Найти в Дзене
Запорошенный Рай

ЗОЛОТИШНИК

Из серии "#Трудовыебудни" Ремарка. В двухтысячном я году работал у одного золотишника. В его распоряжении был катер «Шахтёр» с плашкоутом грузоподъемностью тонн на пятьдесят. Хозяином судна был Василий Викторович Мирнов. Плавсредство обеспечивало топливом и матчастью участок артели на бывшем прииске «Глухаринный», что ниже Сеймчана километрах в четырехстах по течению Колымы. Артель принадлежала Кирьяну Лацевскому. Я работал у Лацевского начальником промбазы в районном центре. Летом Кирьян отправил меня на «Глухари» описывать объем работ по текущему ремонту зданий, занимаемых артелью. Поплыли вместе с аудиторами «Тузлов - банка», который финансировал работы по золотодобыче Лацевского. Это были двое мужичков среднего возраста славянской наружности. Москвичи, ну или понаехавшие в столицу. Грузимся, отчаливаем. Оставляем все свои заботы на пристани села Колымского*. Лето в разгаре, всё цветёт и пахнет. По берегам Колымы высятся корабельные лиственницы. Колыма плавно несёт свои воды в Север
Импровизированная пристань в с.Колымское близ Сеймчана. Виден козырёк катера «Шахтёр» Викторыча. Фото из открытого доступа.
Импровизированная пристань в с.Колымское близ Сеймчана. Виден козырёк катера «Шахтёр» Викторыча. Фото из открытого доступа.

Из серии "#Трудовыебудни"

Ремарка. В двухтысячном я году работал у одного золотишника. В его распоряжении был катер «Шахтёр» с плашкоутом грузоподъемностью тонн на пятьдесят. Хозяином судна был Василий Викторович Мирнов. Плавсредство обеспечивало топливом и матчастью участок артели на бывшем прииске «Глухаринный», что ниже Сеймчана километрах в четырехстах по течению Колымы. Артель принадлежала Кирьяну Лацевскому.

Я работал у Лацевского начальником промбазы в районном центре. Летом Кирьян отправил меня на «Глухари» описывать объем работ по текущему ремонту зданий, занимаемых артелью. Поплыли вместе с аудиторами «Тузлов - банка», который финансировал работы по золотодобыче Лацевского. Это были двое мужичков среднего возраста славянской наружности. Москвичи, ну или понаехавшие в столицу.

Грузимся, отчаливаем. Оставляем все свои заботы на пристани села Колымского*. Лето в разгаре, всё цветёт и пахнет. По берегам Колымы высятся корабельные лиственницы. Колыма плавно несёт свои воды в Северный Ледовитый океан.

За день покрыли километров 250. На ночевку причалили к косе. Ночи здесь, в это время, белые и, больше, похожи на пасмурный день. Вода в реке была такая прозрачная, что дно было видно на глубине нескольких метров. С высоты рубки через деревья проглядывала, отсвечивающая зарницей, гладь воды старицы. Утром солнце появилось над деревьями и разогнало, казалось, устроившийся навечно туман. Его лучи начали ощутимо греть остывшие за ночь галечную отмель и мелководье ближайшего затона. Вата ночного тумана сменилась тюлем утренних испарений с речной глади воды.

На ходу мы с Василием Викторовичем обитали в рубке – он за штурвалом, я рядом, на барном стульчике, тоже смотрю в лобовое стекло или иллюминатор. Рабочий день капитана начинался в восемь утра и заканчивался в час ночи следующих суток. я же мог позволить себе попозже встать, пораньше лечь. Так вот, со слов Викторыча – заходит он утром в рубку, парни из банка уже сидят на скамеечке под рубкой, упакованные на случай дождя и ветра в модную брендовую одежду для путешествий. Уходит ночью спать, они сидят на скамеечке, закутанные уже потеплей. Короче, в глазах читался дикий восторг от Реки.

И, кстати, не знаю, что уж там проверяли эти представители, но то, что средства использовались не по назначению, не было секретом ни для кого в Сеймчане. Схема была простая. Лацевский брал кредит в банке на добычу золота в нашем районе, затем половину отправлял в Австрию бывшей жене и детям, а на оставшиеся пытался организовать добычу. Убытки, разумеется, были неизбежны. Начинал с восьмидесяти килограммов золота за сезон, через четыре года сдали на аффинажку** двадцать. Работники, которых он завез в последний год со своей малой родины, после сезона шарахались по посёлку без средств к существованию и шкуляли на билет домой. Чем ознаменовалась проверка – тайна, покрытая мраком, но, видимо, эта поездка аудиторам зачлась как … отпуск!

*Колымское – находится на р. Колыма, в 4 км от районного центра — посёлка городского типа Сеймчан, в 554 км от областного центра — Магадана. В 2014 году —официально расселено и закрыто.

**Аффинажка – завод, перерабатывающий сырье, в котором содержатся драгметаллы.