Я слабо слежу за хоккеем. Но периодически, если ловлю превью какого-то важного матча в новостной ленте или случайно вижу ледовую зарубку по телевизору, то, грешен, всегда остановлюсь и посмотрю на красивую сшибку могучих и стремительных мужчин. Но я также изучают историю и почитаю спортивные легенды. В том числе изучают жизненный путь тех или иных звёзд - Юрия Власова, Леонида Жаботинского и, конечно же, Валерия Харламова, который интересен мне как личность.
Валерий Борисович - это спортсмен такого уровня и такой славы, что о нём знают буквально все. В том числе и те, кто невероятно далёк от хоккея, как от вида спорта. А кое-кто даже посвящает его личности полноценные художественные фильмы, как это произошло в 2013 году с выходом киноленты "Легенда №17".
Если знаешь биографию человека, такие фильмы смотреть сложновато. Да, есть правдивые моменты. Но есть и большое количество "слёзного вымысла", чего ни я, ни любой другой адекватный и объективный человек не оценит. А потому сегодня я посвящаю статью именно Валерию Харламову, объективную и беспристрастную, что и нужно для наиболее правильной "подсветки" величайших хоккейных достижений советской эпохи.
Детство и юность
14 января 1948 года в неизменной столице нашей Родины появился на свет маленький и довольно щуплый мальчик Валера. Его папа - вполне себе обычный советский слесарь по имени Борис, трудившийся на заводе "Коммунар". Но мама, просто вслушайтесь в эту песню полного имени - Кармен Ориве-Абад. Или, самая настоящая испанка, которая бежала вместе с семьёй в Советский Союз после неудачного окончания гражданской войны у себя на родине.
Поначалу семья жила в самом обычном заводском общежитии. Но, несмотря на сжатые жилищные условия, рядом был хоккейный корт и соответствующая секция. Да и папа Борис с удовольствием гонял в хоккей мячом за команду завода, так что любовь к спорту появилась у Харламова-младшего с раннего возраста.
Благодаря тренировкам с отцом уже в 7 лет Валера уверенно стоял на коньках. Но в 13 лет едва не оставил спорт вовсе, так как получил осложнения на сердце после сложной ангины и ревмокардит впридачу. Кармен сказала решительное "нет" - сына нужно было сберечь любой ценой. Но Борис, чуть ли не впервые ослушавшись жену, тайно отвел сына на хоккейную секцию. И произошло чудо: организм постепенно восстановился, Харламов окреп и очень быстро понял, что хочет сделать хоккей с шайбой делом всей своей жизни.
Путь в ЦСКА и роль Тарасова
После отца и матери, третьей ключевой фигурой в жизни Валерия Борисовича стал легендарный советский тренер - Анатолий Тарасов. И опытнейший наставник элитного московского клуба ЦСКА крайне скептически отнёсся к низкому и щуплому юноше, появившемуся на пороге. Но талант и упорство молодого игрока и здесь сотворили чудо - Тарасов заметил юное дарование. И поступил в своём стиле - вместо того, чтобы постепенно вводить Харламова в основной состав, он отправил его в Чебаркуль, в маленькую и практически безрезультативную команду под названием "Звезда" из второй лиги.
Валерий разозлился настолько, что решил доказать тренеру-"предателю" всю ошибочность его решения. Он играл так результативно, что в 40 матчах закатил в ворота 34 шайбы, что позволило "Звезде" резко подняться и войти в первую лигу. И лишь только после этой мудрой обкатки и заряжания праведной злостью, чебаркульский феномен вернули в "ЦСКА" и сразу же поставили в тройку вместе с очень легендарными атлетами - Борисом Михайловым и Владимиром Петровым.
Легендарная тройка как локомотив соборной СССР
Очень скоро хоккеисты "скатались" и стали самой результативной тройкой Советского Союза. Естественно, таких игроков попросту не могли не пригласить в сборную страны.
"Единый механизм" - вот главное выражение, которым описывали все журналисты и спортивные обозреватели тройку Харламов-Михайлов-Петров из всех уголков мира. Трое хоккеистов чувствовали друг друга так, как никто в мире. А потому в копилку ЦСКА и сборной полетели медали, купки и чемпионские титулы.
Харламов был основной прорывной силой - его маленький рост, юркость и стремительность позволяли ему буквально телепортироваться к воротам противника. Михайлов и Петров поддерживали и пробивали дорогу своему напарнику.
Вскоре, пришло мастерство, которое не увидеть в современном хоккее - тройка начала закатывать именно красивые голы. И в ту пору, профессионалы, часто старались подарить зрителям зрелище. Нынешние профессионалы просто делают свою работу как механизм, за который заплачены большие деньги.
Первое препятствие
Харламов страстно любил погонять на своей "Волге" с очень броским номером "0017". После Суперсерии Канада-СССР он уже пребывал в статусе мегазвезды. И доблестные сотрудники автоинспекции закрывали глаза на его лихачества.
Первое ДТП произошло в 1976 году. Но тогда пострадал один Валерий Борисович. И пострадал так, что все специалисты в один голос заявляли о полном прекращении карьеры.
Но произошло чудо - помощь супруги, Ирины Смирновой, свадьба с которой состоялась буквально накануне, товарищей по команде и личный непоколебимый дух смогли перестроить покалеченное тело на новый лад и вернуть Харламова на лёд даже в лучших кондициях, чем раньше. И это при том, что первоначальный вопрос звучал так: "Сможет ли чемпион снова ходить"?
Интересно, что Ирина совершенно не интересовалась хоккеем и искренне думала, что встречается с простым шофёром. Конечно, очень скоро обман вскрылся. Но это не помешало создать семью и зачать двух замечательных и красивых детей - Бегониту и Александра.
Последнее препятствие
Дружная семья отдыхала на даче 26 августа 1981 года. Помимо родителей и детей с Харламовыми развлекался и расслаблялся двоюродный брат Ирины.
Валерий никогда не опаздывал на тренировки. И наутро 27 августа сел на переднее пассажирское сидение, решив прикорнуть перед трудовым днём. Сзади сел двоюродный брат Ирины. Сама Ирина, несмотря на отсутствие должного опыта, села за руль.
Столкновение с впереди идущим ЗиЛом было такой силы, что все три пассажира перенеслись на тот свет, ничего не осознав. Харламов будто бы спал, положив голову на кресло. Ему было 33 года. И он находился в пиковой форме, которая позволила бы выступать ему много дольше 5 лет при прежней результативности.
Заключение: легенда советского хоккея
Насколько Харламов любил советский хоккей и свою страну? Да настолько, что во время Суперсерии 1972 года отказался от контракта и баснословной по тем временам суммы в 1 миллион долларов за переход в НХЛ! Ему нравилось у себя на родине: на родном корте, в трёхкомнатной квартире, на даче. И не нравилось на чужбине.
В фильме "Легенда №17" колоссальное количество неточностей и полностью идеализированный образ великого хоккеиста. Но при этом Харламов был самым простым человеком, не чурался пагубных привычек, а Тарасов - рьяный защитник дисциплины и здорового образа жизни, даже был вынужден признать, что лучшая тройка лучше всего играет "с бодуна".
Может быть именно эта человечная человечность делает Валерия Борисовича таким родным и понятным каждому из нас? Ответ на этот вопрос у каждого будет свой. А я уверен, что пока выходят подобные статьи и снимаются фильмы, память о Харламове жива-живёхонька и не думает меркнуть, блекнуть и увядать!
Подписывайтесь на канал Размеренность бытия, ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.