Найти в Дзене
Школа Вокала.

Знаменитый Рубини мог петь только в хоре до того,как его начал учить Нодзари.

Эта история про значение учителя в раскрытии голоса ученика. Учитель-Нодзари. Ученик-Руббини. Факты про Нодзари. Андреа Нодзари-итальянский оперный певец и педагог, среди учеников которого- Дж. Б. Рубини, Николай Иванов и Антонио Поджи. Чтобы понимать значение Нодзари,который был не просто выдающимся певцом,а лучшим тенором Италии, представьте на секунду, что опера Д.Россини «Отелло» была написана в расчете именно на Нодзари! Еще один факт,показывающий значение Нодзари для вокальной школы:известно, что в период с 1830 по 1833 год М. И. Глинка знакомился с методами преподавания итальянских профессоров Э. Бианки и А. Нодзари. А традиции вокальной школы Глинки, пройдя сквозь XIX век, через плеяду композиторов и исполнителей, проявились в мастерстве Шаляпина как мировое явление. Одной из самобытных традиций итальянской школы вокала был инструментальный метод развития голоса, который сводился к объёмности и ровности голоса по всему диапазону, то есть от самого низкого до самого высокого зв

Эта история про значение учителя в раскрытии голоса ученика.

Учитель-Нодзари.

Ученик-Руббини.

Факты про Нодзари.

Андреа Нодзари-итальянский оперный певец и педагог, среди учеников которого- Дж. Б. Рубини, Николай Иванов и Антонио Поджи. Чтобы понимать значение Нодзари,который был не просто выдающимся певцом,а лучшим тенором Италии, представьте на секунду, что опера Д.Россини «Отелло» была написана в расчете именно на Нодзари!

Еще один факт,показывающий значение Нодзари для вокальной школы:известно, что в период с 1830 по 1833 год М. И. Глинка знакомился с методами преподавания итальянских профессоров Э. Бианки и А. Нодзари. А традиции вокальной школы Глинки, пройдя сквозь XIX век, через плеяду композиторов и исполнителей, проявились в мастерстве Шаляпина как мировое явление.

Одной из самобытных традиций итальянской школы вокала был инструментальный метод развития голоса, который сводился к объёмности и ровности голоса по всему диапазону, то есть от самого низкого до самого высокого звука. 

Андреа Нодзари был наследником старой классической школы XVIII века, которая требовала «мягкого и отчётливого исполнения, ровности звука и чистоты интонации». Он выступал противником форсирования звука, считая, что «раз утраченная нежность навсегда погибает». 

Нодзари брал уроки музыки у аббата Луиджи Петробелли, капельмейстера кафедрального собора Бергамо, затем у известного тенора Джакомо Давида, также учился в Риме. 

Каково влияние методов Нодзари на творчество некоторых певцов, например Жильбера-Луи Дюпре?

Дюпре освоил у Нодзари технику прикрытия звука в Неаполе, а затем ввёл её в вокальную практику, что позволило ему приобрести в верхнем участке диапазона силу, звучность и округлость голоса.

Итак,к теме статьи,знаменитый Рубини мог петь только в хоре до того,как его начал учить Нодзари.

Факты про Рубини.

Джованни Батиста Рубини, величайший тенор позапрошлого века.

Джованни Батиста Рубини
Джованни Батиста Рубини

Сначала он пел довольно посредственно. Улучшились его вокальные данные,только когда Джованни попал в очень хорошие руки Андреа Нодзари и его мастерство сразу же стало расти не по дням, а по часам.

Вспомните Робертино Лоретти,который ребенком приобрел мировую известность? После мутации у Лоретти открылся самый обыкновенный баритон, ничем не отличающийся от тысяч других. На этом его звездная карьера и закончилась.

У Рубини было все наоборот. До Нодзари он пел в хоре,А начиная с 1816 г., от спектакля к спектаклю, на глазах, по сути дела, у одних и тех же поклонников, начинает сиять все ярче и ярче. Последующие 8 лет - это цепь непрерывных побед, особенно в операх Д. Россини «Сорока-воровка», «Золушка», «Дева озера» и «Отелло».Все эти годы Рубини пел исключительно в операх Россини.

Потом был Винченцо Беллини и триумфы в его операх.Рубини становится родоначальником нового направления в вокальном ис­кусстве, отличавшегося стремлением к большей непосредственнос­ти и глубине переживания.

Рубини пел в России, хотя ему было уже под пятьдесят. Рубини был первым из ве­личайших итальянских теноров, приехавших в Россию. Сначала он дал концерты в Петербурге и Москве, а затем, вернувшись в столи­цу России, блеснул в своих коронных партиях в операх «Отелло» Д.Россини, «Пират», «Сомнамбула», «Пуритане» В. Беллини и «Лючияди Ламмермур» Г. Доницетти. В последней Рубини произвел настоя­щий фурор. В зале рыдали, наблюдая сцену «проклятия» из второго акта. Уезжая из России, Рубини обещал вернуться и сдержал свое слово. Осенью того же года он вместе с Полиной Виардо-Гарсия иАнтонио Тамбурини поет спектакли в составе итальянской посто­янной труппы в Петербурге.

В сезоне 1844-45 гг. Рубини прощался с оперной сценой и пел, уже не заботясь о дальнейшем его сохранении. Он решил в 50 лет попрощаться с оперной сценой. Певец прощался одновремен­но и с Россией, так, его последний спектакль, а это была опера «Сом­намбула», шел на сцене Итальянской оперы в Петербурге. В том же году, вернувшись в Италию, певец поселился близ родного города.Остаток жизни прожил в уединении и скончался 2 марта 1854 года в Романо.

Николай I в 1843 году обласкал царской милостью Джованни Рубини, дав ему титул "первого придворного певца". По его просьбе Рубини сформировал итальянскую оперную труппу, которая два года с большим успехом выступала в Петербурге.

Так что же за голос открыл Нодзари у Рубини,а без него даже сам обладатель голоса не знал о нем?

Как писали о нем современики,он обладал тено­ром необычайной красоты и силы. Его звуковысотный диапазон го­лоса был просто огромным. Трудно поверить, но якобы он в верхнем регистре доходил до ноты соль второй октавы. Джован­ни Баттиста Рубини на протяжении нескольких поколений служило высшим критерием достижений мастеров вокального искусства.

Рубини был неплохим вокальным педагогом. Ему принадлежит книга «Двенадцать уроков пения для тенора и сопрано». Пробовал себя Рубини и как композитор (сборник песен «Прощание»).исполнительское творчество Рубини оказало серьезное влияние на формирование последующих замеча­тельных вокалистов.

Вот такая история обретения своего голоса.

Желаю вам раскрыть свой голос!Произойдет это самостоятельно,как часто бывает или встретив своего учителя,как встретил Рубини Нодзари,неважно!Важно раскрыть!

Использованы материалы книги «Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач» Автор Геннадий Голубин.