Найти в Дзене
ТЕНИ ПРЕДКОВ.

Орден ассасинов.

Часть 1. Идейные истоки: не борьба с тамплиерами, а шиизм и династические разборки Чтобы понять, откуда появились ассасины, мы должны перенестись в X-XI века на Ближний Восток, в эпоху расцвета Аббасидского халифата и его постепенного распада. Ключевым здесь является раскол в исламе между суннитами и шиитами. Внутри самого шиизма тоже не было единства. Одна из влиятельных сект — исмаилиты — признавала лишь семь имамов, в отличие от двенадцати имамов у большинства шиитов. В конце XI века внутри исмаилитов произошёл новый раскол. После смерти халифа Фатимидского Египта аль-Мустансира в 1094 году разгорелась борьба за престол между его сыновьями: Низаром и аль-Мустали. Сторонники Низара, которых стали называть низаритами, проиграли. Их лидер, персидский проповедник Хасан ибн Саббах, был вынужден бежать. И вот здесь начинается то, что мы и называем историей ассасинов. Хасан ибн Саббах был не просто религиозным деятелем, он был блестящим стратегом и организатором. Его целью было создание не

Часть 1. Идейные истоки: не борьба с тамплиерами, а шиизм и династические разборки

Чтобы понять, откуда появились ассасины, мы должны перенестись в X-XI века на Ближний Восток, в эпоху расцвета Аббасидского халифата и его постепенного распада. Ключевым здесь является раскол в исламе между суннитами и шиитами.

Внутри самого шиизма тоже не было единства. Одна из влиятельных сект — исмаилиты — признавала лишь семь имамов, в отличие от двенадцати имамов у большинства шиитов. В конце XI века внутри исмаилитов произошёл новый раскол. После смерти халифа Фатимидского Египта аль-Мустансира в 1094 году разгорелась борьба за престол между его сыновьями: Низаром и аль-Мустали.

Сторонники Низара, которых стали называть низаритами, проиграли. Их лидер, персидский проповедник Хасан ибн Саббах, был вынужден бежать. И вот здесь начинается то, что мы и называем историей ассасинов.

Хасан ибн Саббах был не просто религиозным деятелем, он был блестящим стратегом и организатором. Его целью было создание независимого исмаилитского государства и распространение своего учения. И метод он выбрал соответствующий — захват труднодоступных горных крепостей.

Часть 2. Государство в горах: Аламут и не только

В 1090 году Хасану ибн Саббаху, путём хитрости и подкупа, удаётся захватить неприступную крепость Аламут в горах Персии (на территории современного Ирана). Это становится точкой отсчёта. Аламут превращается в столицу своего рода государства-ордена.

Важно понимать: это было не просто логово убийц, а полноценное политическое образование с чёткой иерархией, своей экономикой и идеологией. Хасан установил в своих владениях жёсткие, почти спартанские порядки. Легенды гласят, что он казнил собственного сына за распитие вина, дабы показать пример суровой справедливости.

Постепенно низариты захватили ещё ряд крепостей в Сирии и Ливане. Их тактика была проста и гениальна: они не вступали в открытые сражения с превосходящими силами сельджуков или крестоносцев. Вместо этого они использовали точечные политические убийства.

Часть 3. Тактика фидаев: террор как инструмент политики

Здесь мы подходим к самому знаменитому аспекту — фидаинам, или, как их назвали крестоносцы, ассасинам (от искажённого «хашишины» — потребители гашиша).

Согласно ряду источников (в основном, враждебных им, вроде хроник крестоносцев или суннитских историков), Хасан ибн Саббах использовал хитрый метод подготовки боевиков. Будущему фидаину давали наркотическое зелье, после чего его переносили в искусственно созданный «рай» с прекрасными садами, едой и гуриями. Проснувшись, он верил, что побывал в раю, и чтобы вернуться туда навсегда, был готов без колебаний отдать жизнь по приказу Старца Горы (так европейцы называли лидера ассасинов).

Насколько это правда? Современные историки относятся к этим рассказам с большим скепсисом. Скорее всего, это была пропаганда, направленная на дискредитацию низаритов. Фидаины были высокомотивированными фанатиками-аскетами, прошедшими жёсткую идеологическую и физическую подготовку. Их сила была не в наркотиках, а в абсолютной вере и дисциплине.

Их жертвами становились халифы, султаны, знатные эмиры и даже крестоносные правители. Самый громкий успех — убийство в 1192 году Конрада Монферратского, короля Иерусалимского, который был одним из лидеров крестоносцев. Эта смерть резко изменила расклад сил на Ближнем Востоке.

Часть 4. Закат и наследие: монголы и мамлюки

Расцвет государства ассасинов пришёлся на XII — начало XIII века. Однако на историческую арену вышла новая, невиданная по мощи сила — Монгольская империя.

Монголы, для которых тонкости исламских расколов ничего не значили, видели в ассасинах угрозу и очаг сопротивления. В 1256 году внук Чингисхана Хулагу-хан с огромной армией осадил Аламут. Последний правитель низаритов, Рукн ад-Дин Хуршах, после недолгого сопротивления капитулировал, надеясь сохранить жизнь себе и своему народу.

Его надежды не оправдались. Монголы разрушили до основания все крепости низаритов, а самого Хуршаха вскоре казнили. Сирийские владения ассасинов были позже добиты мамлюкским султаном Бейбарсом в 1270-х годах.

Но, и это ключевой момент, орден не исчез полностью. Религиозная община низаритов-исмаилитов сохранилась. Их духовным лидером сегодня является Ага-хан IV, прямой потомок имамов, ведущий свою линию от самого пророка Мухаммеда. Он является одним из самых уважаемых религиозных и общественных деятелей в мире.