Электроника. 2023г.
Продолжение следует
19 сентября 2021
Часть 2
Папка кинокритики за 2024 год:
http://stihi.ru/2024/11/03/937
Очарование поздней любви в хф Продлись, продлись, очарование...
http://stihi.ru/2024/11/03/728
Продлись, продлись, очарование...
http://stihi.ru/2024/09/15/4635
Сократ Реж. Росселини.
http://stihi.ru/2024/06/24/5966
Час музыки и кино
Колоризация старого кино.
-----
Папка за 2025 год:
http://stihi.ru/2025/02/22/2734
Художник Ливий Щипачев, исполнивший впервые на экране роль Тимура из повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда".