Найти в Дзене
Welhwer

What is the ant on? Война Богов и причём тут Антон

Имя Антон происходит от латинского имени Антониус, ныне распространённого преимущественно в северной Европе, а именно в Скандинавских странах, Карелии, Эстонии, Бельгии, Нидерландах и Финляндии. 1. Древнегреческое: 1.1. От слова ἀντάω; 1.2. От слова ἄνθος; 1.3. От имени сына Геракла – Ἄντων; 2. Этрусское: от имени бога Ani 1. ἀντάω (antáō) – один из эпитетов Диониса, означающий состязаться, вступать в бой. Образовано от ἀντί (antí) + -άω (-áō). Слово ἀντί происходит от праиндоевропейского слова *h₂énti, имеющего такие значения, как: против, рядом, перед, и до. Слово ἀντί переняло значение против, однако, здесь также интересно последнее значение – до. Именно так переводится латинское слово ante, как раз схожее с также латинским именем Антониус. 2. ἄνθος (ánthos) – означает цветок, цветение. Происходит от слова *ántʰos – цветок, которое в свою очередь происходит от праиндоевропейского слова *h₂éndʰos – цветение. С этим словом связан ещё один эпитет Диониса – Ανθιον (Anthion) – "из цвет
Оглавление

Имя Антон происходит от латинского имени Антониус, ныне распространённого преимущественно в северной Европе, а именно в Скандинавских странах, Карелии, Эстонии, Бельгии, Нидерландах и Финляндии.

Основные варианты происхождения имени Антониус:

1. Древнегреческое:

1.1. От слова ἀντάω;

1.2. От слова ἄνθος;

1.3. От имени сына Геракла – Ἄντων;

2. Этрусское: от имени бога Ani

Геракл и его сын (правда не Антон, а Телеф). Статуя в Лувре
Геракл и его сын (правда не Антон, а Телеф). Статуя в Лувре

Рассмотрим все варианты по порядку:

1. ἀντάω (antáō) – один из эпитетов Диониса, означающий состязаться, вступать в бой. Образовано от ἀντί (antí) + -άω (-áō). Слово ἀντί происходит от праиндоевропейского слова *h₂énti, имеющего такие значения, как: против, рядом, перед, и до. Слово ἀντί переняло значение против, однако, здесь также интересно последнее значение – до. Именно так переводится латинское слово ante, как раз схожее с также латинским именем Антониус.

2. ἄνθος (ánthos) – означает цветок, цветение. Происходит от слова *ántʰos – цветок, которое в свою очередь происходит от праиндоевропейского слова *h₂éndʰos – цветение. С этим словом связан ещё один эпитет Диониса – Ανθιον (Anthion) – "из цветов", а также праздник цветов Ανθεστηρια (Антестерии), связанный с культом Диониса, проходивший в месяц Антестерион.

3. Мифологическая версия. По словам Марка Антония, род, к которому он принадлежал – Антония, происходит от сына Геракла – Антона. В древности, возводить свою родословную к Богам, было вполне обычной практикой, однако правдивость этой генеалогии вызывает сомнения, так что рассматривать данную версию смысла нет.

4. Ани – этрусский Бог, соответствующий римскому Богу Янусу. Янус – Древнее Божество начал, окончаний, дверей, врат, переходов, времени, двойственности.

Дионис
Дионис

И того, вырисовывается такая картина:

Антониус связан с Дионисом, Янусом, цветами и цветением, а также чем-то, что противопоставляется чему-то и что было ДО чего-то.

Тут стоит рассмотреть кто такой Дионис. Дионис часто почитался как Бог виноделия, однако это далеко не единственная и даже не основная его функция. Он связан не только с виноградом, но и с цветами и вообще всем растительным миром. Дионис – также Бог изменённых состояний сознания и экстатических состояний. Также Дионис является умирающим и воскресающим Богом, он наделён гермафродитическими чертами, связан с водной стихией, которая, как уже было сказано в прошлой статье, имеет Хтоническую природу. Дионис – это Трикстер, он имеет двойственную природу, он объединяет в себе и экстаз и ужас, и жизнь и смерть, и начало и конец. Во многом он схож с Янусом, который также имеет двойственную природу и объединяет в себе противоположности, такие как начало и конец, вход и выход, война и мир.

«Sacrifice to Bacchus» — Массимо Станционе
«Sacrifice to Bacchus» — Массимо Станционе

Чтобы разобраться, как связаны амбивалентные Боги Янус и Дионис с ἀντί и ante, стоит углубиться в происхождение и развитие пантеонов Богов индоевропейских народов.

У разных народов в том или ином виде есть миф о противостоянии старого и нового поколения Богов: у греков это Титаномахия, у скандинавов это война Асов с Ванами и Йотунами. Сюда же можно отнести истребление Волотов Верховным Богом в славянской мифологии, а также общеиндоевропейский миф о борьбе Громовержца со змеем, воплощающим Хтонические примордиальные силы. Данный мифологический сюжет отражает переход народа к цивилизованному обществу, для которого актуальны другие Боги, нежели для жизни в дикой природе.

«The Battle Between the Gods and the Titans» — Иоахим Эйтевал
«The Battle Between the Gods and the Titans» — Иоахим Эйтевал

Сейчас люди чётко разделяют Природу и цивилизацию, людей и животных, однако человек изначально был частью Природы и таким же животным, как и все остальные. У древних людей, бывших частью Природы, ещё не создававших каких-либо поселений и даже одиночных жилищ, были свои Боги, которым они поклонялись для достижения актуальных для них целей. Назовём этих Богов Древними или Природными Богами.

В скандинавской мифологии Ваны – это Боги, связанные с Природой, плодородием, магией, гармонией – всем тем, что было актуально для древних людей. Ваны – это пример Природных богов, являющихся положительными персонажами, помимо них в скандинавской мифологии есть Йотуны – древние исполины, предшествующие Богам и людям, они также являются Древними Богами, но уже выступающими в роли отрицательных персонажей. Гесиод называл Титанов «Предшествующими Богами», также в Ригведе есть представление о «Прежних Богах» pūrve devāḥ, позже названных Асурами. Всё это – Боги, которым поклонялись люди в древности, до появления цивилизации. Один из основных признаков цивилизации – письменность, поэтому поклонение Древним Богам в письменных источниках по определению не могло быть зафиксировано носителями этой традиции.

Война Асов и Ванов
Война Асов и Ванов

Разделение Природы и Цивилизации

Жизнь в дикой природе влечёт за собой множество опасностей, от которых люди, естественно, хотели огородиться. И когда у них появилась такая возможность, они это сделали. Сначала люди начали создавать одиночные жилища, в которых они чувствовали себя в безопасности. Стены этих жилищ были границей между полной опасностей Природой и безопасной уютной (насколько это было возможно) обителью людей. Так началось отделение человека от животных, а в конечном итоге и цивилизации от Природы.

Появление Новых Богов

С развитием общества людская обитель всё больше и больше расширялась. Сначала жилища становились больше, и их количество увеличивалось, а после и вовсе начали возникать целые поселения, ограждённые от остального мира, от Природы. Граница между Природой и цивилизацией становилась всё больше, и человек становился всё дальше от других животных. Для такого устройства общества были актуальны другие Боги, связанные с иерархией и управлением, а также с войной и защитой. Назовём этих Богов Цивилизационными. Постепенно, по мере увеличения границы меж человеком и Природой, Цивилизационные Боги становились всё более, а Природные – всё менее актуальны для людей, пока Цивилизационные Боги окончательно не вытеснили Древних. Это и отражено в мифологии в виде войны между Предшествующими и Новыми Богами.

«Бог Ветра» — Сергей Панасенко
«Бог Ветра» — Сергей Панасенко

Появление Цивилизации

Природные Боги – повелители первобытного неупорядоченного и недифференцированного мира, то есть мира, где Природа ещё не отделена от цивилизации. Змей Вритра – Предводитель pūrve devāḥ в Ригведе, был побеждён Индрой – Громовержцем, покровителем войны и власти, предводителем Цивилизационных Богов. Своей победой Индра упорядочивает мир, тем самым окончательно закрепляя границу между Природой и цивилизацией. Асуры же, отчасти подчинились Индре, отчасти остались его врагами. Отсюда же и разделение на дружественных Древних Богов – Ванов и враждебных Древних Богов – Йотунов у скандинавов. Победа Цивилизационных Богов над Древними в мифологии является частью космогонии, когда Громовержец, победив змея, порождает дуальный космос, разделяя Небо и Землю, Цивилизацию и Природу. Это и является созданием мира, точкой отсчёта цивилизации. Это же, по сути, событие может являться переходом от мифологического времени, к историческому, как после уничтожения Верховным Богом Волотов в славянской мифологии. Со временем Природные Боги могли вовсе перестать считаться Богами, став, например, великанами. Дикая Природа полна опасностей, поэтому Древние Боги также считались опасными и часто демонизировались, а Цивилизационные Боги выступали в роли защитников людей.

Борьба Индры и Вритры
Борьба Индры и Вритры

Появление Демиурга. Как люди променяли свободу на безопасность

Хоть Цивилизационные Боги и дают людям безопасность, за неё приходится платить своей свободой. На этапе поклонения Цивилизационным Богам уровень свободы ещё вполне высокий, однако, с развитием цивилизации становится всё меньше и меньше свобод, более того, количество Богов также становится меньше. От бесчисленного множества Природных Богов люди переходят к поклонению небольшому количеству основных Цивилизационных Богов, а потом и вовсе остаётся лишь один Сверхцивилизационный монотеистический Бог-Демиург. На примере известных монотеистических религий видно, что для таких культов характерно наличие священного писания с чётко прописанными запретами и наставлениями. Свобода становится предельно ограничена, а все пути к возвращению к прежним Богам перекрываются, так как все Боги, кроме единственного господствующего, демонизируются и поклонение им строго запрещается.

Демиург
Демиург

Трикстер - спаситель Богов и враг Демиурга

Важнейшее отличие культа Цивилизационных Богов от культа Демиурга заключается в наличии среди Цивилизационных Богов фигуры Трикстера, связующего между Природными и Цивилизационными Богами. Трикстер связан с Хтоническими силами Природы, зачастую он может вносить раздор и Хаос, однако тем самым он, по сути, приводит мир в движение, за счёт чего и считается также покровителем путешествий и в целом любых переходов. Трикстер может нести разрушение, однако это разрушение позволяет обновляться миру, ведь только разрушив старое можно освободить место для нового. Также Трикстер – это мудрец, несущий сокровенные знания, которыми он обладает в силу своей связи с Древним миром. Трикстер – неотъемлемая часть пантеона Цивилизационных Богов, а вот для Демиурга – это главный враг, Сатана (противник, клеветник, от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан», буквально, «быть враждебным», «обвинение»).

Локи - Трикстер в аспекте демонического безумия
Локи - Трикстер в аспекте демонического безумия

Бог умер

В конце концов, культ Демиурга доходит до своего предела и коллапсирует, в результате чего даже последний оставшийся Бог умирает, а уже привыкшие к отсутствию свободы люди, оставшиеся без нравственных ориентиров, проходят через переосмысление всех ценностей и выстраивание новой картины мира, чтобы продолжить существование общества как такового. Атеистическая нигилистическая пустошь на кладбище Богов способна стать полем, на котором из руин цивилизации, пробив тысячелетиями выстраиваемые границы, вновь прорастут семена Древней необузданной Природы, и вновь возродится культ Природных Богов. И Трикстер, как Бог смерти и перерождения, умирающий и воскресающий Бог, как раз и будет тем, кто, возродившись сам, сможет воскресить всех остальных Богов.

Один - Трикстер в аспекте мудреца. Умирающий и воскресающий бог
Один - Трикстер в аспекте мудреца. Умирающий и воскресающий бог

Двойственность Трикстера в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии Трикстер – это Верховный Бог, наиболее почитаемый среди всех. Интересно здесь то, что также как Древние Боги у скандинавов разделены на две группы: Ванов – Древних Богов, подчинённых Цивилизационным и Йотунов – Древних Богов, оставшихся врагами Цивилизационным, так и фигуру Трикстера представляют сразу два Бога: Один – предводитель Цивилизационных Богов, и Локи – Бог, вносящий раздор и разрушение, но, тем не менее, не являющийся исключительно отрицательным персонажем, ведь он также и помогает Асам, а также является побратимом Одина. Хотя во время Рагнарёка именно он будет предводителем сил, противостоящих Асам. Такое разделение Трикстера на двух Богов подчёркивает его двойственную амбивалентную природу, проявленную также в гермафродитических чертах и в его роли Бога переходов, в том числе между мирами живых и мёртвых.

Двойственность Трикстера у греков и римлян

Амбивалентную природу Януса отражает наличие у него двух голов, направленных в противоположные стороны. На примере Диониса двойственность Трикстера отражена в том, что он был дважды рождён: как человеком, так и Богом, как женщиной, так и мужчиной. Дионис – это и Бог экстаза и любви, и страдающий и умирающий Бог, его присутствие вызывает ощущение и экстаза и ужаса, он и эйфория, восторг, восхищение, он и дикость, неистовость, жестокость. Дионис воплощает Божественное Безумие, которое может быть кровожадным, но оно же и позволяет освежить и вернуть к жизни то, что могло умереть. Дионис вносит Хаос в упорядоченное существование, позволяя обновляться всему живому, он дарует и жизнь и смерть, он приносит движение туда, где воцарили застой и разложение, тому, что было скованно цепями, он дарует свободу. Свобода – то, что в полной мере возможно лишь в мире, не разделённом на противоположности: Природу и цивилизацию. Свободу окончательно отнимает Демиург, но его Противник вновь возвращает её.

Янус - двухголовый бог
Янус - двухголовый бог

Религия - обновление и поддержание мира, а не восстановление связи

Слово религия, происходящее от лат. religiō, в наше время часто ошибочно понимается как re-ligāre – восстановление связи. Однако, на самом же деле корень lig-, означающий связь здесь указывает не на связь человека и Бога, а на связывание себя обязательством, а приставка re указывает на повторный характер действия, так как обряды выполняются из раза в раз. Таким образом, religiō – это именно исполнение налагаемых обязанностей из раза в раз. Речь здесь о том, что творение мира происходит не единожды в начале времён, как это заявляется в монотеистических религиях, а регулярно, ежегодно и ежедневно.

Трикстер играет в этом ключевую роль, ведь он – это как раз тот, кто привносит в мир разрушение, чтобы после восстановить и тем самым обновить его

Он из раза в раз надламывает цепи, накладываемые на общество цивилизацией, открывает дверь в Природу, впуская в цивилизацию Хаос, разрушающий её, но при этом не дающий Цивилизационным Богам забрать всю свободу. Пока Трикстер продолжает обновлять мир, гармонично существует культ Цивилизационных Богов, включая самого Трикстера. Но если стремление к безопасности и страх перед неизведанным возьмут верх над вольным духом, и Трикстер потеряет возможность обновлять мир, упорядоченность станет избыточной и Демиург возьмёт верх, предельно ограничивая свободу. После чего, не обновляемый мир начнёт гнить изнутри от старости, а иерархическая структура мироздания разрастётся до таких размеров, что разрушится под собственным весом, в результате чего и сам Демиург погибнет. И лишь Трикстер окажется способен воскреснуть и пробиться сквозь руины старого мира, чтобы вновь его обновить и вернуть связь с Природой. Именно тогда и станет актуальной трактовка слова religiō, как восстановление связи. Пока существовал культ Цивилизационных Богов, связь с Природой и так была налажена, нужно было лишь из раза в раз повторять циклы разрушения и восстановления мира для его обновления, а теперь, когда Демиург одержал верх, прежде всего, нужно восстановить давно утраченную связь.

Рагнарёк - смерть мира, за которой следует его возрождение
Рагнарёк - смерть мира, за которой следует его возрождение

Трикстер, соединяющий несоединимое

В представлении людей, живущих в цивилизации, в мире упорядоченном, ограниченном и разделённом, Трикстер – Бог парадоксов, объединяющий в себе необъединимое, противоположное. Однако, в действительности, Трикстер лишь привносит в упорядоченный мир первозданный Хаос, объединяющий в себе и Созидание и Разрушение. Он олицетворяет собой реальность в своей полноте, реальность, неотъемлемой частью которой является как страдание, так и блаженство. Действительная же двойственность Трикстера не столько в объединении Созидания и Разрушения, сколько в объединении Природных и Цивилизационных Богов.

Инь-Ян - символ двойственности мира и единства противоположностей
Инь-Ян - символ двойственности мира и единства противоположностей

Возвращаясь к имени Антониус, его значение становится вполне ясным, учитывая всё вышеуказанное:

  • ἄνθος=цветок/цветение указывает на связь имени Антониус с Природой и растительным миром.
  • ἀντάω, от *h₂énti, от которого происходят ἀντί=анти и ante=до. ante указывает на предшествующую чему-либо природу имени Антониус, а ἀντί – на противоположность и противопоставленность. Учитывая вышесказанное, очевидно, что речь здесь о связи с Древним, тем, что было до образования цивилизации, и о противопоставленности ей, как Природа противопоставлена цивилизации, а животное – человеку.
  • Дионис – Трикстер, открывающий дверь в мир Древних Хтонических Богов.
  • Янус – важнейший Бог римского пантеона, также выполняющий функции Трикстера, связанный с переходами, покровитель дверей, чей храм был символическими воротами римского государства. Границы Рима разделяют цивилизацию и Природу, а Янус, как и Дионис, открывает дверь, соединяющую миры Цивилизационных и Природных Богов.

Напомню, что имя Антониус сейчас распространено как раз в основном в скандинавских странах, где Трикстер почитался как Верховный Бог, что подтверждает связь этого имени с Трикстерской природой.

Таким образом, все возможные версии происхождения имени Антониус указывают на одно и то же: Антониус, а, следовательно, и Антон – это по сути Трикстерское имя, указывающее на связь его носителя с Древними Природными Богами.