В преддверии иммерсивной оперной инсталляции Silent Opera, где 24 ноября прозвучит музыка, вдохновлённая эпохой барокко, мы собрали подборку лучших перформансов о любви — историй об искреннем чувстве, страсти и внутреннем пробуждении.
Эпоха барокко — это время, когда музыка впервые заговорила языком человеческой души. Композиторы рассуждали о любви как о драме и откровении: в ней сплетались божественное и земное, страдание и наслаждение, покаяние и восторг. Барочная опера не просто повествовала о чувствах — она заставляла слушателя проживать их вместе с героем.
Именно к этой традиции обращается иммерсивная инсталляция Silent Opera, которая объединит оперу, театр и современное искусство в историческом читальном зале №3 Российской государственной библиотеки. Пространство тишины превратится в сцену, где музыка, тело и слово сольются в единый художественный жест.
Мы предлагаем вспомнить, как в искусстве перформанса говорили о любви как о движении души — от земного чувства к внутреннему преображению.
Любовь – сильнейшее из чувств, которое невозможно предугадать или подстроить, его можно только прожить, момент за моментом.
“Каждый из нас – половинка человека, рассечённого на две части, и поэтому каждый всегда ищет соответствующую ему половину”, – писал в одном из своих мифов Платон. Никогда неизвестно, откуда появится та самая вторая половинка и получится ли с ней воссоединиться. Любовь – это крепкое и тёплое чувство, начало которому лежит в случайном моменте.
Перформанс рассказывает о моментах любви: от её зарождения и до самого конца. Как мгновение за мгновением, здесь и сейчас вспыхивали и угасали чувства. Он даёт возможность прожить это чувство любви каждому, кто станет зрителем.
"The Lovers: The Great Wall Walk" (1988), Марина Абрамович и Улай – стал последним совместным перформансом Марины Абрамович и её возлюбленного Улая. Художники отправились в путешествие по Великой Китайской стене. Марина начала свой путь за западе, Улай – на востоке. Они должны были встретиться на середине. В этом был символизм встречи – соединение любящих сердец вопреки расстояниям и преградам. Улай шёл со стороны пустыни Гоби, “огненной земли”, символа мужского начала, а Марина – со стороны Жёлтого моря, стихии воды, олицетворения женского начала. При встрече Улай думал сделать Марине предложение, однако незадолго до старта их отношения испортились – и путь длиной в 90 дней стал проживанием расставания. Так манифест любви превратился в личную драму двух людей, чья любовь подошла к концу. Их встреча вместо праздника превратилась в прощание с прошлым.
Марина Абрамович и Улай известны своими перформансами-размышлениями о романтических отношениях. Например, в перформансе “Смерть себя” (1977) художники целовались на протяжении 17 минут, дышали лишь тем воздухом, который выдыхает другой до потери сознания. Так Улай и Абрамович показали, что по настоящему значит “дышать тобой”.
«Антропометрии эпохи синего» (1960), Ив Кляйн — художник представил свой знаменитый перформанс, который сразу привлёк внимание художественного сообщества и публики. Художник пригласил обнажённых моделей, покрытых яркой синей краской, оставлять отпечатки своих тел на больших холстах, расположенных на полу и стенах галереи. Перформанс проходил под живую музыку, что создавало ощущение синхронности и ритма, а сам Кляйн выступал в роли дирижёра: он направлял действия моделей, но не касался холста и не создавал изображения напрямую.
Каждый отпечаток тела становился самостоятельным элементом картины, позволяя моделям выражать движение, эмоции и физическую энергетику.
Главная идея перформанса заключалась в том, чтобы показать связь между телом и чувствами, физическое проявление эмоций и, в частности, чувственную сторону любви. Через прикосновения, движения и отпечатки моделей Кляйн демонстрировал, как близость и контакт между людьми могут быть источником красоты и эмоциональной выразительности.
Работа подчеркивала интимность и непосредственность человеческих отношений, превращая телесные следы в художественный язык, способный говорить о любви без слов.
Другое название перформанса — «Любовь под бомбами», появилось не случайно. Критики отметили, что Кляйн создаёт сцену, в которой чувственность и интимность становятся публичными, почти вызывающими. Его работы заставляют задуматься о противоречии между уязвимостью тела и силой чувств. В этом контексте «бомбы» воспринимаются метафорически: это напряжение общества, ограничения и ожидания, перед которыми проявляется чистая, открытая любовь. Перформанс показывает, что любовь и телесная близость могут существовать даже под давлением внешних обстоятельств, и остаются сильными независимо от внешнего контроля.
“Из окна” (1974), Масахиса Фукасе – японский фотограф Масахиса Фукасе каждый день фотографировал свою жену Ёко из окна, когда та шла на работу. Каждый свой выход девушка превращала в мини-спектакль, одеваясь ярко и гримасничая. Однако за яркой улыбкой и позированием скрывались совсем другие чувства. Фото-перформанс стал настоящим дневником их отношений: с каждым снимком огонь в глазах девушки угасал – и вот она смотрит в камеру устало, совсем без чувств, ощущая себя чужой рядом с ним. Через полтора года супруги расстались.
“Love Letters” (2012-2018), Йота Деметриу – иногда любовь – это невысказанные слова, которые мы проносим через всю жизнь. Художница Йота Деметриу создала мультимедийную инсталляцию из писем. Каждый участник мог написать письмо своему близкому человеку (или тому, с кем он боится поговорить вживую), рассказав о своей любви так, как это делали древние греки, описав свои чувства через четыре вида любви: агапэ (безусловная и жертвенная любовь), эрос (любовь плотская и страстная), филия (братская любовь), сторгэ (любовь к семье). Так собралась целая коллекция личных историй, которые зрители и сами авторы, читали вслух. Письма доходили до адресатов – имя отправителя и адресата писалось на теле исполнителя или крепилось к одежде, к нему же прикреплялся и текст письма. Вместе с инженером Одиссеем Паппа и композитором Статисом Кампилисом художница превратила “Love Letters” в интерактивную звуковую установку, дополнив её записями писем из коллекции. проект обрёл популярность и гастролировал по миру. Одно из самых ярких представлений состоялось в музее сломанных отношений в Загребе (Хорватия).
Похожий проект “Письма к Джульетте” работает в Вероне уже почти 100 лет (по мотивам сюжета одноимённого фильма и классической истории о Ромео и Джульетте). Каждая девушка может написать письмо о своих чувствах и положить его в специальный почтовый ящик в стене по адресу: Club di Giulietta, Vicolo Santa Cecilia, 9, 37121, Verona, Italia. Ответ на письмо от имени Джульетты приходит в течение нескольких дней по email, главное оставить свои контакты.
“SOUND UP love”, 2023 (Сценография — Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R)) – перформанс о любви, рассказанный языком музыки, писем и театра. 14 февраля 2023 года в московской Трехгорной мануфактуре состоялся мультижанровый спектакль, в котором звучали реальные истории великих пар XX века: Ремарка и Дитрих, Набокова и Веры, Каллас и Онассиса.
Перформанс создан драматургом Михаилом Дегтяревым на основе их переписки и стал документальной хроникой любви – хрупкой, вдохновляющей, иногда трагической. Тексты читали актер Евгений Сангаджиев и актриса Мария Смольникова. Перформанс стал размышлением о чудесах и парадоксах чувства, о том, как любовь становится текстом, голосом и музыкой.
Современный перформанс, существующий только здесь и сейчас, способен показать любовь, разложить на атомы это чувство и дать зрителю увидеть, как оно меняется с каждой секундой: разгорается, становится крепче или угасает.
Искусство, равно как и любовь, не имеет преград. Оно само по себе невозможно без человеческого переживания и часто существует вопреки. Любовь, какой бы она ни была, трагической или счастливой, вдохновляет художника и всегда способна тронуть сердце зрителя.
Станьте участником иммерсионной оперной инсталляции «Silent Opera» 24 ноября. В этот день барочная опера выйдет за границы своего жанра и станет перформансом с участием зрителей. В читальном зале появятся два сценария восприятия, видеоинсталляция и живое взаимодействие с теми, кто готов стать частью происходящего. Среди 450 зрителей проводники выберут 10 участников, которые буквально «здесь и сейчас» превратятся в героев. От зрителя требуется только присутствие в кадре с объектами, никакой игры.
История о поиске героя и музыкальные сюжеты воплощены в двух типах зрительских партитур, которые будут размещены на столах читального зала. В них содержатся информация о музыке, тексты и инструкции по включению в перформанс.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса
Автор текста: Ангелина Картунова
Фото материалы событий собраны редакцией фестиваля PERFORMA(R)