Найти в Дзене

По чтении Станиславского. О подсознании в творчест

По чтении Станиславского. О подсознании в творчест Зера Черкесова1 Зера Черкесова 2 Помещу в раздел сайта "Философия". Не знаю, куда точнее. Это философия искусства, науки, вообще творчества, даже если это что-то кажущееся незначительным. Или психология. Или ...В общем, все эти градации условны. Это человековедение. Сначала цитата. Виноградская И. Н. Камертон жизни К. С. Станиславский о работе актера над ролью. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. 399 с. ----------------- Цитата из статьи: Не заботиться о пробуждении подсознания все равно что выбросить «главную суть жизни человеческого духа роли» — утверждал Станиславский. Он с сожалением констатировал, что большинство актеров не уделяет этому процессу должного внимания, ограничиваясь «поверхностным переживанием», не доходя до самого ценного — творчества самой природы. А зрители, в свою очередь, зач

По чтении Станиславского. О подсознании в творчест

Зера Черкесова1

По чтении Станиславского. О подсознании в творчест (Зера Черкесова1) / Стихи.ру

К..С.Станиславский
К..С.Станиславский

Зера Черкесова 2

Помещу в раздел сайта "Философия". Не знаю, куда точнее. Это философия искусства, науки, вообще творчества, даже если это что-то кажущееся незначительным. Или психология. Или ...В общем, все эти градации условны. Это человековедение.

Сначала цитата.

Виноградская И. Н.

Камертон жизни

К. С. Станиславский о работе актера над ролью.

Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. 399 с.

-----------------

Цитата из статьи:

Не заботиться о пробуждении подсознания все равно что выбросить «главную суть жизни человеческого духа роли» — утверждал Станиславский. Он с сожалением констатировал, что большинство актеров не уделяет этому процессу должного внимания, ограничиваясь «поверхностным переживанием», не доходя до самого ценного — творчества самой природы. А зрители, в свою очередь, зачастую удовлетворяются поверхностными, чисто внешними впечатлениями. «Суть искусства и главный источник творчества скрыты глубоко в душе человека», в глубине нашей духовной жизни, в области подсознания, где «главный центр нашей природы — наше сокровенное “я”, само вдохновение». Однако без регулярной тренировки, без развитой сознательной внутренней техники, без дисциплины и воли актер не подойдет к порогу подсознания. Задача системы, всего учения Станиславского — подвести актера к этому порогу.

С годами Станиславский все сильнее связывал подсознание со сквозным действием и сверхзадачей. Он мечтал об актере, который «так крепко держал бы в себе сверхзадачу, так глубоко, полно ее понимал», установил бы такую прочную, сознательно выстроенную линию сквозного действия, что остальное — мелкие задачи и определение кусков роли, оправдание предлагаемых обстоятельств, приспособления, форма общения с партнером и т. д. — досталось бы подсознанию: творила бы сама органическая природа. Поиски в этом направлении шли непрестанно, многосторонне отразившись в материалах по работе над ролью в «Горе от ума».

Станиславский призывает актеров учиться самостоятельно накапливать «свой духовный материал» в копилку роли, свое конкретное видение пьесы и образа, остерегаясь, особенно в самом начале, чужих, навязываемых, не всегда компетентных суждений. Он хочет, чтобы актер сам, без чужой подсказки «нашел точку, с которой надо смотреть на пьесу, ту самую точку, откуда смотрит на нее поэт». Как приблизить актера к поэту? Как сделать роль близкой душе актера? Ответы на эти вопросы мы почерпнем из материалов по «Горю от ума».

-------

Конец цитаты.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:

-------------------

 Еще раз:

---------------

"Он мечтал об актере, который "так крепко держал бы в себе сверхзадачу, так глубоко, полно ее понимал", установил бы такую прочную, сознательно выстроенную линию сквозного действия, что остальное — мелкие задачи и определение кусков роли, оправдание предлагаемых обстоятельств, приспособления, форма общения с партнером и т. д. — досталось бы подсознанию: творила бы сама органическая природа".

Кажется, у Ф.Листа:"Твори технику из духа". Это о пианизме. В бытность своих арт-штудий много читала все что могла найти, о природе искусства, артистизма. Мне не хотелось бросать науку, но хотелось как-то совместить с увлечением сценическим искусством.

Но и помню свое и своего педагога по классическому вокалу постоянное поучение в классе:"Поёт ведь наш дух!". Не надо стараться! Отпустить себя.

Не знаю, как другие со-ученики, но я очень хорошо понимала эту максиму, ибо пришла к ней сама.

Только найти сложно, поймать это состояние абсолютной свободы.

Вот Станиславский этого и требовал от актеров, хотя "требовал" здесь неуместно было бы:требование это насилие, это приказ. А нужно нечто иное, трудно определимое словами, но ощущаемое как невыразимое блаженство свободы и непринуждённой рас-кованности. Чтобы оков не было, вольный полет души, как ни звучит это клишированно, полет души, нестеснённый рамками и оковами.

Это и точно идет из духа, не от ума, который всегда чего-то боится, беспокоен, неуверен, утомлен в вечной борьбе с собой и с миром.

Но есть в нас и высшее Я, который Станиславский называет подсознанием, с тех по как это слово ввели в оборот фрейдисты, сузив смысл до маленького "я", где-то там "под" копошащегося и сокрытого от "нормального" сознания я. Но что по сути неверно, уничижительно. Напротив:не под-, а сверх- Сверхсознание. Высшее эго, а может быть уже и не эго, а некая растворённость в бесконечности и всеединстве.

------

Ссылки на мои эссе о фильмах, спектаклях, Ч. 2

В наше время когда спектакли/фильмы стали личным выбором каждого, а не общенациональными премьерами, и выбор этот практически неограничен ввиду интернет-технологий и их массового распространения, стало очень непросто сориентироваться в этом океане возможностей.

Приобретают особо важное значение отзывы. Причем не обязательно профессиональная критика. нередко анагжированная, да и читают их немногие театралы и киноманы, а отзывы обычных зрителей. Что посмотреть? Этот вопрос обрел остроту! И вот я предлагаю вам этот списочек ссылок моей папки Театральные и кинорецензии.

Продолжение следует, и далее будет пополняться, по мере новых впечатлений.

Всё это никоим образом не претензия на кино-и театральную критику, а только зрительские впечатления, непосредственные и безыскусные. Я просто имею привычку записывать "по просмотру" -еще со времен достихирских, когда писала лишь для себя в тетрадках, а теперь вот у меня есть свой читатель и я рада с ним делиться. Но поскольку накопилось довольно много - то чтобы помочь себе и зрителю/читателю сориентироваться - приглашаю полистать эти ссылки. Буду рада, если наведу Вас на яркие впечатления.

http://stihi.ru/2021/09/20/455

Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях

1.http://stihi.ru/2020/12/05/2266

О х/ф "Доживем до понедельника". Диалог в актовом зале.

2.http://stihi.ru/2014/12/22/4228

О х/ф "Служебный роман. Откровенно".

3.http://stihi.ru/2016/12/30/9664

О х/ф "Тучи над Борском".

 

4.http://stihi.ru/2021/01/09/8347

О комедиях Эльдара Рязанова "Гараж" и "Ирония судьбы"

 

5.http://stihi.ru/2020/11/06/7303

Вера Пашенная в роли Вассы Железновой.

6.http://stihi.ru/2018/12/09/4959

Ретро. О х/ф "Одиноким предоставляется общежитие".

7.http://stihi.ru/2020/12/01/3571

Кусочки эпистол. Ревизор и Тартюф.

8.http://stihi.ru/2020/11/06/203

"Весна на Заречной улице" - кино на все времена.

9.http://stihi.ru/2016/07/25/7766

Любовь Орлова навсегда. О сериале "Орлова и Александров".

 

10.http://stihi.ru/2021/02/07/558

Фильм Г.Александрова и Л.Орловой "Весна". Тайные знаки будущему.

11.http://stihi.ru/2020/09/18/6072

О мультипликации оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова

12.http://stihi.ru/2021/02/19/294

Мистика цифр в советском кино. "Сердца четырёх".

13.http://stihi.ru/2021/01/18/3207

О х/ф "Сердца четырёх" и о ностальгии

14.http://stihi.ru/2014/10/17/722

Путешествие к властелину колец. "Cassini" док. фильм.

15.http://stihi.ru/2021/09/20/407

О Федоте-Стрельце, чехов. Чайке и Леониде Филатове

16.http://stihi.ru/2021/01/09/8347

О комедиях Э. Рязанова Гараж и Ирония судьбы

17.http://stihi.ru/2021/06/05/5022

Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме

18. http://stihi.ru/2020/11/09/9819

Елена Ильина. Четвертая высота. О Гуле Королевой(звезда кино 30- и герой ВОВ).

19. http://stihi.ru/2020/01/23/2263

О математике древнего Египта. Фильм BBC("Математика и расцвет цивилизаций", беллетрезированное документальное кино).

20. http://stihi.ru/2014/10/17/722

Путешествие к Властелину Колец. Cassini Equinox(док. фильм ВВC -телеканал Культура)

 В моей папке 26 пп. еще последует...

21. http://stihi.ru/2021/06/04/5222

Солистка балета. Ретро-фильм, отзыв

22. http://stihi.ru/2022/09/26/7912

Отзыв о фильме Влюблен по собственному желанию

23. http://stihi.ru/2022/06/06/5426

Хф Осенняя история по повести Марии Прилежаевой

 

 

24. http://stihi.ru/2019/12/05/8871

 Творческий метод Авиценны

 О х/ф "Авиценна" киностудии Узбекфильм очень интересный и качественный ретро-фильм. 

25. http://stihi.ru/2022/03/25/125

Что планирую посмотреть из драмы в ближ. время

26. http://stihi.ru/2020/09/18/6072

  Мультипликация оперы Снегурочка

27. http://stihi.ru/2022/03/24/8097

 Все отечественные экранизации по А. Чехову, что смотреть

28. http://stihi.ru/2015/05/03/9333

 Ра Мессерер, звезда немого кино

29. http://stihi.ru/2020/12/05/2977

О советской опере. Как смотреть оперу и драму

30. http://stihi.ru/2015/07/02/6586

 Оперы на сюжеты русских сказок о Гиперборее

31. http://stihi.ru/2023/05/19/76

Мысли по пересмотру Приключений Электроника. 2023г.

 Продолжение следует

19 сентября 2021

Часть 2

Папка кинокритики за 2024 год:

http://stihi.ru/2024/11/03/937

Очарование поздней любви в хф Продлись, продлись, очарование...

http://stihi.ru/2024/11/03/728

Продлись, продлись, очарование...

http://stihi.ru/2024/09/15/4635

Сократ Реж. Росселини.

http://stihi.ru/2024/06/24/5966

Час музыки и кино

http://stihi.ru/2024/10/03/42

Колоризация старого кино.

-----

Папка за 2025 год:

http://stihi.ru/2025/02/22/2734

Художник Ливий Щипачев, исполнивший впервые на экране роль Тимура из повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда".