Источник: Ведомости
Автор: Андреева Ксения
Абсолютное большинство москвичей воспринимают новогоднее оформление мегаполиса как важную часть городской среды: 96% жителей столицы считают привлекательным праздничное украшение города. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМа, опубликованные в начале ноября 2025 г.
Яркое уличное освещение помогает почувствовать приближение Нового года, считают 93% респондентов. Горожане также уверены, что праздничные огни - это и мощный катализатор экономики в преддверии зимних торжеств.
При этом, как отмечают эксперты, за последние годы власти все раньше начинают украшать города к праздникам. Если в Москве новогодние украшения в предвкушении 2026 г. загорелись уже в середине октября, то в других городах, например Ульяновске, Тамбове и Санкт-Петербурге, завершить праздничное оформление планируют к середине ноября.
«Уже более 10-15 лет наблюдается тенденция у маркетологов и специалистов по брендингу городов - «раздвинуть» границы праздников и дать потребителям пространство позитивных эмоций», - рассказал в беседе с «Ведомости. Городом» доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов.
По мнению эксперта, у этого явления есть несколько причин: коммерческая - бизнесу кажется, что чем дольше продлятся сезонные скидки, тем больше прибыли можно получить. Психофизиологическая - уже в октябре в российских городах ощутимо раньше темнеет, а праздничная подсветка, креативные световые конструкции и другие украшения способны поддержать позитивный настрой.
Экономика праздника
Тенденция к раннему оформлению в преддверии праздников связана с активизацией потребительской активности - это помогает привлечь туристов, стимулирует продажу сувениров и праздничных товаров, поддерживает городскую экономику, считает доцент кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления (ГУУ) Ирина Милькина.
«Также стоит отметить организационные моменты, поскольку для крупных мероприятий, таких как новогодние ярмарки и публичные представления, необходима подготовка инфраструктуры заранее, включая установку временных сооружений и освещение», - отметила эксперт.
Еще одна причина, по мнению Милькиной, - конкуренция среди городов за внимание туристов, путешествующих по России, и желание создать оригинальную атмосферу, удивить масштабностью оформления.
«Кроме того, гирлянды служат дополнительными источниками света - это делает улицы, парки и другие общественные пространства более комфортными и безопасными в тот период, когда световой день идет на убыль», - добавила эксперт.
Раннее появление новогодних товаров на полках - это прямое следствие анализа потребительского поведения, рассказала «Ведомости. Городу» генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Алексеева. «Статистика красноречиво свидетельствует: интерес начал расти уже в октябре, причем количество запросов увеличилось на 70%, а продажи только в Москве и области выросли в 2,5 раза», - подчеркнула она.
По мнению эксперта, покупатели выигрывают от такого разнообразия:
получают больший выбор ассортимента и успевают воспользоваться скидочными акциями. «Это помогает более грамотно распланировать бюджет, что особенно актуально в свете текущих экономических условий», - добавила Алексеева.
По словам доцента кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольги Борисовой, в октябре 2025 г. на 20% увеличилось количество просмотров праздничных товаров. «Ранний Новый год позитивно влияет на психологию горожан, создавая праздничную атмосферу, стимулируя задуматься об отдыхе и его направлениях на рождественские каникулы. В частности, по раннему бронированию раскуплено 75% зарубежных туров», - отметила эксперт.
Дорогая красота
По мнению вице-президента по стратегии и новому бизнесу КРОС Ксении Касьяновой, с точки зрения маркетинга такое раннее украшение можно назвать фальстартом. «К концу декабря потребители могут уже существенно устать от огоньков и гирлянд, что в конечном счете может негативно сказаться на спонтанных покупках», - считает она.
Ирина Милькина также отмечает еще один минус раннего «наступления» Нового года - длительное наличие декораций требует больших финансовых затрат, особенно если оформление меняется ежегодно. «Высокое потребление электроэнергии требует дополнительных финансовых средств и увеличивает нагрузку на городские сети, если не используются энергоэффективные технологии», - считает Милькина.
Кроме того, полагает эксперт, что избыточное количество световых конструкций может вызывать визуальное загрязнение пространства, ухудшая восприятие городской среды и нарушая привычный облик улиц, особенно если декорации плохо сочетаются с архитектурным стилем зданий.
Как отметила Милькина, в российских городах активно используются декоративные элементы, однако зачастую им не хватает продуманного дизайна и гармоничной интеграции в существующую инфраструктуру. По мнению эксперта, для решения этой проблемы необходимы комплексные программы благоустройства. Они должны предусматривать внедрение современных технологий освещения и праздничного оформления, учитывающих при этом историческую самобытность городов.
«Чтобы избежать негативных последствий ранней подготовки стоит соблюдать баланс: постепенно вводить праздничные элементы, оставляя основной декор ближе к декабрю; создавать запоминающиеся мероприятия, которые будут поддерживать высокий уровень интереса и горожан, и гостей города», - резюмировала Милькина.
Вера в чудо
По словам семейного психолога Лилии Гладких, новогодняя атмосфера запускает в голове логическую цепочку: праздник - это близкие, близкие - это подарки, подарки - это удовольствие. «В таком состоянии человек тратит чуть больше и легче, чем в повседневной обстановке», - считает она.
Тем не менее эксперт отмечает, что урбанизация, постоянная гонка и «нагнетание атмосферы» создают фон, из которого человека нужно вывести. Новогодние игрушки - это самый яркий и доступный способ такой разрядки. Кроме того, добавляет психолог Варвара Сапелкина, для конца октября - начала ноября характерно повышение уровня тревоги и апатии.
С одной стороны, яркие инсталляции поднимают настроение, помогают предвкушать праздник, закупаться подарками, но нельзя не отметить, что новогодние украшения в конце октября вызывают у многих удивление, утверждает эксперт. «Человеческая психика любит предсказуемость, а сдвиг сезонных праздников едва ли вносит порядок и гармонию», - уверена Сапелкина.
Новый год - уникальная возможность поверить, что изменения возможны «по волшебству», без наших прямых усилий, эта надежда на чудо привлекательна для психики, утверждает Лилия Гладких. По ее словам, новогодняя атрибутика нередко срабатывает как антистресс и снижает общий уровень тревоги и агрессии. «Чем раньше начинается этот «праздничный» период, тем дольше мы имеем дело с более доброжелательными и расположенными к покупкам горожанами», - резюмировала Гладких.