Найти в Дзене
Art Experience

Уральская царица 250 лет спустя. Возвращение домой

17 лет нелегкой, но простой и такой привычной жизни в родительском доме. Волшебный, захватывающий дух взлет от простой казачки до «Государыни Российской». Неполных три месяца «царствования» в окружении «фрейлин» – вчерашних подружек-казачек, и… 34 года беспросветной жизни в каменном мешке Кексгольмской крепости. Спустя 250 лет «Уральская царица» вернулась в родной Яицкий городок – теперь Уральск – в виде диптиха московской художницы Екатерины Арно. Уральск, как помним из школьной программы, стал так именоваться по указу Екатерины II, дабы стереть из памяти народной восстание яицких казаков. Этот старинный город на западе Казахстана хранит память и имена знаковых для России людей и событий. То, что для нас пожелтевшие страницы истории, для жителей этого города живые строки летописи их земляков, предков. Ведь до сих пор на улицах города можно встретить потомков действующих лиц буквально тектонических процессов, формировавших лицо нашей страны: солдат Суворова, казаков-сподвижников и

17 лет нелегкой, но простой и такой привычной жизни в родительском доме. Волшебный, захватывающий дух взлет от простой казачки до «Государыни Российской». Неполных три месяца «царствования» в окружении «фрейлин» – вчерашних подружек-казачек, и… 34 года беспросветной жизни в каменном мешке Кексгольмской крепости.

Спустя 250 лет «Уральская царица» вернулась в родной Яицкий городок – теперь Уральск – в виде диптиха московской художницы Екатерины Арно.

«Уральская царица». Диптих Екатерины Арно
«Уральская царица». Диптих Екатерины Арно

Уральск, как помним из школьной программы, стал так именоваться по указу Екатерины II, дабы стереть из памяти народной восстание яицких казаков. Этот старинный город на западе Казахстана хранит память и имена знаковых для России людей и событий.

То, что для нас пожелтевшие страницы истории, для жителей этого города живые строки летописи их земляков, предков. Ведь до сих пор на улицах города можно встретить потомков действующих лиц буквально тектонических процессов, формировавших лицо нашей страны: солдат Суворова, казаков-сподвижников и противников Емельяна Пугачева, Степана Разина, Василия Чапаева...

Неудивительно, что уральчане трепетно собирают и хранят все, что связано с историей родного города.

Рассказывает Геннадий Мухин, директор Общественного культурно-просветительского фонда «Старый Уральскъ»:

«Денис Алехин, сотрудник нашего музея, нашел в ВК великолепные картины, посвященные нашей землячке, яицкой казачке Устинье Кузнецовой. «Процарствовав» всего несколько месяцев, семнадцатилетняя «казачья царица» Устинья до конца своих дней была заключена в Кексгольмскую крепость, где и скончалась в 1808 г.
Работа художника заинтересовала прежде всего «погруженностью» в тему, сопереживанием юной героине сюжета, которая волею судеб стала невинной жертвой пугачевщины. Мы обратились к Екатерине Арно (Шуниной), автору работ, с просьбой разрешить использование в экспозиции фотографий картин. Екатерина предложила поступить иначе, и в начале октября диптих «Уральская царица» в оригинале приехал в Уральск».

 Геннадий Леонидович Мухин с подаренным диптихом
Геннадий Леонидович Мухин с подаренным диптихом

Как рассказывает Екатерина Арно, идея картины родилась при посещении места ссылки Устиньи Кузнецовой:

«Пару лет назад, путешествуя с семьей по Карелии, побывала в Приозерске – так теперь называется старый Кексгольм. Крепость, где жили жены опального Пугачева, сохранилась до наших дней. Как и то помещение – каморка? келья? каменный мешок? – где они размещались. История Устиньи – второй, хоть и венчаной, но незаконной жены Пугачева, провозглашенной им царицей, не может оставить равнодушной. Приглянулась, выдали замуж, провозгласили царицей – и до конца жизни заточение вдали от родных и близких...
Вот такая судьба – разбитый кувшин.

Екатерина Арно на персональной выставке в Москве
Екатерина Арно на персональной выставке в Москве
"Работа над диптихом, начавшаяся с сопереживания женской доле Устиньи, потребовала вдумчивого изучения исторических источников, и высокая оценка результата сотрудниками музея «Старый Уральскъ» для меня очень значима», – подчеркивает Екатерина Арно.

-5

По словам художницы, диптих «Уральская царица» стал первой работой серии «История в историях», посвященной человеческим мотивам, судьбам и их осмыслению в контексте исторических событий. Уже написаны «Иван Калита», «Иван Васильевич. Начало и конец», сейчас автор работает над сюжетом «Иероним. Блаженный».

Но это уже отдельная история.

Автор Илья Полторанский

Еще статьи о современных художниках:

Инна Коваленко: «художник и искусство должны делать мир лучше»

Анна Резникова: «Даже в обыденности всегда находится что-то чарующее и завораживающее»

Евгения Машечкина: «Самый большой провал — это не попробовать»

Надежда Чирикова: «Мне ближе то, что оставляет светлый след».

Марина Новосельская: «Мне интересна тема православной и купеческой России»

Яна Никифорова: «Вдохновение для меня — это мир вокруг»

Юрий Павленко: «Искусство помогает стать лучше»

Мария Фесик: «Восхищаюсь художниками, которые выставляются»

Юрий Горбачев: «Кто-то сказал, что художник и в грязной луже красоту найдет. Я согласен!»

Наталья Ефремова: «Конкурсы – это новая ступенька на "лестнице в небоскрёбе" вашей жизни»

Юлия Вдовина: «Искусство – это способ сообщать о мире вокруг и внутри нас»

Олег Мальцев: «идти вперёд, путешествовать, искать себя в жизни и не бояться».

Тамара Полякова: «Делитесь своими успехами и творческими достижениями!»

Олег Горн: "...выставлять свои творения надо!"

Татьяна Лысенко: «Возможности художественного стекла и смальты безграничны!»

Ксения Сидоренко: «Искусство побуждает нас размышлять о том, как следует жить»

Олеся Онипко: «законченная работа должна жить своей жизнью»

Мария Волжина: «Мои картины – гимн любви к природе и ода женственности»

Мария Стрельникова: «Достать рукой до звёзд»