Найти в Дзене

Как привести работу со словарными словами в систему?

Словарные слова — это настоящий камень преткновения. Запомнить их правописание — задача не из лёгких. В учебниках почти нет упражнений на отработку словарных слов, да и отдельных уроков в программе не предусмотрено. Остаётся только зубрить наизусть, на такой метод, увы, плохо срабатывает. А что если привести работу со словарными словами в систему? Предлагаем систему, основанную на двух принципах: “Повторение — мать учения” и “Учение с увлечением”. Материал нужно осваивать постепенно, небольшими блоками, повторять регулярно, используя разнообразные интересные, в том числе игровые, задания. Предлагаю следующий комплекс упражнений. Важно соблюдать предложенную последовательность работы. Этот минимальный набор упражнений можно при необходимости дополнять и другими заданиями: на постановку ударения, выбор значения многозначного слова, различение паронимов и др. Возможны два варианта. Вариант 1 Выписываем все словарные слова, которые даны в учебнике в конкретном разделе, выделяем отдельный у
Оглавление

Словарные слова — это настоящий камень преткновения. Запомнить их правописание — задача не из лёгких. В учебниках почти нет упражнений на отработку словарных слов, да и отдельных уроков в программе не предусмотрено. Остаётся только зубрить наизусть, на такой метод, увы, плохо срабатывает. А что если привести работу со словарными словами в систему?

Есть ли эффективная методика работы со словарными словами?

Предлагаем систему, основанную на двух принципах: “Повторение — мать учения” и “Учение с увлечением”. Материал нужно осваивать постепенно, небольшими блоками, повторять регулярно, используя разнообразные интересные, в том числе игровые, задания. Предлагаю следующий комплекс упражнений.

  • Словарь урока — список слов, которые нужно проанализировать и запомнить. Но не просто бездумно вызубрить, а разобрать по слогам, выделить сложные (ошибкоопасные) места, применить орфографическое проговаривание. Такая работа поможет ученикам сосредоточиться на трудностях, зрительно и на слух запомнить правописание.
  • Кроссворды из словарных слов — нужны не только для повторения правописания, но для знакомства с их лексическим значением.
  • Филворды — игровые задания, в которых нужно найти словарные слова среди множества букв, что позволит закрепить буквенный образ слов.
  • Упражнения на заполнение пропусков — развивают умение правильно писать не только сами словарные слова, но и однокоренные с той же орфографической трудностью.
  • Задания на развитие речи — ученикам нужно составить предложения со словарными словами или вставить эти слова в тексты (предложения), что поможет ввести новую лексику в речь.
  • Словарный диктант — поможет учителю проверить, всё ли усвоено учениками.

Важно соблюдать предложенную последовательность работы. Этот минимальный набор упражнений можно при необходимости дополнять и другими заданиями: на постановку ударения, выбор значения многозначного слова, различение паронимов и др.

Как часто проводить словарную работу?

Возможны два варианта.

Вариант 1

Выписываем все словарные слова, которые даны в учебнике в конкретном разделе, выделяем отдельный урок и работаем с ними в течение всего занятия.

Вариант 2 (более эффективный)

Для формирования долговременной памяти (а нам важно, чтобы слова запомнились навсегда) психологи советуют интервальное повторение по формуле 1 – 3 – 5. Это значит, что к материалу, который нужно запомнить, следует обратиться через день, потом через три и в следующий раз через пять.

Таким образом, мы берём группу слов, изучаемых в разделе, и распределяем упражнения, описанные выше, на несколько уроков, учитывая формулу “1 – 3 – 5”.

Где взять упражнения для работы со словарными словами?

Наиболее удобный инструмент в работе со словарными словами — рабочий лист, который учитель может разработать самостоятельно. Примеры рабочих листов смотрите в карусели изображений.

Для этого нужно:

1. Выписать из каждого раздела учебника все словарные слова (не более 10-12 для одного рабочего листа). Если слов в разделе больше, то лучше разделить их на две части.

2. Разработать задания для каждой группы слов. Лист должен включать все перечисленные выше упражнения — от словаря урока до словарного диктанта.

3. Оформить рабочие листы (лучше в программе Word), не только включив в них задания, но и оставив место (строчки) для вписывания ответов. Так, конечно, уйдёт больше бумаги для распечатывания, зато сэкономится время на уроке.

4. Распечатать РЛ для каждого ученика и раздать. Лучше, если ребята заведут отдельную папку и будут складывать туда все заполненные рабочие листы, чтобы иметь возможность возвращаться к ним при необходимости.

5. Заполнять листы постепенно, в течение нескольких уроков по формуле “1 – 3 – 5”, отводя по 5-7 минут в течение урока.

6. В конце изучения раздела провести контрольный словарный диктант по всем изученным словам.

Конечно, составление рабочих листов по словарным словам — задача сложная, требующая от учителя методических навыков и хорошего знания детской психологии. Но, создав такую систему один раз, вы будете успешно пользоваться ею многие годы!

Что делать, если нет времени на разработку рабочих листов для словарной работы?

Разработка такого материала, разумеется, требует большого количества времени, найти которое может далеко не каждый педагог, особенно словесник, загруженный по максимуму. Если вам хочется привести словарную работу в систему, но временного ресурса у вас для этого нет, то можно воспользоваться комплектами рабочих листов, разработанными “Учительской мастерской” для 1-го полугодия в каждом классе.

Найти их можно здесь: посмотреть

Хотите узнать больше интересных приёмов для работы с текстом? Покопайтесь в закромах нашей “Учительской мастерской”: здесь и здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.