Победа в международном конкурсе может прийти неожиданно. Так и случилось с IND: находясь в деловой поездке в ОАЭ, основатель бюро узнал о закрытом конкурсе на проект большой инновационной школы в Дубае. Несмотря на жесткие сроки, команда решила участвовать и представить свою концепцию.
Авантюра увенчалась успехом: архитекторам IND удалось обойти еще пять сильных команд со всего мира. Наша концепция впечатлила жюри глубоким пониманием местного контекста, подходом, отличающимся от других международных бюро и смелым взглядом на то, какой должна быть образовательная среда будущего.
С тех пор прошло два года. За это время проект был детально проработан. Он эволюционировал и стал более совершенным. Будет ли он воплощен – покажет время, но он уже успел стать для нас мощным трамплином. Победа в Дубае открыла новую главу в работе с образовательной типологией. Мы спроектировали несколько инновационных школ для Москвы, углубились в исследования, провели серию дискуссий с экспертами о школе будущего.
И хотя сегодня география наших проектов и охват типологий существенно расширились, интерес к проекту школы в Дубае не угасает. Для многих он остается ярким примером нашего подхода к архитектуре. Именно поэтому мы решили подробнее рассказать о нем в рубрике «История одного проекта».
Погружение в контекст
Размышляя о том, что именно помогло в проектировании, мы прежде всего назовем тщательное погружение в специфику Дубая. Архитекторы выезжали на место, изучали участок и, главное, местные школы, чтобы понять культурные и социальные особенности.
«Команда тщательно работала над погружением в контекст, – говорит основатель и главный архитектор IND Амир Идиатулин. – Например, есть требование к размещению в школе молельной комнаты. При одновременном расположении детского сада и школы в одном здании необходимо расположить на уровне земли не только детский сад, но и все пространство начальной школы. Сильное влияние на организацию участка оказывают требования к парковке автомобилей и автобусов».
Отдельным большим вызовом стало изучение местной нормативной базы, в том числе инженерных норм, таких как кондиционирование помещений в знойном климате, подведение коммуникаций к участку, транспортные нюансы (учеников исключительно привозят, никто не идет в школу пешком). Климатические особенности здесь влияют буквально на все: на выбор формы здания, материалов, размещения спортивных и рекреационных зон на участке и т.д..
Все это легло в основу концепции. Четырехэтажное здание площадью 25 000 кв. м, рассчитанное на 1750 учеников, получило «лучевую» планировку. Различные функциональные блоки «нанизаны» на основную ось. Коридоры выводят в просторные атриумы-«площади» с рекреациями, амфитеатрами и выходами на затененные террасы. Такое решение создает интересную для исследования, полную открытий среду и естественно разделяет потоки учащихся разного возраста – для каждой возрастной группы предусмотрен свой вход и своя концепция помещений.
Архитектура, которая защищает и вдохновляет
Главный вызов для архитекторов – жаркий климат Дубая. Ему было противопоставлено два уровня защиты. Во-первых, сама форма здания создает затенение, а также формирует систему внутренних дворов, которые всегда находятся в тени, а по периметру здания расположены деревянные перголы. Во-вторых, фасады: фиброцементные панели были спроектированы с учетом угла падения солнечного света, чтобы обеспечить максимальное затенение в разное время дня.
Перепад высот на участке позволил органично вписать в рельеф технический этаж и создать отдельные входы для детского сада, начальной и старшей школы. Значительную часть территории заняли парковки (непреложная особенность Дубая) – как для личных автомобилей родителей, так и для школьных автобусов.
Но главная «фишка» проекта – его начинка. Помимо самой школы, комплекс включает детский сад и общежитие, рассчитанное на 60 учеников. А вместо скучных – и часто небезопасных для бегающих детей – лестниц архитекторы запроектировали пандусы-горки для быстрого и безопасного перемещения между этажами.
«Общество начинается с детей – с их воспитания, развития, образования и интеграции в мир, – отмечает автор концепции школы, руководитель проектных групп IND Николай Фанеев. – Наш проект разработан специально для того, чтобы дети – с их любопытством, эмоциями и энергией – могли объединяться в сообщества, вдохновляться окружающей средой, создавать новые идеи».
Универсальное пространство для учебы, спорта и жизни
Проект отвечает принципам гибкости и многофункциональности. Амфитеатр, атриум и спортивный зал легко трансформируются в студии или площадки для праздников, церемоний и театральных постановок. Но архитекторы пошли дальше, создав полноценную спортивную инфраструктуру: здесь предусмотрен бассейн и стадион, расположенный на крыше паркинга. Такой подход решает проблему нехватки места и превращает физическую активность в неотъемлемую часть школьной жизни. По замыслу авторов, пространство должно адаптироваться под детей, а не наоборот.
«В этом проекте мы средствами архитектуры и дизайна отвечаем на вопрос о будущем подходе к школьному образованию, – комментирует Амир Идиатулин. – Я убежден, что правильно запрограммированное многофункциональное школьное пространство помогает детям, помимо получения знаний, формировать soft skills, эмоциональный интеллект и, конечно, тренироваться физически – это и есть всестороннее полноценное развитие. Мы предусмотрели все возможности, чтобы пребывание в стенах этой школы всегда было интересным и захватывающим».