Найти в Дзене

Мог ли МС-21-300/310 конкурировать с 737-м и A320?

Наиболее востребованные самолёты в мире, это американский Боинг 737 и европейский Эйрбас 320. Боингов 737 выпустили больше 12,5 тысяч. А320 тоже выпустили больше 12 тысяч. В СССР в свое время сделали свой Ту-154, для работы на таких же расстояниях, но он был трехдвигательный, как не особо удачный Боинг 727. И с дальностью были проблемы из-за прожорливых двигателей. Если американцы спохватились и сделали двухдвигательный 737, в СССР ранний Ту-204 хотели сделать сначала трехдвигательным. Затем Ту-204 все же сделали двухдвигательным, он должен был стать конкурентом Боингу и Эйрбасу. Свежесозданный Ту-204 имел недостатки. Ту-204 и его казанская версия Ту-214 очень тяжёлый. Он пустой весит 59 тонн, 737-й - 44,5 тонны, а "Эйрбас" 320 - 42 тонны. Не импортозамещенный МС-21-300 пустой весит 43,4 тонны. По одной версии объяснений самолёт Ту-154 крепче иностранных в 1,5 раза. Поэтому требуется много материалов и поэтому самолёт тяжелее. По другой Ту-204 должен был летать с плохих аэродромов, по

Наиболее востребованные самолёты в мире, это американский Боинг 737 и европейский Эйрбас 320.

Боингов 737 выпустили больше 12,5 тысяч.

-2

А320 тоже выпустили больше 12 тысяч.

-3

В СССР в свое время сделали свой Ту-154, для работы на таких же расстояниях, но он был трехдвигательный, как не особо удачный Боинг 727. И с дальностью были проблемы из-за прожорливых двигателей.

-4

Если американцы спохватились и сделали двухдвигательный 737, в СССР ранний Ту-204 хотели сделать сначала трехдвигательным.

-5

Затем Ту-204 все же сделали двухдвигательным, он должен был стать конкурентом Боингу и Эйрбасу.

Свежесозданный Ту-204 имел недостатки.

-6

Ту-204 и его казанская версия Ту-214 очень тяжёлый. Он пустой весит 59 тонн, 737-й - 44,5 тонны, а "Эйрбас" 320 - 42 тонны. Не импортозамещенный МС-21-300 пустой весит 43,4 тонны.

По одной версии объяснений самолёт Ту-154 крепче иностранных в 1,5 раза. Поэтому требуется много материалов и поэтому самолёт тяжелее.

По другой Ту-204 должен был летать с плохих аэродромов, поэтому шасси и конструкцию усилили.

К тому же советское двигателестроение требовало значительных инвестиций, чтобы догнать западные двигатели по экономичности и мощности.

Ту-154 своими тремя двигателями потреблял невероятное количество топлива. 6 тонн в час.

Ту-204 по первоначальным заверениям ел бы в два раза меньше топлива. На пассажирское кресло потреблял 19 гр/км и брал на 50 пассажиров больше, чем Ту-154. Скорость 850 км/ч. Дальность 3 500 - 4 000 км. Экипаж 3 человека. Потребление топлива 3 тонны в час. Серийно он должен был выйти на воздушные трассы в конце 1990 г.

Не шатко не валко все же выпустили 89 Т-204/214 на 2021 г.

Ту-204СМ предшественник МС-21 вот вот хотели выпускать с 2015 г. Но из-за санкций и из-за идеи, что МС-21 лучше туполевской машины проект серийного выпуска прикрыли.

После 2022 г. Ту-214 реабилитировали.

-7

К 2030 г. первоначально планировалось выпустить 115 самолётов. План уже не выполняется. Хотя производственные площадки строят.

Конечно, выпуск тяжёлого Ту-214 тот ещё вариант, по-хорошему самолёт нужно перепроектировать и облегчать. 14 % композитов в его конструкции не помогли снизить вес.

В 2024 г. даже предпринимаются попытки облегчить самолёт.

"АО «Туполев» запустил инновационный конструкторский центр по модернизации самолета Ту-214 в Москве, сообщила пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации. Судна этой модели собирают на Казанском авиационном заводе имени С. Горбунова.

«Задача на ближайшую перспективу – снизить вес Ту-214. Формат менять не планируем, будет такая же длина, ширина, высота, пассажировместимость, но будем работать над оптимизацией веса», — сказал управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев".

Теперь о МС-21.

-8

В 2009 г. было решено по идее "Суперджет 100" создавать самолёт с максимумом иностранных комплектующих (для облегчения сертификации), это и был МС-21.

-9

Все это аргументировалось, якобы невозможностью выпуска самолёта целиком в одной стране.

Хотя США с их "Боингом" выпускают комплектующие в зависимых от них странах.

https://www.reddit.com/r/coolguides/comments/jfpsh3/the_companies_around_the_world_that_build_the/
https://www.reddit.com/r/coolguides/comments/jfpsh3/the_companies_around_the_world_that_build_the/

"Айрбас" вообще в основном в Евросоюзе и выпускается.

https://i.pinimg.com/736x/c4/50/9b/c4509bef6d3cea6babd5b4b56a62085b.jpg
https://i.pinimg.com/736x/c4/50/9b/c4509bef6d3cea6babd5b4b56a62085b.jpg

Китай не может полностью создать самолёт и еще с производством двигателей проблема.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231858/pub_62591adaa6ecf860c6524458_62592432f005ec09315b092a/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231858/pub_62591adaa6ecf860c6524458_62592432f005ec09315b092a/scale_1200

Японцы от проекта своего самолёта, аналога СуперДжета отказались сами.

Вернёмся к МС-21.

У него в перспективе двигатели "Пратт энд Уитни" 1400 должны были быть заменены на ПД-14.

В 2017 г. самолёты уже должны были пойти в авиакомпании.

Но в 2018 г. японцы и бельгийцы прекратили поставки композитов для "черного крыла". Скорее всего им намекнули американцы, перекрыть кислород МС-21. К слову, о "честной конкуренции".

Пришлось экстренно импортозамещать, правда крыло потяжелело на 300 кг. А не на 6 тонн, как пишет пресса. В перспективе перевеса по крылу не будет вообще, после освоения новых композитов.

Планы серийного выпуска сдвинулись на конец 2020 г. Из-за короновируса они сдвинулись ещё на 2022 г.

Если не было никаких санкций, кроме отказа от поставок "черного крыла", то МС-21-300 был бы международным прорывом России.

-13

Одноклассник МС-21-310 Боинг 737 Макс 9 летает с 220 пассажирами на дальность 6 570 км, но дополнительным топливным баком.

А320 Нео летает на 6500 км с 180 пассажирами.

-14

Не импортозамещенный МС-31-300 должен был летать на 6000 км.

Но после 2022 г. иностранные поставщики ушли. Пришлось срочно менять десятки систем самолёта, включая двигатель. ПД-14 вместо второго двигателя стал единственным.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dace317eb504319ca6926e652914bb90_l-10384987-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dace317eb504319ca6926e652914bb90_l-10384987-images-thumbs&n=13

Более того источники Коммерсанта заявили, что импортозамещенный среднемагистральный МС-21 имеет дальность "до менее 2,8 тыс. км, а по данным некоторых источников — менее 2 тыс. км. При этом предельная высота полета, которую сейчас может освоить самолет,— 7 км".

Якобы из-за "черного крыла" и тяжёлых отечественных систем.

Если это так, надо вызывать "на ковер" к президенту все высшее руководство Минпромторга, ОАК. Хотя старого начальника ОАК Слюсаря всё-таки отставили, но без объяснений. Поставили Бадеху.

Теперь про перевес.

В статье авиаэксперта под псевдонимом Skyexpert критикующей "Коммерсант" утверждается, что "вес пустого планера МС-21-310 существенно не изменился по сравнению с МС-21-300".

Подсчитаем вес пустого МС-21-310 с использованием известных данных.

Как мы знаем крыло тяжелее на 300 кг.

Фюзеляж не заменяется. Шасси свое от "Гидромаша". Оперение импортозаместили без увеличения веса.

По одним данным двигатели легче на 20 кг, по другим немного тяжелее.

Вспомогательная силовая установка Hamilton Sundstrand весила 145 кг, а отечественная ТА18-200 - 190 кг.

В системе кондиционирования воздуха из 1 100 кг 600 кг было из импортного оборудования.

Часть систем авионики поставляли американцы. Половину авионики выпускал концерн "Радиоэлектронные технологии".

Должна быть заменена антиобледелительная система Hamilton Sundstrand (США).

"Термодинамика" меняет французскую топливную и кислородную системы.

Больше половины гидросистемы изготавливали в России, остальное кооперация с США.

"Термодинамика" и АО ОКБ "Аэрокосмические системы" импортозамещает французскую систему электроснабжения. Вес зависит от толщины проводов.

АО "Абрис" меняет французскую систему пожарной защиты.

Можно предположить, что самолёт потяжелел на 1 600 кг, а не на 6 тонн.

На сегодня известно, что не заменены 5 систем. "На сегодняшний день в завершающей стадии у нас пять крайних компонентов, систем и подсистем: это система обледенения, водо-вакуумная, предупреждения столкновения, метеолокатор, электроснабжение".

Дмитрий Ядров, глава Росавиации.

Отдельно нужно сказать про ресурс двигателей, их хотят поднять с 7 тыс часов до 12,5 тыс. к 2024 г. По заверениям авиакомпании S7 ресурс иностранных двигателей до капремонта 30 тыс часов.

Видимо предложат пермякам не задирать цену и продавать свои движки в 2,4 раза дешевле импортных. Скорее всего дополнительно оплатят из госбюджета работы по увеличению ресурса ПД-14.

Если пермяки поднимут ресурс до 30 тыс часов или может быть оптимизируют ремонт, чтобы самолёты подолгу не простаивали без двигателя, тогда цена пермских двигателей подрастет на эти 2,4 раза.

-16

И ещё по дальности. Испытательный полет МС-21 на днях был произведен из Иркутска в Жуковский преодолено 4 300 км!

"Второй импортозамещённый образец российского среднемагистрального самолёта МС-21 совершил 13 ноября беспосадочный перелёт из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский, Московская область). Время полёта составило 6 часов 15 минут, он проходил на высоте около 11 000 м со скоростью 800 км/ч".

-17

К сожалению, журналисты не спросили были ли имитаторы полезной нагрузки при полете.

Истратили 15 тонн топлива, а полные баки 20,4 тонн (возможно у МС-21-310 баки и побольше). Ну на посадку ещё 2,5 тонны в час. Остаётся ещё на час полета. А это не 3800 км, а 5100 где-то и есть.

У тому же МС-21-310 должен летать на скорости как минимум 850 км/ч. Максимальная крейсерская скорость должна быть ещё выше 870 км/ч. Если брать скорость 850 км/ч, 50 км/ч самолёт не добирал в полете из Иркутска. Если бы самолёт летел 7 часов со скоростью 850 км/ч в итоге за 7 часов дополнительно пролетели бы 350 км к 5 100 км, вышло бы 5 450 км. А если посчитать 870 км/ч, то и все 6 070 км.

Если обратиться к сайту ОАК максимальная крейсерская скорость 0,82 Маха, на высоте 11 км это 870 км/ч. Число Маха у земли и на высоте различается.

Источники "Коммерсанта" были посрамлены. Напомню, что их неизвестные источники говорили, что самолёт не может подняться выше 7 км и максимальная дальность менее 2 тыс км!

С одной стороны это похоже на очернение МС-21-310.

Может быть в Минпромторге, Ростехе и ОАК кто-то тормозит проект МС-21.

И "сливает" прессе эти сказки.

С другой стороны возможно высшее руководство авиапрома занижает реальные характеристики самолёта, чтобы конкуренты спали спокойно. А затем будет торжественный отчёт для руководства страны.

Как видим несмотря на уход иностранных поставщиков импортозамещенный МС-21-310 вполне может быть конкурентом 737-го и "Айрбас" А320.

Спасибо за прочтение.