Найти в Дзене
КультРАкурс

Еще раз о реализме Вячеслава Костина

Язык искусства имеет решающее право говорить долго, когда художник уходит. Его душевные черты, волнения, грусть, сокровенное сохраняются в созданном, стремятся к зрителю. Ощущение нот творческого экстаза, как и глубокое погружение в серьезные сюжеты – понимаемы и очевидны, если посыл автора правдив. Живописец Вячеслав Николаевич Костин, раскрывая волнующие темы в произведениях, творил искренне и прямодушно. Масштабный живописный рассказ художника о том, что он находил важным, остался на десятках холстов с множеством героев, мир которых вмещает разные – до впечатляющего контраста – судьбы. В Анохинском музее находится монументальное полотно Вячеслава Костина «Династия мараловодов Поповых». В начале работы над картиной живописец знакомился со всеми представителями семейства, которых выбрал героями произведения. Костину необходимо было вникнуть в особенности их дела. Писались этюды… Период создания полотна: 1978 – 1989. Формат: 172 на 90. Это большое и очень позитивное произведение показы

Язык искусства имеет решающее право говорить долго, когда художник уходит. Его душевные черты, волнения, грусть, сокровенное сохраняются в созданном, стремятся к зрителю. Ощущение нот творческого экстаза, как и глубокое погружение в серьезные сюжеты – понимаемы и очевидны, если посыл автора правдив. Живописец Вячеслав Николаевич Костин, раскрывая волнующие темы в произведениях, творил искренне и прямодушно. Масштабный живописный рассказ художника о том, что он находил важным, остался на десятках холстов с множеством героев, мир которых вмещает разные – до впечатляющего контраста – судьбы.

Династия мараловодов Поповых. Вячеслав Костин
Династия мараловодов Поповых. Вячеслав Костин

В Анохинском музее находится монументальное полотно Вячеслава Костина «Династия мараловодов Поповых». В начале работы над картиной живописец знакомился со всеми представителями семейства, которых выбрал героями произведения. Костину необходимо было вникнуть в особенности их дела. Писались этюды… Период создания полотна: 1978 – 1989. Формат: 172 на 90. Это большое и очень позитивное произведение показывает связь трех поколений семьи и безоговорочную ценность этой связи. Однажды работа солировала в музее на «выставке одной картины». Лица героев, их фигуры, позы, расположение относительно друг друга, особенности композиции, детали, акценты света и цветовые предпочтения – всё соединяется здесь в жизнеутверждающее целое. Соцреализм не стоял в стороне, задавал стремление показать человека труда достойно. Получилось! Непафосно, тепло – так, чтобы каждый мог прочитать в подаче семейного ансамбля что-то близкое. Силу родственных отношений, одной кровной почвы. Обратите внимание на оттенки красного, присутствующие в работе. Красный – всегда энергия. И это работает беспрекословно. Заряжает, настраивает, воодушевляет.

Женщины Кызыл-Мааны. Вячеслав Костин
Женщины Кызыл-Мааны. Вячеслав Костин

Ясный взгляд художника на человека – черта работ Костина. В 1976 году Вячеслав Николаевич пишет прекрасную работу «Женщины Кызыл-Мааны», которая тоже присутствует в художественной коллекции национального музея. На картине мы видим очень светлый день и спокойные лица разновозрастных героинь, сидящих на камнях и щурящихся от яркого солнца. Женщин, живущим своим укладом, в котором нескончаемая работа по хозяйству идет рука об руку с участием в колхозных делах. Кызыл-Мааны – село Южного Алтая в Кош-Агачском районе, известное также под названием Бельтир, через двадцать девять лет после написания картины будет практически полностью разрушено землетрясением. А костинское произведение сохранило внутреннее желание художника – показать красоту тех мест и изобразить местных жительниц, максимально реалистично подчеркнув их облик, а через него – причастность к невыдуманной сельской жизни, где моментам отдыха тоже есть место, но постоянный труд вместе с материнскими заботами – непреложная данность. Глядя в лица героинь, мы начинаем чувствовать их судьбу так же отчетливо, как и тепло нагретого под солнцем камня, настоящую чистоту воздуха, великолепие ландшафта. И снова звучит связь поколений… Вячеслав Николаевич однажды рассказывал о том, как впервые приехал на Алтай и увидел людей, которые состоят в теснейшем родстве с природой. «Вот они-то меня и взволновали! – говорил он, – И тогда мысль о человеке, расширяясь, вела меня к вопросу – как человек «одолевает» природу, как покоряет ее? И это не просто физический вопрос, но и философский. Умение изобразить это тонко и умно дается только большим мастерам, и я этим только восхищаюсь…»

Покупки. Вячеслав Костин
Покупки. Вячеслав Костин

Реализм в искусстве может подчиняться разным целям. Желание художника без прикрас изобразить иные сюжеты помогает зрителю посмотреть на то, что игнорируется им в повседневной реальности как «не свое». Готовый холст может передавать моменты эстетики, изначально ощущаемые только автором. Например, в Государственном художественном музее Алтайского края находится работа Вячеслава Костина, датированная концом восьмидесятых, под названием «Покупки». Мы видим пожилую деревенскую, по всей вероятности, супружескую пару в ситуации проявленности эмоций, в диалоге. Образы передают нелегкость бытия, тяжесть лет, бедность… Что еще мы можем разглядеть в этой паре? Связывающие их узы? Потребность в радости, которая – часть человеческой природы? И то, и это. Оказывается, жизнь пробивается везде. Даже там, где она, кажется, совсем угасает.

Вячеслав Костин. Автопортрет
Вячеслав Костин. Автопортрет

Закончить подборку костинских работ хотелось бы его автопортретом, запечатлевшим пору перехода молодости в зрелость. Мастер смотрит серьезно, выразительно. Поза его естественна – он сидит на обычном белом табурете, легко упершись о его край двумя руками. Фон домашнего интерьера добавляет расслабленности. Красивый и сильный человек, изображенный на картине, разговаривает со зрителем без слов. И свет, падающий на героя, кажется нечто большим, помогая звучать одухотворенности, спокойствию, доброте и человечности героя, который творил так, чтобы не лишились силы очень давно сказанные мудрецом слова: «Жизнь коротка, а искусство вечно»…

Вячеслав Николаевич Костин (1938 - 2014). Живописец, педагог. Член Союза художников России. Родился в Аткарске, с 1966 жил и работал в Горном Алтае. Направления в творчестве: графика, живопись, керамика, литье в металле малых форм. Участник многочисленных выставочных проектов. Организатор и директор первой в Горно-Алтайске ДХШ. Был награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Работы находятся в частных коллекциях России, а также в Государственном художественном музее Алтайского края, в Национальном музее имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске и Бийском краеведческом музее им. В. В. Бианки.

Екатерина Баженова