Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Как опера становится инсталляцией: новое театральное мышление

24 ноября в Российской государственной библиотеке состоится иммерсивная оперная инсталляция «Silent Opera» фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R). Перформанс развернётся в самом тихом месте мегаполиса — Третьем читальном зале, который на один вечер превратится в театральное пространство. Проект объединяет оперу, театр и современное искусство в историческом помещении, наполненном символизмом. Здесь, в пространстве тишины, рождается исследование темы анатомии героя. «Silent Opera» создана в жанре пастиччо — барочной оперы, собранной из произведений разных композиторов. Музыкальная ткань становится рамой для истории внутреннего поиска, в которой каждый зритель может узнать себя. Постановка предлагает два сценария восприятия: стать наблюдателем или одним из десяти участников, которых проводники пригласят войти в действие. Здесь не требуется актёрской игры — только готовность присутствовать. В этом проекте барочная опера выходит за рамки традиционного жанра и превращается в имме

24 ноября в Российской государственной библиотеке состоится иммерсивная оперная инсталляция «Silent Opera» фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R). Перформанс развернётся в самом тихом месте мегаполиса — Третьем читальном зале, который на один вечер превратится в театральное пространство.

Проект объединяет оперу, театр и современное искусство в историческом помещении, наполненном символизмом. Здесь, в пространстве тишины, рождается исследование темы анатомии героя.

«Silent Opera» создана в жанре пастиччо — барочной оперы, собранной из произведений разных композиторов. Музыкальная ткань становится рамой для истории внутреннего поиска, в которой каждый зритель может узнать себя. Постановка предлагает два сценария восприятия: стать наблюдателем или одним из десяти участников, которых проводники пригласят войти в действие. Здесь не требуется актёрской игры — только готовность присутствовать.

В этом проекте барочная опера выходит за рамки традиционного жанра и превращается в иммерсивный перформанс. Именно этот переход — от сцены к пространству, от зрителя к участнику — сегодня определяет новые формы музыкального театра.

В преддверии события мы решили разобраться, как подобные проекты меняют саму идею оперы и почему сегодня всё больше постановок превращаются в иммерсивные оперные инсталляции. Ниже — четыре примера, которые уже изменили привычную оптику восприятия жанра.

Ян Фабр, «Гора Олимп» — 24 часа мифа

«Гора Олимп» — это 24-часовой оперный перформанс-марафон, созданный бельгийским художником и режиссёром Яном Фабром в 2015 году. Спектакль строится на основе 15 античных мифов, которые переплетаются и перекомбинируются, создавая непрерывный поток действий и образов. Здесь нет классической структуры: ни актов, ни антракта, ни привычного сюжета. Зритель оказывается в состоянии, где время и пространство воспринимаются иначе.

В течение 24 часов участники — актёры, танцоры и перформеры — следуют через сцены, наполненные жестами, звуком и речью на нескольких языках, создавая визуальный и сенсорный рельеф мифологического мира. Мифы о Медеe, Эдипе, Электре, Антигоне и других героях перемешиваются, стираются и перерастают в новые формы, где границы между трагедией и перформансом исчезают.

Зритель может входить и выходить, наблюдать или спать, взаимодействовать с пространством или оставаться внешним наблюдателем. Пространство становится измерением самого перформанса: свет, звук, движение, физическое присутствие и усталость актёров создают уникальное ощущение погружения. Фабр подчёркивает, что цель «Горы Олимп» — не реконструировать миф, а превратить его в переживание: героизм ломается, время растягивается, тело испытывает пределы.

Для исследователей иммерсивной оперной инсталляции этот проект важен тем, что демонстрирует: театр и опера могут перестать быть просто сценой с началом и концом. Они становятся пространством, где звук, движение, тело и миф сливаются, а зритель, оставаясь частью процесса, переживает их одновременно как наблюдатель и соавтор.

Ян Фабр, «Гора Олимп», 2015 г.
Ян Фабр, «Гора Олимп», 2015 г.

Ромео Кастеллучи, «Страсти по Матфею» — белый куб, символы и зритель как соавтор

Итальянский режиссёр Ромео Кастеллучи 21 апреля 2016 года поставил свою интерпретацию оратории Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею» в зале Deichtorhallen в Гамбурге — премьерное событие в рамках Международного музыкального фестиваля Гамбург‑2016.

Кастеллучи отказался от привычной театральной сцены и оформи­л зал как выставочное пространство: стены, пол и костюмы исполнителей выдержаны в белом цвете, создавая эффект «белого куба». Перед оркестром и хором размещены объекты‑инсталляции: реальные артефакты и символы — например, череп само­убийцы в сцене «Иуда», стиральная машина, выступающая как художественный объект, переведшая ритуал в быт, и автобус‑реквизит, размещённый среди других элементов.

Музыка Баха остаётся основой постановки: партитура «Matthäus‑Passion» подчиняет хронологию спектакля, однако Кастеллучи трансформирует её восприятие через визуальные и инсталляционные слои. Он подчёркивает: цель не в том, чтобы просто «инсценировать» страдания Христа, а сделать их переживанием для «обычного» человека — «Страсть человека». Зритель получает не просто концерт, а опыт: на каждом сиденье лежит буклет, поясняющий смысл объектов, зрителю поручено участвовать в анализе, а свет зал остаётся включённым все три часа без паузы.

Постановка стала примером того, как можно вывести оперу и ораторию за рамки концерта: музыка, визуальные образы, пространство и присутствие зрителя превращаются в единый художественный опыт. «Страсти по Матфею» Кастеллучи — это не классическая опера, а инсталляционно‑перформативная интерпретация, где зритель перестаёт быть пассивным слушателем и становится соучастником восприятия.

Ромео Кастеллучи, «Страсти по Матфею», 2016 г.
Ромео Кастеллучи, «Страсти по Матфею», 2016 г.

Ругилe Баржджакайте, «Sun & Sea (Марина)» — иммерсивная пляж‑опера о климатическом кризисе

Литовские художницы Ругилe Баржджакайте, Вайва Грайняйте и Лина Лапелйте создали проект «Sun & Sea (Марина)», который представляет собой уникальное сочетание музыки, визуального искусства и социальной проблематики. Премьера работы состоялась в 2017 году в Национальной галерее искусств Вильнюса, а в 2019 году она была показана на 58‑й Венецианской биеннале в литовском павильоне, где получила «Золотого Льва» за лучший национальный павильон.

«Sun & Sea (Марина)» — это не просто выставка и не обычная опера. Зрители поднимаются на балкон, откуда видна площадка‑пляж, покрытая песком и полотенцами, с двумя десятками участников: они лежат, сидят, едят салат, проверяют телефоны — создавая ощущение повседневной, привычной летней сцены. Однако на фоне этой «обычной» жизни звучат вокальные партии — сольные и хоровые, текст которых посвящён экологическому кризису, загрязнению и глобальному потеплению. Музыка и текст подчеркивают контраст между спокойным образом отдыха и серьёзностью глобальных проблем, превращая обычное наблюдение за пляжной сценой в осознанный перформанс‑марафон, в котором каждый зритель становится свидетелем и участником.

Проект показывает, что опера может выйти за рамки традиционной сцены: объединяя пространство, голос, музыку и социальную тему, он превращает зрителя из пассивного наблюдателя в участника перформанса. «Sun & Sea (Марина)» стала примером того, как современное искусство может сочетать эстетическое наслаждение и серьёзное экологическое послание, создавая уникальный иммерсивный опыт.

«Sun & Sea (Марина)»
«Sun & Sea (Марина)»

Филипп Гласс и Роберт Уилсон, «Эйнштейн на пляже» — минималистическая опера как иммерсивное пространство

Американский композитор Филипп Гласс и режиссёр‑художник Роберт Уилсон создали постановку «Эйнштейн на пляже», которая оказалась революционной для оперы XX века: она длится около пяти часов, не имеет линейного сюжета и разрешает зрителям свободно входить и выходить в ходе спектакля. 

Музыкальная ткань Гласса основана на минимализме: повторяющиеся ритмические и мелодические циклы создают гипнотический эффект, а визуальная часть Уилсона превращает сцену в серию символических, почти живописных образов — поезд, суд, космический корабль.Название отсылает к Альберту Эйнштейну, но образ физика здесь метафорический: он символизирует науку, время, изменения и масштаб человеческого мышления.

Этот спектакль, как и «Sun & Sea (Марина)» или «Страсти по Матфею» Ромео Кастеллучи, расширяет рамки традиционной оперы: музыка и визуальные образы формируют иммерсивное пространство, в котором зритель перестаёт быть пассивным наблюдателем и начинает воспринимать произведение как многомерный опыт. «Эйнштейн на пляже» демонстрирует, что опера может быть не только историей, но и структурой времени и пространства, где смысл создаётся совместно композитором, режиссёром и аудиторией.

Филипп Гласс и Роберт Уилсон, «Эйнштейн на пляже»
Филипп Гласс и Роберт Уилсон, «Эйнштейн на пляже»

Станьте участником иммерсионной оперной инсталляции «Silent Opera» 24 ноября. В этот день барочная опера выйдет за границы своего жанра и станет перформансом с участием зрителей. В читальном зале появятся два сценария восприятия, видеоинсталляция и живое взаимодействие с теми, кто готов стать частью происходящего. Среди 450 зрителей проводники выберут 10 участников, которые буквально «здесь и сейчас» превратятся в героев. От зрителя требуется только присутствие в кадре с объектами, никакой игры.

«Silent Opera» в pop up пространстве Bibliotheca, 2025 г.
«Silent Opera» в pop up пространстве Bibliotheca, 2025 г.

История о поиске героя и музыкальные сюжеты воплощены в двух типах зрительских партитур, которые будут размещены на столах читального зала. В них содержатся информация о музыке, тексты и инструкции по включению в перформанс.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса