Свое название Морская набережная на Васильевском острове получила в 1972 году, поскольку в ту далекую пору "была расположена вдоль Финского залива". Однако за последние лет 15 море отодвинулось от набережной на несколько километров, а на том месте, где когда-то плескались волны и загорали местные жители, протянулась "ложбина" Западного скоростного диаметра (ЗСД). Буквально пара десятилетий изменила эти места до неузнаваемости.
После школьного выпускного мы резвились в фонтанах у гостиницы "Прибалтийская", а на предсвадебный девичник подруги гуляли по берегу Финского залива. Теперь на этом месте ЗСД и намыв. Впрочем, далеко не первый в Петербурге.
Петербургские намывы
Их история ведется с самого основания бывшей столицы Российской империи. Еще при Петре I за счет намыва увеличили территорию Заячьего острова, а также сделали насыпи на Васильевском и Городском островах. На намывах построены такие известные культурные объекты как Летний сад, Троицкая площадь, Тучков буян (в прошлом — маленький насыпной остров). В течение XVIII и XIX столетий Санкт-Петербург менялся и расширялся за счет намывов. Искусственные насыпи создавали не только для защиты от наводнений, но и для увеличения площади, развития экономики города. На вновь образованных землях строили портовые сооружения, промышленные предприятия, продовольственные склады.
Продолжилась традиция и в советское время. В этот период Ленинград увеличился более чем на 3 тысячи га. В частности, вся западная оконечность Васильевского острова, в том числе и Морская набережная, имеют искусственное происхождение. Но как принято говорить у старожилов: "Одно дело старый советский намыв, и совсем другое новый, который обязательно уйдет под воду, дома треснут и развалятся".
После Великой Отечественной войны по задумке главного архитектора Ленинграда Николая Баранова западная часть Васильевского острова должна была превратиться в "морское лицо" города. Однако в 1950 году Баранов был осужден по «Ленинградскому делу» и выслан в Среднюю Азию. Все, что он задумал, реализовалось лишь фрагментами и урывками. В результате первая версия морского фасада Ленинграда обрела хоть сколько-то отчетливые черты только в 1970-х годах.
«Морское лицо» Ленинграда
Здесь планировалось построить что-то вроде второго центра города - с Морским вокзалом, учреждениями культуры, яркими архитектурными доминантами, развитой инфраструктурой.
Западная часть Васильевского острова должна была стать районом комплексного освоения. Здесь собирались построить 800 тысяч квадратных метров жилья, разработав при этом новый тип планировки кварталов. А детские сады и школы планировалось возводить не по типовым, а по индивидуальным проектам. Также задумана была гранитная набережная протяженностью более 5 километров с обустройством эспланады – зоны спрямленной реки Смоленки.
В ее устье должен был появиться мемориал, посвященный героической обороне Ленинграда. Вдоль всей Морской набережной планировалось разместить здания общегородского значения: морской и речной пассажирский вокзалы, Музей обороны Ленинграда, Музей флоры и фауны Балтийского моря, Дворец молодежи, Дом техники, выставочные залы, плавательный бассейн, филиал городской библиотеки, киноконцертный зал.
Однако в реальности получился хоть и удобный, но обычный жилой квартал. С той лишь разницей, что выходил он прямиком к морю. Правда, благоустроенной была лишь крохотная часть возле гостиницы "Прибалтийская", куда специально приезжали из других районов, чтобы посмотреть на залив. А вся остальная береговая линия на Васильевском выглядела не самым презентабельным образом. Несмотря на это здесь загорали, устраивали пикники и даже купались.
Небоскреб и концертный зал Аллы Пугачевой
Ничего из задуманного построено не было. В начале 80-х в устье реки Смоленки хотели установить памятник Октябрьской революции с фигурой Ленина и памятным залом.
А в 90-х появилась идея построить на этом месте небоскреб – «Башню Петра Великого». Проект принадлежал «Корпорации XX трест». Однако общественность выступила против новой доминанты острова. В результате город расторг контракт с этой фирмой, которая чуть позже и вовсе прекратила свое существование.
Потом, в 2002 году, участок в устье Смоленки выделили для создания скульптуры Жены моряка. Однако в 2007-м за сутки до даты торжественной церемонии установки закладного камня внезапно выяснилось, что памятник здесь ставить нельзя – территория попадает в зону перспективного строительства. И вскоре после этого появилась информация, что певица Алла Пугачева собирается возвести в этом месте "Театр песни" – с концертным залом, гостиницей и ресторанами. Этот проект тоже так и не был реализован.
Так что единственным монументом на Морской набережной остается памятник крейсеру «Киров», установленный в память о подвиге Краснознамённого крейсера «Киров» и его экипажа в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Он появился в 1990 году. А его башенные орудия, которые раньше были направлены в сторону моря, теперь смотрят на новые жилые кварталы южного намыва.
Линейный парк и новый намыв
В результате какие-то качественные изменения на этой территории - в районе Морской набережной и устья реки Смоленки - начали происходить только в 2020-х годах. Здесь, наконец, разбили Линейный парк, установили разнообразное оборудование для пассивного и активного отдыха, высадили деревья и кустарники, которые приживаются с большим трудом.
Тем не менее это место наконец-то приобрело презентабельный вид. Отсюда по-прежнему можно даже разглядеть еще не спрятанный за новыми жилыми домами Финский залив.
С появлением намыва и ЗСД Топонимическая комиссия даже обсуждала вариант переименования Морской набережной в Морской бульвар, но в итоге от этой идеи было решено отказаться.
Примечательно, что новый намыв, задуманный при Валентине Матвиенко как "морское лицо" города, потерпел еще более оглушительное фиаско по сравнению с советским вариантом. В начале нулевых его представляли как фешенебельный район с элитным жильем, дорогими офисами, красивыми общественными пространствами и лучшей морской набережной города.
Но спустя 25 лет получился очередной спальный район с небольшим куском благоустроенной береговой линией и дефицитом социальных учреждений. Ну а Морская набережная навсегда осталась без моря.
Еще несколько фотографий Морской набережной в галерее:
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)