Найти в Дзене
Альпина нон-фикшн

Джокер, Танос и Джоффри Баратеон: разбираем образы кинозлодеев

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла новая книга легендарного Роберта Макки «Экшен: Как создать захватывающий сюжет в кино, играх и литературе». В главе «Центральные действующие лица экшена» автор рассказывает о том, почему злодей — важная составляющая любого остросюжетного фильма и как сделать антагониста интересным и правдоподобным персонажем. Обсудим главные составляющие образа кинозлодея. Харизматичные злодеи завораживают аудиторию и даже могут оттенить героев. Для многих великие антагонисты — Ганнибал Лектер, Дарт Вейдер, Джокер, Танос — входят в топ любимых персонажей. Харизматичный Ганс Грубер из «Крепкого орешка» (1988) прекрасно отдает себе отчет в том, что действует исключительно ради собственного блага. Он готов убивать без зазрения совести и смакует свою гениальность. И мы невольно подключаемся к нему. «Нам отвратительно наблюдать за извращенным сознанием с его кошмарными желаниями», — отмечает Роберт Макки. И все же злодей может быть настолько плохим человеком, что мы
Оглавление
Джоффри Баратеон. Фото: кадр из сериала «Игра престолов»
Джоффри Баратеон. Фото: кадр из сериала «Игра престолов»

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла новая книга легендарного Роберта Макки «Экшен: Как создать захватывающий сюжет в кино, играх и литературе». В главе «Центральные действующие лица экшена» автор рассказывает о том, почему злодей — важная составляющая любого остросюжетного фильма и как сделать антагониста интересным и правдоподобным персонажем. Обсудим главные составляющие образа кинозлодея.

Притягательность

Харизматичные злодеи завораживают аудиторию и даже могут оттенить героев. Для многих великие антагонисты — Ганнибал Лектер, Дарт Вейдер, Джокер, Танос — входят в топ любимых персонажей.

Харизматичный Ганс Грубер из «Крепкого орешка» (1988) прекрасно отдает себе отчет в том, что действует исключительно ради собственного блага. Он готов убивать без зазрения совести и смакует свою гениальность. И мы невольно подключаемся к нему.

Ганс Грубер. Фото: кадр из фильма «Крепкий орешек»
Ганс Грубер. Фото: кадр из фильма «Крепкий орешек»

Отторжение

«Нам отвратительно наблюдать за извращенным сознанием с его кошмарными желаниями», — отмечает Роберт Макки. И все же злодей может быть настолько плохим человеком, что мы не в силах оторвать взгляд.

В фильме «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011) Курт Хендрикс, он же Кобальт, хочет устроить ядерный взрыв, который сотрет имеющуюся цивилизацию с лица земли, чтобы человечество могло начать заново.

Курт Хендрикс, он же Кобальт. Фото: кадр из фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»
Курт Хендрикс, он же Кобальт. Фото: кадр из фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»

Перед нами ошеломляющее зло — нам просто не верится, что человек может разделять подобные убеждения, и мы проникаемся к нему одновременно отторжением и интересом.

Загадочность

Мудрый автор экшена не демонстрирует все могущество злодея сразу, а приоткрывает по чуть-чуть. Без козырей в рукаве злодей не сможет удивлять зрителя неожиданными откровениями.

В «Темном рыцаре» Джокер появляется в Готэме как будто из ниоткуда и скрывается под уродливой гротескной маской. Как бы приоткрывая завесу тайны, он рассказывает: «Хочешь знать, откуда у меня эти шрамы? Мой папаша был алкаш и изверг». Однако в следующий раз он винит во всем бывшую жену. Первой своей ложью злодей давит на жалость, а второй — подливает масла в огонь женоненавистничества.

Джокер. Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Джокер. Кадр из фильма «Темный рыцарь»

Все эти психологические уловки усиливают чувство исходящей от Джокера угрозы — ведь мы боимся того, чего не понимаем, и нас тревожит вопрос: откуда же на самом деле взялись эти шрамы?

Иногда создатели переворачивают триаду «притягательность — отторжение — загадочность». Джоффри Баратеон из «Игры престолов» (2011) — не столько антагонист, сколько слабый и ущербный мерзавец. Вместо притягательного Джоффри делают противным, вместо загадочного — мелким, а вместо того чтобы внушать отторжение, он просто ноет и жалуется.

Злодейский план

Триада свойств антагониста — притягательность, отторжение и загадочность — характеризует не только его самого, но и его планы. Сам он видит себя не злодеем, но гениальным творцом преступного искусства.

«Пусть другим его план кажется жутким и бесчеловечным, сам злодей взмывает на волне освободительной эйфории, рожденной отказом от моральных принципов. Сбросив оковы совести, он становится рабом своего грандиозного замысла. Злодей не может ни отступиться от этих планов, ни возвыситься над ними», — пишет Роберт Макки.

О том, как создать злодею достойного соперника и закрутить вокруг противостояния персонажей увлекательный сюжет, читайте в новой книге Роберта Макки.