Найти в Дзене
Телеканал "78"

«Смените сим-карту». Как разблокировать смс и интернет, вернувшись из-за границы

С 10 октября операторы связи начали рассылать тревожные предупреждения всем, кто возвращается из-за границы. Доступ к мобильному интернету и СМС таким абонентам приостановят на сутки. Сделано это исключительно для безопасности граждан и блокировку легко снять, уверяют в Минцифры. Что делать, чтобы вернуть себе интернет, и как на самом деле это проходит — в материале 78.ru. С понедельника мобильные операторы в тестовом режиме запустили так называемый «период охлаждения». Обладатели российских сим-карт, которые побывали в международном роуминге или по каким-то причинам не использовали телефон трое суток, теряют доступ к интернету и СМС-сообщениям. При этом телефонная связь сохраняется. Также «Билайн» оставляет возможности зайти клиентам на собственный сайт и приложение, а «Мегафон» обещает абонентам, что они смогут пользоваться рядом полезных ресурсов, в том числе порталом «Госуслуг», приложениями VK, Яндекса, Ozon и Wildberries. Таким образом, их клиенты могут не только сообщить родстве
Оглавление

С 10 октября операторы связи начали рассылать тревожные предупреждения всем, кто возвращается из-за границы. Доступ к мобильному интернету и СМС таким абонентам приостановят на сутки. Сделано это исключительно для безопасности граждан и блокировку легко снять, уверяют в Минцифры. Что делать, чтобы вернуть себе интернет, и как на самом деле это проходит — в материале 78.ru.

Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова, freepik.com/stockking; freepik, flaticon.com/Us and Up
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова, freepik.com/stockking; freepik, flaticon.com/Us and Up

Почему после роуминга требуется верификация

С понедельника мобильные операторы в тестовом режиме запустили так называемый «период охлаждения». Обладатели российских сим-карт, которые побывали в международном роуминге или по каким-то причинам не использовали телефон трое суток, теряют доступ к интернету и СМС-сообщениям. При этом телефонная связь сохраняется. Также «Билайн» оставляет возможности зайти клиентам на собственный сайт и приложение, а «Мегафон» обещает абонентам, что они смогут пользоваться рядом полезных ресурсов, в том числе порталом «Госуслуг», приложениями VK, Яндекса, Ozon и Wildberries. Таким образом, их клиенты могут не только сообщить родственникам о своём прибытии, но и вызвать такси и даже заняться срочным шопингом.

Сообщение от оператора связи об «охлаждении» сим-карты/ Фото: 78.ru.
Сообщение от оператора связи об «охлаждении» сим-карты/ Фото: 78.ru.

Процесс разблокировки, по идее, много времени не займёт. Пользователям будет отправлена ссылка, чтобы пройти верификацию. Сработает ли она офлайн или придётся искать Wi-Fi — пока не известно. Операторы уверены, что проблем не возникнет и весь функционал телефона быстро восстановят в полном объёме. Но на всякий случай предусмотрен запасной вариант — позвонить в колл-центр провайдера и пройти идентификацию «голосом».

Сообщение от оператора связи об «охлаждении» сим-карты/ Фото: 78.ru.
Сообщение от оператора связи об «охлаждении» сим-карты/ Фото: 78.ru.

Зачем понадобилось «охлаждение» сим-карт

Нововведения появились по настоянию Минцифры. В ведомстве пояснили, что новый механизм пока запустили в тестовом режиме и он должен усилить меры безопасности для борьбы с налётами беспилотников:

— Сим-карты с мобильным интернетом могут находиться внутри вражеских БПЛА и использоваться для их навигации. Временные блокировки позволят повысить защиту.

Именно поэтому все сим-карты, попадающие на территорию России, теперь будут проверять — используется ли они реальными людьми или встроены в некие аппараты. И в ряде случаев подобное решение действительно может помочь, считают эксперты. Если дрон оборудован радиомодемами с сим-картами, то без интернет-подключения им невозможно управлять дистанционно. Заходя в наше воздушное пространство, он может просто «заблудиться».

Однако, панацеей такой метод не станет. Далеко не всем БПЛА требуется сотовая связь — они могут идти в режиме автопилота либо управляться с помощью спутников и по радиоканалам. К тому же технологии наведения постоянно совершенствуются. Тем не менее, определённый положительный эффект должен быть, говорят опрошенные 78.ru специалисты.

Операторы готовы, ну почти

Идея ввести «период охлаждения» возникла не внезапно. Схемы её реализации совместно с операторами начали обсуждать ещё летом. Правда, тогда речь шла только об ограничениях для иностранных сим-карт и на более короткий период – до 5 часов. Похоже, что в процессе дискуссий, условия решили ужесточить.

Для иностранных номеров блокировку запустили месяц назад. Условия такие — сутки без интернета и СМС и никакой досрочной верификации. Провайдеры только обкатывали новые протоколы, поэтому жалоб поступало достаточно много, особенно от туристов. «Охлаждение» затягивалось на несколько суток и, что самое неприятное, терялся доступ к платёжным приложениям.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

При этом, как правило, подключиться к Wi-Fi с номера другой страны в такой ситуации очень проблематично. Требуется пройти смс-идентификацию, но сообщения, естественно, не доходят.

Сейчас эксперты надеются, что за это время операторы накопили достаточно опыта и российские абоненты с такими недоразумениями сталкиваться не будут.

Смешанные эмоции: первые реакции на «охлаждение»

За последнее время в России одна за другой вводятся всё новые меры контроля за подозрительными сим-картами. Так, с 1 ноября вступил в силу закон, согласно которому на один российский паспорт можно оформить не более 20 номеров, а на иностранный – только 10. Но для граждан других государств купить и одну симку – уже настоящее приключение.

С начала года иностранцы для покупки карты должны зарегистрироваться на «Госуслугах», сдать биометрию, получить СНИЛС, лично посетить салон связи и сообщить IMEI (идентификационный номер) своего телефона. С тех пор продажи номеров иностранцам практически свелись к нулю.

В конечном счёте, каждый такой шаг имеет смысл и для борьбы с БПЛА, и для предотвращения телефонных махинаций, но когда очередные ограничения появляются слишком часто, наступает эффект усталости.

— По отдельности новые нормы оправданы: у нас серьёзные проблемы и с беспилотниками и с мошенниками, — рассказал эксперт на IT-рынке на условиях анонимности. — Насколько они будут эффективны — покажет время. Но проблема в том, что все эти меры вводятся практически одновременно, и на фоне регулярных отключений мобильного интернета по всей стране, они вызывают раздражение у людей. И даже если операторы сработают на отлично и с верификацией «охлаждённых» симок не будут возникать проблемы, внезапные блокировки понимания у людей вряд ли найдут. Судя по опыту, на этапе тестирования протоколов всегда случаются технические накладки и к этому нужно быть готовым.

А тем временем, интернет-пользователи уже начали делиться первыми эмоциями от «периода охлаждения». Отзывы самые разные: от «восстановили интернет за пару минут» до «не могу ничего сделать, выдаёт сообщение об ошибке».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В ряде случаев потребовалось сменить браузер, чтобы перейти по присланной ссылке. Кроме того, сами операторы советуют выключить и включить телефон после процедуры верификации.

Некоторые туристы отмечают, что никаких блокировок не было вовсе, а кому то «заморозили» с задержкой.

— Добрался до РФ, вдруг кому интересно: по прилёту интернет прекрасно работает где-то полчаса. Потом из соображений безопасности его блокируют и присылают тебе смс от оператора с капчей. Капчу нужно пройти (у меня с 3-го раза получилось, она реально дурацкая), и опять полная свобода действий. Приключения на 30 секунд или, если вы, как и я, не очень сообразительный, то минуты на 1,5. У меня «Мегафон», — пишет один из пользователей чата о путешествиях в Турцию.

Но не у всех процедура возвращения мобильного интернета проходит так гладко.

— Вчера вечером вернулась из Эстонии через Нарву. Сразу в Ивангороде пришли сообщения о блокировке. Мобильный интернет и смс блокируются. Приложения банков не работали, только через вайфай. По их ссылке авторизация не проходила, выдавали ошибку. Звонки телефонные шли. Это «Билайн» и «Мегафон». Через сутки всё восстановили, — рассказала участница «эстонского» телеграм-чата.
— Чтобы перейти по ссылке, которую прислал оператор, нужен вайфай. По звонку в колл-центр никто ничего не знает, и посоветовали им сменить сим-карту, — жалуется туристка, только что вернувшаяся в Россию.
— Прилетела в Россию, у меня всё заблокировали! Оператор «Мегафон» сказал, что через 96 часов включат, но я не могу столько ждать. Как пройти верификацию, так и не сказали. Я прочитала, что максимум на сутки, почему на 4 дня заморозили, я не поняла. Ну скажите, как пройти верификацию, чтобы появился интернет, – в отчаянии задалась вопросом пассажирка рейса из Стамбула.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Получается, операторам потребуется ещё немного времени, чтобы окончательно наладить процедуру верификации.