Они смогли стать еще круче, чем их знаменитый отец. Одни из самых известных в мире дрессировщиков тигров, заслуженные артисты России Карина и Артур Багдасаровы воспитывают новое поколение подопечных и продолжают восхищать зрителей своим мастерством. Артур едва не погиб на манеже, но вернулся, чтобы дарить людям веру в чудеса. Его сестра Карина мечтала танцевать в ансамбле Игоря Моисеева, но пошла по стопам отца, написала диссертацию о тиграх и помогает женщинам преодолевать свои страхи и становиться счастливыми.
Казань забыть невозможно
Казань - первый город, где Артур Багдасаров в 1993 году в 15 лет впервые вышел на манеж в качестве дрессировщика. Для него стала полнейшей неожиданностью надпись на афише: «Самый юный в мире дрессировщик Артур Багдасаров». До этого, конечно, он репетировал с тиграми, но выступать… Потом был даже скандал в Москве, что такого юного артиста пустили в клетку к хищникам, но его утрясли.
«Классно, когда ты приезжаешь туда, где уже был, смотришь какие-то новости, новые для тебя достопримечательности, как изменился город и цирк. И здесь классный зритель! В некоторых городах бывает, что ты отрабатываешь, и ух… всё уходит, как в колодец. Ты шпаришь, шпаришь, отдаешь энергию, она должна вернуться к тебе, а всё куда-то растворилось. Очень крутой зритель в Сибири, потому что там рабочие, настоящий народ, и, если что-то нравится, люди искренне выражают восторг: «Молодцы, ребята, какие вы красавцы!», - говорит Артур Багдасаров.
Тигры, и точка!
Михаил Багдасаров, папа Артура и Карины в свое время поставил сложнейший спектакль «Давид Сассунский», в котором участвовали хищники разных видов, в природе никогда не встречающиеся. Повторить такое, по словам Артура Багдасарова, очень сложно. Одно дело, когда ты берешь маленького львенка, маленького тигренка, «пантеренка», еще кого-то, они постепенно тренируются и учатся работать на манеже. Когда же происходит ввод новых животных, начинаются проблемы. Поэтому Михаил Багдасаров решил, что его дети будут работать только с тиграми. К тому же, как говорят сами дрессировщики, эти животные подходят им по энергетике.
«Я танцевать хочу!»
Можно сказать, что пути будущих знаменитых дрессировщиков были предопределены, но Карина посвящать жизнь цирку не хотела. Она мечтала стать балериной, танцевать в ансамбле Игоря Моисеева, поступила в хореографическое училище. В классику ее не взяли из-за особенностей стопы, а на народное отделение приняли без экзаменов – там она проучилась 5 лет. Когда в 1988 году случился первый армяно-азербайджанский конфликт, семье пришлось срочно покидать город, оставив свои вещи, квартиру. Карина переехала к папе, продолжала заниматься танцами, музыкой, ходила в театры в тех городах, где они бывали на гастролях, надеясь, что всё вернется на круги своя. Однажды в Челябинске папа набирал молодую группу, и... в 1991 году Карина в 18 лет впервые вышла на манеж с 18 тиграми.
В трудовой книжке Карины Багдасаровой, трудовой стаж которой составляет уже 35 лет, написано – «дрессировщица диких зверей». Слово «диких» написано не просто так, оно дает льготный стаж. «Хищных зверей» – это уже обычная пенсия, потому что хищником может быть и лисичка, и норка, и ёжик. А дикие звери – это именно тигры, львы, страшные большие кошки.
Привычка держать марку
Карине и Артуру Багдасаровым приходилось всё делать не на сто, а на двести процентов.
«Это всегда была очень большая ответственность перед отцом - мы должны были быть идеальными, чтобы никто не мог папе ткнуть в нос: «А вот, посмотрите на своих детей!». Мы с Артуром настолько любили своего отца, настолько он был для нас богом во плоти, что мы не могли себе позволить его подвести», - говорит Карина.
Эта ответственность, приоритеты, заложенные отцом, сформировали характеры дрессировщиков. Они своим примером показывают, что для них значит цирк. Зайти в уличной обуви на манеж? Такое просто невозможно.
«Я физически не могу сделать этот шаг и осквернить место, которое дает мне жизнь. Это наш храм - 13 метров манежа и купол», - говорит Карина Багдасарова.
Все звери в гости будут к нам
В трудовой биографии Карины Багдасаровой было много интересных экспериментов и с другими животными помимо тигров – все по воле папы.
«В добровольно-принудительном порядке он каждый раз мне приволакивал каких-то животных», - вспоминает Карина – В какой-то момент он решил, что я должна работать гротеск на лошади. Я поскакала-поскакала, пару раз получила шамбарьером по мягкому месту и сказала, что больше на лошадь не сяду».
Еще одна «проба пера», когда Карина уже работала с тиграми, была с собаками. Она предполагала, что будет дрессировать каких-нибудь красивых шпицев или других породистых существ, под стать ей. Каково же было разочарование, когда папа показал ей вольер во дворе, полный дворняжек, собранных по всему городу.
«Он сказал: "Вот это твои животные, ты за ними ухаживаешь и через некоторое время будешь работать". Я, конечно, была в ужасе. У меня было по две репетиции с тиграми в день. Помимо этого, я убиралась в тигрятнике, разделывала мясо, мыла клетки, выгуливала животных, так как папа считал, что приобрести профессию можно, только начав с нуля. Еще у нас были ламы, ослы, козы, лошади, куры, петухи, гуси, кролики – целый «Ноев ковчег». За всеми нужно было ухаживать, так что времени у меня вообще не было. Плюс ко всему тогда я уже поступила в институт, получала режиссерское образование. Слава богу, у меня была здравомыслящая мама, которая была всегда на нашей с братом стороне. Когда папа в очередной раз поехал в командировку в Москву, она просто открыла вольер и выпустила всех собак, которые были этому безумно рады. Мама была настоящей актрисой. Приехал папа, она ему говорит: «Миша, я сейчас тебе такое расскажу… это кошмар!». Он ей в ответ: «Что такое? Тебе плохо? Что случилось? Что-то с детьми?». А она ему: «Все собаки убежали!». «Да ну, их этих собак, я уж испугался!», – так что ситуация благополучно разрешилась.
А потом были… змеи, которых Карина на дух не переносит. Как-то раз папа попросил ее сходить в гримерку, принести дипломат. Какой было ее удивление, когда она увидела там под столом восьмиметрового удава, своего нового подопечного.
«Отказаться было нельзя, потому что авторитет папы был неоспорим. У него был очень суровый, сложный характер. Когда мы приезжали на гастроли, директор, главный бухгалтер и весь основной персонал уходили в отпуск, потому что знали, что с Багдасаровым спорить бесполезно, он все равно все сделает по своим правилам», – рассказывает Карина.
Папа купил для Карины еще четырех удавов разных размеров, чтобы Карина, закончившая хореографическое училище, как-то проявляла с ними свои таланты, танцевала. Но к ее счастью, как она говорит, «Боженька сжалился», и в силу обстоятельств с удавами не сложилось.
«До этого папа купил мне в Китае огромную сухопутную черепаху, чтобы я на ней выезжала на манеж. Я говорю: «Папа, ты в своем уме? Ты понимаешь, что пока я доеду до центра манежа, закончится первое отделение?», – рассказывает Карина.
Два сапога пара?
В Москве Артур и Карина не так часто пересекаются, но в целом благодаря работе общаются очень много, если говорить о гастролях – не у всех братьев и сестер получается поддерживать такие близкие отношения. Но без споров по рабочим моментам у Артура и Карины никак.
«Конечно, все-таки у нас есть армянские корни, мы «итальянская семейка», как нас очень часто называла мама, – говорит Артур. У нас такие тарам-тарарамы происходят, «языками цепляемся» очень часто. Характеры у нас – как у тигров. Очень резко выходим из себя и так же быстро отходим. Обычно я прихожу мириться, потому что могу наговорить что-нибудь обидное, но и со стороны Карины тоже такое бывает. А в детстве мы особо не дрались, как многие братья и сестры – я был младшим, и за все мои «косяки» получала от родителей Карина. Потом, когда они уходили, я, конечно, тоже от нее получал».
100% риск
Один из самых страшных трюков – когда Артур остается на манеже один, а вокруг него сидят тигры.
«Это папин трюк, он его делал очень давно. Он, действительно, совсем не весёлый – потому что выйти оттуда, если кто-то из тигров на тебя резко среагирует, не получится. Есть только расстояние полтора метра – и всё. Мы знаем работу с тиграми, как и папа, долго работавший с Маргаритой Назаровой и Константином Константиновским, прошедший съемки в фильме «Полосатый рейс», от и до. Мы прекрасно знаем, что дрессировщики стараются спиной к тиграм не поворачиваться, и сами постоянно крутимся между животными, сидящими по кругу», – рассказывает Артур Багдасаров.
Если вы видели аттракцион Багдасаровых, то заметили, что тигры не сидят на тумбах, а лежат на бортиках вдоль манежа в расслабленном состоянии. Дрессировщики специально так организуют номер, чтобы им было удобно – на тумбе все время хочется куда-то повернуться, надоедает одна поза.
Глаза дрессировщика во время номера работают на 360 градусов. Второй человек, партнер по клетке, Карина в данном случае тоже является глазами Артура.
«Очень часто страшнее не тому, кто делает, а кто смотрит со стороны. Потому что со стороны всегда видны моменты, когда, например, ты начинаешь переходить некоторую грань. Еще папа рассказывал, что есть обращение с тиграми на «ты» и на «вы». Пока ты с тигром на «вы», все происходит нормально. Как только переходишь на «ты», возникают неожиданные моменты. К тому же в азарте во время представления ты начинаешь работать на публику. Как ни крути, тебе надо показать какую-то яркую реакцию тигров. И ты начинаешь переступать грань, поворачиваться спиной, брать палку покороче, сокращая безопасное расстояние между хищником и дрессировщиком», - рассказывает Артур Багдасаров.
Самое волнительное для зрителя, переживающего за дрессировщика – момент, когда Артур остается наедине с тиграми, со всех сторон окруженный хищниками, и даже не держит в руках палку.
«Мне жена каждый раз говорит: «Зачем ты её оставляешь?! Ты никому ничего не докажешь, оставь её уже в руках. Но в этом то как раз и заключается то, для чего люди приходят в цирк – они хотят увидеть, что человек может делать что-то сверхъестественное. Кто-то, например, ходит по канату. Что заставляет канатоходца работать без лонжи? Потому что для зрителей эффект намного больше. Да, мы чокнутые, есть такое. Я не могу смотреть, как коллеги работают воздух, у меня всегда мокрые руки. «Как вы там летаете?», – говорю я им. «А как вы к тиграм ходите?», - спрашивают они меня. У каждого из нас свои «штуки-дрюки». Все-таки это экстремальная профессия, как ни крути», – рассказывает Артур Багдасаров.
Ни муж, ни сын Карины не смотрят ее выступления. Хотя супруг – тоже цирковой, воздушный гимнаст, эквилибрист, с 10 лет занимался в цирковой студии, к семнадцати годам объездил с гастролями весь мир и вместе с коллективом получил бронзового клоуна на фестивале в Монте-Карло. Сейчас он работает в цирке Никулина в административном составе.
Никакой страховки у Карины и Артура нет, потому что таких безбашенных людей, добровольно идущих на риск, вряд ли кто-то будет страховать. К тому же непонятно, от чего именно страховать – тигр прыгнул не туда, куда надо? Прописать такое очень сложно.
Яблоко от яблони
Дети Багдасаровых выбрали для себя не цирковые пути, и это их решение, которое уважают родители, не сокрушаясь бесконечно из-за того, что они поступили именно так.
«Сожаление можно испытывать, если у тебя какой-то очень крутой ребёнок, выдающийся талант, допустим, в дрессуре, и вдруг он решил заниматься чем-то другим», - говорит Артур. - К тому же, это очень большая ответственность, очень высокая планка, которую сложно преодолеть. Папе повезло, что мы его дело продолжили и даже чуть-чуть выше подняли уровень».
Написать диссертацию? Легко!
Неожиданно для самой себя Карина Багдасарова защитила диссертацию на тему экологии. Как она сама говорит, «все, что в нашей жизни должно произойти, всегда происходит волшебным образом очень легко, не надо прилагать никаких усилий».
«Я даже думать не могла, что в свои сорок девять лет захочу заново поступить в университет. У меня какого только образования нет, я настоящая «вечная студентка», отличница, которой все нужны какие-то оценки, это, видимо, что-то из детства. Когда моя подруга сказала, что друг ее папы, профессор, набирает новый экспериментальный курс в РГГУ на базе кафедры историко-архивного дела, «Экологическая история», я подумала, что это, действительно может быть интересно. Я изучала взаимодействие животных, природы и человека во времени. Это была магистратура, всего два года, и, конечно же, я взяла тему про тигров», - рассказывает Карина Багдасарова.
В своей диссертации Карина рассказывает об истории возникновения тигров. Многие их виды просто исчезли из-за истребления – такие, как яванский, балийский, туранский тигр – наверное, вы даже и не слышали о них. Отдельный раздел диссертации Карины посвящен тиграм, живущим «в человеческой среде».
«Слово «неволя» я принципиально всегда не озвучиваю, потому что животные, которые живут у нас с братом, уже не в первом поколении живут рядом с человеком. Их бабушки, дедушки, папы и мамы выросли в человеческой среде обитания вне леса. Если их выпустить на волю, в природу, для них это будет неволя, потому что там они просто погибнут из-за того, что не будут знать, как охотиться, как добывать пищу», - рассказывает Карина.
Для подготовки этой большой исследовательской работы Карина перелопатила огромное количество литературы, читала даже полевые заметки и диссертации охотоведов.
Чего хочет женщина?
Карина Багадасарова – не только дрессировщик, но и мотивационный спикер, и больше всего ее выступления связаны с женским лидерским движением. На конгрессах, семинарах, конференциях, куда ее приглашают, она говорит о роли женщины в современном мире, о том, как совмещает семью, детей, домашнее хозяйство и свою очень сложную работу.
«Сейчас я реализую очень важный, на мой взгляд, проект, в котором я делюсь со своими слушательницами тем, как можно «отдрессировать» свой страх. Я думаю, пришла пора этим делиться. Мой 35-летний опыт нахождения на грани жизни и смерти на манеже позволяет говорить о том, как выходить из этой ситуации, как восстанавливаться, преодолевать свой страх, не заталкивать его внутрь, чтобы потом не «вылезли» психосоматические болячки», - рассказывает Карина.
Дрессура животных, по словам Карины – это не подчинение, а воспитание. Точно так же можно воспитать свой страх, научиться управлять своими эмоциями.
«Женщины после встречи приходят с восхищенными глазами и говорят: «Карина, вы так просто рассказали о том, что для меня было страшно, о чем я даже подумать не могла, спасибо вам большое!». В такие моменты ты понимаешь, что вся твоя 35-летняя профессиональная жизнь, может быть, и шла к тому, что ты можешь людям помогать. Я не психолог, не психотерапевт, но я могу поделиться своим опытом, рассказать, какими инструментами я пользуюсь, чтобы чего-то не бояться», - говорит Карина.
28 ноября в Казанском цирке пройдут посиделки с Кариной Багдасаровой (только для женщин!), где она поможет прекрасным зрительницам научиться смотреть в глаза своим страхам, побеждать их и получать от жизни то, чего им хочется.
Фильм, фильм, фильм!
Цирк и кино – вещи традиционно, «на ура» совместимые. Артур Багдасаров снимался в роли самого себя в короткометражном фильме «За барьером». Карина говорит, что и сейчас бы с удовольствием снялась в художественном фильма – зовите! В ее киношной биографии есть съемки в роли укротительницы тигров в эпизоде фильма «Охотники за бриллиантами» с Евгением Мироновым. В телевизионном сериале по Александру Куприну «Впотьмах» Карина должна была играть укротительницу диких кошек Зениду, известную в конце XIX века. Но решила не искушать судьбу. Дело в том, что у дрессировщицы была трагическая судьба – ее загрызла любимая тигрица.
«Я стала дублёром Лизы Боярской, потому что вероятность того, что Лизу Боярскую когда-нибудь загрызет тигр, одна к миллиарду. А в моем случае лучше не проецировать эту историю на себя. Поэтому я от нее отказалась», - рассказывает Карина.
Огромный такой секрет
Каждый раз, выходя на манеж, дрессировщики рискуют своей жизнью. Во время самого первого выступления юной Карины на нее напала тигрица, защитил отец. Артур едва не погиб, оказавшись в лапах одного из своих хищных артистов.
«Мои ангелы, ангелы брата все уже лысые и седые от того, что происходит с нами на манеже», - говорит Карина. Одна из ее практик, помогающих не бояться – переложить свой страх на кого-либо, а именно на высшие силы. По ее словам, это легче всего, когда веришь, что все в их руках.
«Ты говоришь: «Побойся за меня, а я пойду поработаю». И потом оттуда выходишь, опять забираешь свои «бояки», потому что им тоже нельзя все время бояться, они так же могут помереть от этого: «Спасибо вам, мои любимые высшие силы, я забираю все свои страхи обратно». И вот это мне лично очень помогает», - говорит Карина.
Перед тем, как выйти на манеж, Карина визуализирует каждое животное.
«Я прошу небесные силы их успокоить, чтобы они себя хорошо вели, и каждого помещаю в световую «пирамидку». От кого-то идет импульс, жар, значит, будет «тралли-валли». Хотя, по сути, все они непредсказуемые. Главное – вера и отсутствие сомнений, которые являются главной отравой. Когда человек сомневается, происходит непонятно что. Конечно, «на бога надейся, а сам не плошай. Не надо совать руки в рот тигру и скакать у него на спине, если он этого не позволяет. Или, условно, переходить магистраль: «Вот сейчас боженька меня спасет, я пошел. Нет, так не работает. Здесь должен быть баланс безумия и истинной веры в то, что все получится!», - делится Карина.
Увидеть тигров Карины и Артура Багдасаровых вы можете в Казанском цирке в экстрим-шоу «Одержимые» до 7 декабря включительно.