Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Высоцкий добился роли Жеглова, но не написал ни одной песни. Как создавался фильм «Место встречи изменить нельзя»

Фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» не был социальным заказом. Он и показан был впервые не в какие-то юбилейные даты, хотя и приурочен к Дню советской милиции, который отмечался 10 ноября. Но сама милиция была создана в 1917-м, уголовный розыск — а главные герои работают в МУР — вообще в 1918-м, а премьера «Места встречи...» состоялась в 1979 году. Ничего странного, просто так совпали обстоятельства. Этот фильм вообще появился на свет благодаря Владимиру Высоцкому. Он прочитал роман Вайнеров вскоре после публикации (дело было в 1975-м) и загорелся идеей сыграть Глеба Жеглова. Его не останавливал возраст — Высоцкому было уже под сорок, тогда как книжный Жеглов был лет на двенадцать помладше. Не останавливало и то, что киношное начальство Высоцкого-актера не слишком жаловало и вполне могло «зарубить» его пробы. Не останавливало и пошатнувшееся здоровье — жена барда, актриса Марина Влади вспоминала, что пыталась уговорить мужа отказаться от выматывающей работы на и
Оглавление
   Владимир Высоцкий, Владимир Конкин и Евгений Шутов в фильме «Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
Владимир Высоцкий, Владимир Конкин и Евгений Шутов в фильме «Место встречи изменить нельзя». 1979 год.

Фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» не был социальным заказом. Он и показан был впервые не в какие-то юбилейные даты, хотя и приурочен к Дню советской милиции, который отмечался 10 ноября. Но сама милиция была создана в 1917-м, уголовный розыск — а главные герои работают в МУР — вообще в 1918-м, а премьера «Места встречи...» состоялась в 1979 году. Ничего странного, просто так совпали обстоятельства.

«А "Мурку" могёшь?»

Этот фильм вообще появился на свет благодаря Владимиру Высоцкому. Он прочитал роман Вайнеров вскоре после публикации (дело было в 1975-м) и загорелся идеей сыграть Глеба Жеглова. Его не останавливал возраст — Высоцкому было уже под сорок, тогда как книжный Жеглов был лет на двенадцать помладше. Не останавливало и то, что киношное начальство Высоцкого-актера не слишком жаловало и вполне могло «зарубить» его пробы. Не останавливало и пошатнувшееся здоровье — жена барда, актриса Марина Влади вспоминала, что пыталась уговорить мужа отказаться от выматывающей работы на износ. Своей идеей Высоцкий увлек и Говорухина, с которым дружил со времен «Вертикали», и вместе они смогли проломить все стены, которые возникали на пути к созданию картины. Вернее, большинство из них.

   Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова. Кадр из фильма
Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова. Кадр из фильма

Например, Высоцкий хотел, чтобы Шарапова играл его друг и коллега по театру на Таганке Иван Бортник, но двух актеров с Таганки худсовет студии уже не пропустил; Бортник в итоге сам себе придумал роль вора по прозвищу Промокашка, фразы которого навеки вошли в отечественный культурный код. Не позволили Высоцкому и написать песни к фильму — он, правда, музицирует на пианино, но это не совсем то, чего хотел сам актер и бард.

   Иван Бортник в роли Промокашки. Кадр из фильма
Иван Бортник в роли Промокашки. Кадр из фильма

«Ну и рожа у тебя, Шарапов»

Ну а Шарапов... следует заметить, что Владимир Шарапов постоянно появлялся в книгах Вайнеров о советской милиции — не всегда на первом плане, но отследить его карьеру до генеральских погон было возможно. А во второй половине 1970-х кинематографисты сняли два фильма по книгам братьев — в «Свидетельстве о бедности» (экранизация повести 1967 года «Часы для мистера Келли», в которой Шарапов превратился в Тарасова) его сыграл Григорий Острин, а в «Лекарстве против страха» роль генерала Шарапова досталась Георгию Жженову.

   Владимир Конкин в роли Шарапова. Кадр из фильма
Владимир Конкин в роли Шарапова. Кадр из фильма

В «Место встречи...» киноначальство настойчиво предложило молодого Владимира Конкина, сыгравшего Павку Корчагина в фильме «Как закалялась сталь». Вайнеры были недовольны этим выбором, но не протестовали; Высоцкий тоже был недоволен, но в итоге смирился. Ну а зрители в итоге получили одну из лучших экранных пар сыщиков в советском кино.

«А теперь — Горбатый!»

Говорухин вспоминал, что выход фильма именно ко Дню милиции получился случайно. В своих мемуарах режиссер писал, что сомнения относительно идейной составляющей «Места встречи...» были и у МВД, и у телевизионного начальства, а один из милицейских генералов прямо спросил: вы хотите, чтобы вся страна целую неделю говорила о ворах и проститутках?

   Сергей Юрский в роли Груздева. Кадр из фильма
Сергей Юрский в роли Груздева. Кадр из фильма

Но кино в итоге попало к зрителю без больших правок. Говорухин во время первого показа был в Казани и свидетельствовал — город действительно «вымер», все смотрели его кино. Успех был полный. Для Высоцкого и Конкина их роли стали, пожалуй, главными в карьере, запомнились и Сергей Юрский в роли Груздева, и Станислав Садальский в роли «Кирпича» — да буквально все, а ведь даже в небольших ролях были заняты очень известные актеры. Тот же Армен Джигарханян так и не перестал быть для зрителей «Горбатым», хотя сыграл в нашем кино столько ролей, что Валентин Гафт посвятил ему отдельную эпиграмму. Впрочем, такова сила настоящего кинематографа, который делается не по приказу и не к какой-то конкретной дате, а по велению души и желанию самих артистов.

АиФ в MAX https://max.ru/aif

АиФ в Телеграм

Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline

АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health

АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha

АиФ. Кухня https://t.me/aif_food

Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo