Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Гранты для православных активистов

«Люди у нас научились работать в сфере грантов, проекты становятся все более интересными и продуманными, более направленными на взаимодействие Церкви с государством, муниципалитетами, общественными институтами. Международная грантовая программа «Православная инициатива» – важная форма соработничества. Может быть, не очень заметная для большинства, но значимая с точки зрения возможности свидетельства о Христе, что, собственно и является одной из главных задач Церкви». О том, с какими трудностями сталкивалась «Православная инициатива» в течение своей двадцатилетней истории и каково ее будущее, вместе с читателями размышляет сопредседатель Единого экспертного совета этой международной грантовой программы, глава Синодального миссионерского отдела и заместитель управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Зеленоградский Савва. «На память приходит красивый проект из начала 2010-х годов, который задумали и реализовали в Крыму. Там среди школьников местное духовенство и представител

«Люди у нас научились работать в сфере грантов, проекты становятся все более интересными и продуманными, более направленными на взаимодействие Церкви с государством, муниципалитетами, общественными институтами. Международная грантовая программа «Православная инициатива» – важная форма соработничества. Может быть, не очень заметная для большинства, но значимая с точки зрения возможности свидетельства о Христе, что, собственно и является одной из главных задач Церкви».

О том, с какими трудностями сталкивалась «Православная инициатива» в течение своей двадцатилетней истории и каково ее будущее, вместе с читателями размышляет сопредседатель Единого экспертного совета этой международной грантовой программы, глава Синодального миссионерского отдела и заместитель управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Зеленоградский Савва.

«На память приходит красивый проект из начала 2010-х годов, который задумали и реализовали в Крыму. Там среди школьников местное духовенство и представители епархии организовывали игры «Что? Где? Когда?» с вопросами на православную тематику. И дети, которые даже не приходили в храм, так узнавали о Православии, о Христе, о Евангелии», — отметил иерарх.

Каким должен быть эксперт, на Ваш взгляд?

– Хороший архитектор или художник должен быть «насмотрен» на объекты своего творчества, то есть должен увидеть сотни, тысячи зданий или картин. Так и хороший эксперт должен быть «насмотрен» на объекты своей экспертизы – тогда он улавливает все тонкости. Самый простой пример: поступает заявка, которая явно сориентирована на покупку каких-то вещей, а не на реализацию идеи. Сама заявка написана красиво, интересно, но весь бюджет посвящен, скажем, покупке нового фотоаппарата или компьютера. Понятно, что в каждой заявке есть свои нюансы, и их много, но для понимания вопроса этот пример вполне подходит.

Также наши эксперты смотрят, скажем, как тот или иной заявитель, особенно если это организация, работал и работает в социальном пространстве – это достаточно большой труд, учитывая, что к нам поступают сотни заявок ежегодно. То есть ограничиться только формальными критериями не удается.

Вы не раз говорили о том, что «Православная инициатива» – это площадка для церковно-государственного взаимодействия. А как оцениваете сегодня уровень соработничества Церкви и государства в России в поле гражданских инициатив?

– На мой взгляд, наше государство вполне активно и результативно контактирует с Церковью. По сравнению с другими странами оно намного больше вовлекается в церковные нужды – прежде всего, связанные со строительством или восстановлением храмов. Но и социальные проекты Церкви поддерживаются государством. Делается очень многое, и это показатель добрых отношений между Церковью и государством как на уровне первых лиц, так и на уровне руководителей регионов и епархий, районных центров и благочиний. При этом государство не вмешивается в церковную кадровую политику или в организацию церковной жизни, а Церковь не вмешивается в политические процессы.

Как Вам видится будущее программы «Православная инициатива»?

– Конкурс, безусловно, может успешно существовать в том виде, в котором он есть сейчас. Он свою роль выполняет: выявляет инициативных людей, созидателей и помогает им. Может он развиваться дальше? На мой взгляд, да.

Что касается в целом форм гражданской активности, за счет которых Церковь могла бы дополнительно свидетельствовать о Христе перед обществом, то обратил бы внимание на миссионерскую деятельность. Главное, что должен делать миссионер, – выходить на любую внешнюю для храма территорию или вовлекать на территорию прихода внешнюю аудиторию для диалога о Христе. При этом для начала этот диалог может быть основан, например, на культурологических подходах. Скажем, порассуждать о присутствии христианской тематики в классической русской живописи или литературе и через этот разговор открывать людям красоту и значение Православия. Вообще миссионер, говоря светским языком, – это лектор на православную тематику. И они должны быть у нас везде.

Интервью подготовлено в рамках выпуска журнала «Созидатели России»