1995 год. Канада. Режиссёр Кристиан Дюгей.
В ролях: Питер Уэллер, Рой Дюпюи, Дженнифер Рубин.
Время апокалипсиса: 2078 год.
Причина апокалипсиса: атомная война.
Масштаб апокалипсиса: планета Сириус 6-Б.
«Крикуны» и «Крикуны-2» — два довольно экзотических экземпляра моей коллекции, во-первых, потому что постапокалиптическое действие тут происходит не на Земле, а в далёком космосе, а во-вторых — основано всё это на небольшой повести одного из величайших писателей-фантастов Филипа К. Дика.
В оригинале у Дика постапокал был ещё жёстче и конкретнее — дело там происходило на Земле, на излёте глобальной войны между США и СССР, в ходе которой всё живое на планете погибло. В фильме с экологией и живыми существами на планете Сириус 6-Б тоже не ахти, но поскольку зрителю не дают шансов познакомиться с тем, как выглядела горнодобывающая колония до начала атомных бомбардировок, какого-то особенного ужаса картины выжженных пустошей не вызывают. Видали мы пустыни и попустынней — «Крикуны» вышли в 1995-м, больше чем через десять лет после «Возвращения джедая» и линчевской «Дюны».
Шанс обойти своих фантастических конкурентов у создателей «Крикунов» был — первый драфт сценария появился аж в 1981 году и принадлежал перу Дэна О'Бэннона, автора «Чужого», «Вспомнить всё», «Возвращения живых мертвецов» и «Пришельцев с Марса». Но производство затянулось, права на фильм переходили из рук в руки, а когда всё-таки дело дошло до съёмок, уже вышли на экраны все «Терминаторы», «Чужие», «Хищники», «Бегущий по лезвию» — короче, всё, что так или иначе имело хоть какое-то отношение к диковской «Второй модели» (а там, кроме всего прочего, про то, как изощрённо роботы научились имитировать людей, чтобы этих же людей максимально эффективно убивать). Да и холодная война закончилась.
Снимать кино на простывшую тему согласилась только безвестная канадская студия Triumph Films. Чтобы сохранить хоть какую-то иллюзию актуальности и оригинальности, новая команда решила перенести всё действие в будущее и на другую планету. Бесконечная война по сценарию идёт между некой транскосмической корпорацией НЭБ и её сотрудниками, которые отказываются добывать важнейший для глобальной межпланетной энергетики ресурс в опасных для жизни условиях. И дело зашло так далеко, что военные из частной армии НЭБ забросали своих бывших коллег атомными бомбами.
Но космические шахтёры не вымерли, а получили хороший повод нанести ответный удар и заодно избавились от сантиментов и сомнений — с людьми, которые сбрасывают тебе на голову атомную бомбу, глупо церемониться и соблюдать какие-то законы войны. В ответ на бомбардировки учёные из шахтёрской коалиции придумали «крикунов». В оригинале они назывались мудрёнее — АМС, автоматические мобильные когти, или просто «когти», а более звучное «крикуны» и, собственно, сам этот визжащий звук, с которым роботы-убийцы бросались на своих жертв, додумали уже канадцы.
Суть разработки была довольно проста: передвигающиеся под землёй боевые роботы реагировали на тепло и уничтожали всё движущееся и живое. Они оказались так эффективны, что буквально через пару месяцев боевые действия полностью прекратились – в окопах враждующих армий больше не осталось бойцов. Причём и с той, и с другой стороны.
Начинается фильм так же, как повесть — с того, что к бункеру шахтёров (в книжке вместо них войска ООН) приближается раненый солдат НЭБ (в книге — солдат Красной армии). Он не успел добраться до двери убежища и был изрублен на куски крикунами неподалёку, но полковник альянса шахтёров Хендрикссон (Питер Уэллер — «Робокоп») смог вытащить из руки мёртвого противника секретный пакет с предложением о переговорах.
Собственно, продвижению этой дипломатической миссии и посвящён фильм. Полковник отправляется в путешествие по разрушенной планете, обнаруживает каких-то выживших и понимает, что «крикуны» эволюционировали и в процессе бесконечных апгрейдов научились производить очень убедительные копии людей. Всё живое за пределами бункеров они давно уничтожили, пробить многометровые бетонные стены убежищ не смогли — и изобрели другой путь пробраться туда.
Весь остаток фильма несколько выживших солдат и чудом уцелевший маленький мальчик пытаются выяснить, кто из них замаскированный робот, а кто живой человек.
Кроме инопланетного антуража и громадных футуристических пушек, из которых палят друг в друга бравые канадцы, фильм следует за сюжетом Дика довольно строго. Что, конечно, похвально. Но вот в том, что касается операторской и режиссёрской работы, декораций, костюмов — да и самих роботов-убийц — выглядит всё это довольно наивно, особенно на фоне других боевиков 1990-х.
В целом это, конечно, не удивительно — с 20-миллионным бюджетом, который смогли потратить на производство продюсеры Triumph Films, всерьёз тягаться с «Терминатором 2» (бюджет — 100 млн) или «Парком Юрского периода» (бюджет — 63 млн) было невозможно.
«Крикуны 2»
2009 год. Канада. Режиссёр Шелдон Уилсон.
В ролях: Джина Холден, Стивен Амелл, Грег Брайк, Лэнс Хенриксен.
Время апокалипсиса: 2091 год.
Причина апокалипсиса: атомная война.
Масштаб апокалипсиса: планета Сириус 6-Б.
После событий первого фильма прошло 13 лет, но ситуация на Сириусе 6-Б изменилась не особенно. По сведениям землян, выживших там не осталось. Но в открывающей сцене один отчаянный смельчак прорывается сквозь полчища крикунов к специальному бункеру и нажимает сигнал бедствия. Следуя протоколу, земные военные отправляют на заброшенную планету спецназ для спасения выживших. Но из-за сложностей в коммуникации спасатели ничего не знают про крикунов новой модели, выглядящих как люди, и, оказавшись на Сириусе, попадают в крутой переплёт.
Звучит как описание «Чужих», но на деле почти ничего общего — канадское кинопроизводство за прошедшие годы не эволюционировало, а как будто деградировало. Вместо звёздного Уэллера главную роль в «Крикунах 2» получила Джина Холден, известная разве что участием в «Чужие против Хищника: Реквием». А чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие на афише знакомых имён, канадцы заманили на крохотный эпизод Лэнса Хенриксена.
Но особенной погоды звезда «Терминатора», «Чужих» и «Мертвеца» не делает. В кадре он от силы минут пять, немного проясняет для несчастных спецназовцев дьявольскую суть мерзких крикунов — и умирает.
Картинка бледновата, музыка, спецэффекты, актёрская игра — тоже, но сценаристы смогли предложить зрителям ещё парочку сюрпризов. 13 прошедших лет роботы сложа руки не сидели, а развивались — и почти смогли достичь синергии с человечеством. В финале какой-то ультрапродвинутый крикун оплодотворяет последнюю выжившую спецназовку (собственно, Джину Холден), и на Земле в животе у своей будущей мамочки оказывается киборг совершенно новой формации.
В общем, «Крикуны» — классический случай, когда книга действительно лучше фильма, а источник вдохновения куда сильнее, чем все его интерпретации вместе взятые. Дику вообще не очень везет с экранизациями. Однако даже в этой кривобокой, провинциальной форме сохранилась мятущаяся душа великого американского фантаста — страх перед техногенным будущим, сомнение в человеческой природе и его извечное недоверие к женщинам.
Удачного просмотра.#Крикуны #Screamers #ФилипДик #ПитерУэллер #Фильмы90х #НаучнаяФантастика #Постапокалипсис #ФильмыПроРоботов #РоботыУбийцы #Экранизация #Фантастика #Космос #ФильмыПроАпокалипсис #Антиутопия #РецензияНаФильм #КиноПоКниге #ФильмыКанады