Найти в Дзене

Морская набережная без моря: как теперь выглядит "морское лицо" Ленинграда

Свое название Морская набережная на Васильевском острове получила в 1972 году, поскольку в ту далекую пору "была расположена вдоль Финского залива". Однако за последние лет 15 море отодвинулось от набережной на несколько километров, а на том месте, где когда-то плескались волны и загорали местные жители, протянулась "ложбина" Западного скоростного диаметра (ЗСД). Буквально пара десятилетий изменила эти места до неузнаваемости.

ЗСД
ЗСД

После школьного выпускного мы резвились в фонтанах у гостиницы "Прибалтийская", а на предсвадебный девичник подруги гуляли по берегу Финского залива. Теперь на этом месте ЗСД и намыв. Впрочем, далеко не первый в Петербурге.

-3

Петербургские намывы

Их история ведется с самого основания бывшей столицы Российской империи. Еще при Петре I за счет намыва увеличили территорию Заячьего острова, а также сделали насыпи на Васильевском и Городском островах. На намывах построены такие известные культурные объекты как Летний сад, Троицкая площадь, Тучков буян (в прошлом — маленький насыпной остров). В течение XVIII и XIX столетий Санкт-Петербург менялся и расширялся за счет намывов. Искусственные насыпи создавали не только для защиты от наводнений, но и для увеличения площади, развития экономики города. На вновь образованных землях строили портовые сооружения, промышленные предприятия, продовольственные склады.

Южный намыв Васильевского острова
Южный намыв Васильевского острова

Продолжилась традиция и в советское время. В этот период Ленинград увеличился более чем на 3 тысячи га. В частности, вся западная оконечность Васильевского острова, в том числе и Морская набережная, имеют искусственное происхождение. Но как принято говорить у старожилов: "Одно дело старый советский намыв, и совсем другое новый, который обязательно уйдет под воду, дома треснут и развалятся".

Морская набережная
Морская набережная
Вид с бывшей набережной на намыв
Вид с бывшей набережной на намыв

После Великой Отечественной войны по задумке главного архитектора Ленинграда Николая Баранова западная часть Васильевского острова должна была превратиться в "морское лицо" города. Однако в 1950 году Баранов был осужден по «Ленинградскому делу» и выслан в Среднюю Азию. Все, что он задумал, реализовалось лишь фрагментами и урывками. В результате первая версия морского фасада Ленинграда обрела хоть сколько-то отчетливые черты только в 1970-х годах.

Гостиница Прибалтийская - часть ленинградского морского фасада. Вид с намыва
Гостиница Прибалтийская - часть ленинградского морского фасада. Вид с намыва

«Морское лицо» Ленинграда

Здесь планировалось построить что-то вроде второго центра города - с Морским вокзалом, учреждениями культуры, яркими архитектурными доминантами, развитой инфраструктурой.

Морская набережная. Вид с намыва
Морская набережная. Вид с намыва

Западная часть Васильевского острова должна была стать районом комплексного освоения. Здесь собирались построить 800 тысяч квадратных метров жилья, разработав при этом новый тип планировки кварталов. А детские сады и школы планировалось возводить не по типовым, а по индивидуальным проектам. Также задумана была гранитная набережная протяженностью более 5 километров с обустройством эспланады – зоны спрямленной реки Смоленки.

Устье реки Смоленки
Устье реки Смоленки

В ее устье должен был появиться мемориал, посвященный героической обороне Ленинграда. Вдоль всей Морской набережной планировалось разместить здания общегородского значения: морской и речной пассажирский вокзалы, Музей обороны Ленинграда, Музей флоры и фауны Балтийского моря, Дворец молодежи, Дом техники, выставочные залы, плавательный бассейн, филиал городской библиотеки, киноконцертный зал.

Проект Морской набережной в устье реки Смоленки. Вид со стороны Финского залива. Конец 70-х - начало 80-х годов
Проект Морской набережной в устье реки Смоленки. Вид со стороны Финского залива. Конец 70-х - начало 80-х годов

Однако в реальности получился хоть и удобный, но обычный жилой квартал. С той лишь разницей, что выходил он прямиком к морю. Правда, благоустроенной была лишь крохотная часть возле гостиницы "Прибалтийская", куда специально приезжали из других районов, чтобы посмотреть на залив. А вся остальная береговая линия на Васильевском выглядела не самым презентабельным образом. Несмотря на это здесь загорали, устраивали пикники и даже купались.

Небоскреб и концертный зал Аллы Пугачевой

Ничего из задуманного построено не было. В начале 80-х в устье реки Смоленки хотели установить памятник Октябрьской революции с фигурой Ленина и памятным залом.

Проект памятника Октябрьской революции в устье реки Смоленки. Начало 80-х годов
Проект памятника Октябрьской революции в устье реки Смоленки. Начало 80-х годов

А в 90-х появилась идея построить на этом месте небоскреб – «Башню Петра Великого». Проект принадлежал «Корпорации XX трест». Однако общественность выступила против новой доминанты острова. В результате город расторг контракт с этой фирмой, которая чуть позже и вовсе прекратила свое существование.

Проект высотного здания "Петр Великий" в устье реки Смоленки. 1993 год
Проект высотного здания "Петр Великий" в устье реки Смоленки. 1993 год

Потом, в 2002 году, участок в устье Смоленки выделили для создания скульптуры Жены моряка. Однако в 2007-м за сутки до даты торжественной церемонии установки закладного камня внезапно выяснилось, что памятник здесь ставить нельзя – территория попадает в зону перспективного строительства. И вскоре после этого появилась информация, что певица Алла Пугачева собирается возвести в этом месте "Театр песни" – с концертным залом, гостиницей и ресторанами. Этот проект тоже так и не был реализован.

Проект "Театра песни Аллы Пугачевой". 2010-е
Проект "Театра песни Аллы Пугачевой". 2010-е

Так что единственным монументом на Морской набережной остается памятник крейсеру «Киров», установленный в память о подвиге Краснознамённого крейсера «Киров» и его экипажа в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Он появился в 1990 году. А его башенные орудия, которые раньше были направлены в сторону моря, теперь смотрят на новые жилые кварталы южного намыва.

Памятник крейсеру «Киров»
Памятник крейсеру «Киров»

Линейный парк и новый намыв

В результате какие-то качественные изменения на этой территории - в районе Морской набережной и устья реки Смоленки - начали происходить только в 2020-х годах. Здесь, наконец, разбили Линейный парк, установили разнообразное оборудование для пассивного и активного отдыха, высадили деревья и кустарники, которые приживаются с большим трудом.

Линейный парк
Линейный парк
-18

Тем не менее это место наконец-то приобрело презентабельный вид. Отсюда по-прежнему можно даже разглядеть еще не спрятанный за новыми жилыми домами Финский залив.

Устье Смоленки и Финский залив
Устье Смоленки и Финский залив

С появлением намыва и ЗСД Топонимическая комиссия даже обсуждала вариант переименования Морской набережной в Морской бульвар, но в итоге от этой идеи было решено отказаться.

Морская набережная
Морская набережная

Примечательно, что новый намыв, задуманный при Валентине Матвиенко как "морское лицо" города, потерпел еще более оглушительное фиаско по сравнению с советским вариантом. В начале нулевых его представляли как фешенебельный район с элитным жильем, дорогими офисами, красивыми общественными пространствами и лучшей морской набережной города.

Намыв
Намыв

Но спустя 25 лет получился очередной спальный район с небольшим куском благоустроенной береговой линией и дефицитом социальных учреждений. Ну а Морская набережная навсегда осталась без моря.

Новая набережная на намыве
Новая набережная на намыве

Еще несколько фотографий Морской набережной в галерее:

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)