В сфере IT насчитывается более 31 профессии, и не все из них требуют знания разработки или взаимодействия с кодом. Специальности можно разделить на категории:
Разработка-фронтенд-и бэкэнд-разработчики, фулстек- и мобильные разработчики.
Тестирование-тестировщики или QA-инженеры разных грейдов.
Техническая поддержка и администрирование - специалисты первой и второй линий поддержки, системные администраторы, администраторы баз данных (DBA).
Менеджмент - Product- и Project-менеджеры, IT-рекрутеры.
Аналитика - аналитики данных, системные аналитики, специалисты по Data Science, ML-инженеры.
Digital- интернет-маркетологи, трафик-менеджеры, CRM-маркетологи, SEO- специалисты.
Дизайн- дизайнеры интерфейсов и продуктов.
DevOps и облачная инфраструктура - DevOps-инженеры, SRE-инженеры, loT-архитекторы.
Как выбрать специальность
На старте сложно понять, на чем сфокусироваться. Обилие информации пугает, а отсутствие опыта может разочаровать. Начать поиск своей профессии в IT помогут шаги:
1 Выбрать язык и/или специализацию.
Например, если нравится работа с графическим интерфейсом, можно выбрать фронтенд или мобильную разработку. Если нравится копаться в коде и работать в терминале -бэкенд. Если хочется создать видеоигру и прославиться, стоит изучать готовые движки, например Unity (С#) или Unreal Engine (C++).
2 Изучить требования и условия.
Готов ли специалист выполнять задачи, с которыми придется столкнуться в новой сфере? Например, новичка вряд ли возьмут на удаленный формат работы. Нужно быть к этому готовым.
Сначала стоит изучить вакансии на рынке и выписать задачи по профессиям, которые нравятся. Не страшно, если какие-то из них кажутся совершенно непонятными: чтобы разобраться, можно пройти вводные части онлайн-курсов, почитать книги и статьи.
Карьерный центр помогает студентам на старте в сфере IT. Рекрутеры расскажут, какие направления и специальности востребованы, как найти первую работу по профессии.
Как обучиться IT-специальности
1 Освоить выбранную профессию самостоятельно.
Например, с помощью уроков на You Tube или подкастов. К обучению на YouTube стоит относиться критически, потому что контент из интернета почти не модерируется, и нет гарантии, что информация от неизвестного спикера будет достоверной или актуальной. Если и заглядывать на YouTube и подобные площадки, то ориентироваться на тех, кто давно в индустрии и чьи имена на слуху.
Например, на официальную страницу Практикума или подкасты Moscow Python, где группа экспертов обсуждает IT-новости и инсайты с конференцией. Если позволяет уровень английского, использовать англоязычные источники - в русскоязычную среду информация поступает гораздо позже.
2 Учиться у ментора.
Это может быть более опытный друг или коллега из IT-сферы. Новичку в профессии пригодится обратная связь от специалиста, который уже прошел похожий путь и может помочь решить проблему, дать совет, подбодрить или мотивировать двигаться дальше.
3 Пройти онлайн-курс
Курсы экономят время и помогают получить востребованные навыки. Чередование теории и практических задач помогает закрепить полученные знания. А задания на основе реальных рабочих проектов дают представление, какие требования и навыки необходимы для конкретной специальности.
На курсах Практикума авторы и наставники делятся примерами из своей работы, предлагают варианты решения проблем, показывают современные инструменты и техники решения задач.
А что с трудоустройством
Чтобы специалисту без опыта найти работу в IT, в среднем требуется от 1,5 до 3 месяцев активного поиска.
Если студент готов совмещать подготовку к поиску работы с обучением, то к окончанию курса есть шансы собрать нужные артефакты для новой профессии: резюме, сопроводительное письмо и портфолио. Не страшно, если они появятся позже, - это просто на некоторое время сдвинет активный поиск работы.
Во время обучения можно знакомиться с рынком труда: анализировать требования работодателей и условия, которые они предлагают. Эти знания помогут выделить компании, которые соответствуют карьерной цели.
Эксперты рекомендуют в среднем откликаться на 8-10 вакансий ежедневно, чтобы быстрее получить обратную связь от работодателей и понять, как улучшить текущее резюме и портфолио. Поэтому стоит отслеживать рынок вакансий каждый день и просматривать каналы поиска: сайты, телеграм-каналы и соцсети.
Собеседование - следующий шаг после отклика. Количество этапов собеседования зависит от компании или должности, но обычно не превышает 3-5:
1) первичный созвон;
2) тестовое задание (опционально);
3) основная, или техническая, часть;
4) финальное собеседование;
Нужно тщательно готовиться к каждому этапу. На первичном созвоне рекрутер задает уточняющие вопросы и просит подтвердить опыт, указанный в резюме, и показать работы из портфолио.
Если нет показанных проектов или нужно подтвердить навык работы со специальными инструментами, рекрутер, скорее всего, предложит выполнить тестовое задание.
Критерии и сроки его выполнения оговариваются заранее. Обычно на выполнение дается 5-7 дней. Если необходимо, этот срок могут увеличить до 14 дней. Задание зависит от должности, на которую претендует кандидат, но обычно это одна или несколько рутинных задач, которые приняты в компании или команде.
Основная часть. Самый важный из всех этапов. Его цель - подтвердить техническую экпертизу, или грейд, соискателя. Обычно на этом этапе кандидат общается с различными экспертами. Возможны несколько вариантов проведения собеседования:
сессия "вопрос-ответ";
решение задач с аргументацией выполнения;
обсуждение портфолио или выполнение тестового задания;
архитектурная секция для вакансий от ведущего+ или мидл+.
Финальная часть. Обычно это знакомство с командой и руководителем и обсуждение оставшихся организационных вопросов.
Как искать вакансии в IT, чтобы устроиться на работу: