Дорогой вдохновения. Про театр «Мегатрон» и не только
Любите ли вы театр? Этот вопрос, некогда прозвучавший из уст Белинского, я читаю в глазах Владиславы Панковой всякий раз, когда встречаюсь с ней. И всегда ловлю себя на мысли, что хочу ответить да, чтобы не разочаровать ее. Потому что так любить театр, как она, наверное, не умею. Хотя именно любовь к актерскому искусству когда-то привела меня в… школу. Ведь хороший учитель должен быть хорошим актером, и место у доски – та же сцена. Играй! И попробуй при этом удержать внимание всего класса и чему-то научить.
Однако настоящая сцена – это нечто другое. Все происходящее на ней должно не просто нас тронуть, но и вызвать в нас ответное чувство: торжество, умиление, негодование, грусть, радость, сочувствие – одним словом, трепет души. Именно трепетное чувство возникает у меня, когда я смотрю спектакли самодеятельного театрального коллектива «Мегатрон», которым руководит Владислава Панкова. Что же чувствует актер, когда поднимается занавес и начинается действо? Когда для него зрительный зал становится той душевной акустикой, которая возвращает ему отправленный в пространство сердечный порыв, живое человеческое чувство? В какой момент?
Да практически сразу, как только открывается занавес, говорит Владислава. «А за секунды до этого всех охватывает волнение. Кто-то повторяет слова, проигрывает мизансцены, освежает в памяти движения рук, положение головы, тела в какой-то особенный для сюжета момент – каждый по-своему настраивается. Если в тебе нет этого волнения, занавес можно не открывать», – убеждена режиссер.
…И вот портьеры дрогнули и медленно двинулись в сторону кулис, унося с собой только что бушующее в актерах волнение и приглашая зрителей не просто к просмотру, а к участию в театрализованном действии. И уже нет Влады, Ларисы, Светланы, Сергея – есть совершенно другие люди, с другими характерами и привычками, мечтами и мировоззрением. Они открыты и откровенны. И эта ниточка доверия, которая потянется к зрителю, поможет актеру держаться на сцене, жить, чувствовать. «Если этого доверия не возникло, если не удалось сразу установить со зрителем контакт, можно считать, что его уже не будет. Надо доверять сидящим в зале и доверять с первой же секунды», – говорит Владислава.
Это понимание пришло к ней давно, еще в студенческие годы, на занятиях по актерскому мастерству, а потом закрепилось на практике. Окончив Минусинское училище культуры (сегодня это колледж искусств), приехала она с подружками в Енисейск с желанием творить, ставить на сцене что-то великое, с головой окунуться в театральную жизнь. И первой их постановкой стал спектакль «Алексеев и тени» по произведению Марии Арбатовой. Они были увлечены делом настолько, что порой ночевали на работе. Это был 1998 год – год создания театра «Штрих» при Культурном центре города. Первым режиссером его была Наталья Зарецкая, потом – Зоя Мунина, позже – привлеченный из Москвы режиссер-постановщик Сергей Бердский, а с 2009-го руководителем театральной труппы стала Владислава Панкова. Театр уже имел звание «Народный коллектив», и ни один большой концерт в Культурном центре не проходил без его участия. «Штрих» был необходим зрителю: он вносил в аудиторию какое-то особое оживление, поднимал настроение и заставлял улыбаться.
В 2018 году в жизни труппы наступили перемены: с переходом в Дом культуры «Штрих» потерял свое высокое и почетное звание. Два театральных коллектива – «Штрих» и «Гик», объединившись, дали начало «Мегатрону». Правда, к трону такое название отношения не имело, оно – громкое и звучное – пришло из мира мультиков, которые очень любила смотреть маленькая Доминика, дочь Владиславы. И хотя в сказочном мире Мегатрон – скорее, герой отрицательный, понравившееся название оставили. Режиссером самодеятельного театрального коллектива назначили Владиславу Панкову, и жизнь творческого объединения пошла своим чередом. Нехватки в актерах не было, поскольку они, влюбленные в театр, плавно перешли за своим руководителем в другое учреждение. Самых активных из них было 14 человек, сегодня число участвующих в представлении может доходить до 45. Такое большое количество человек обычно привлекается в спектакли, которые ежегодно проходят 22 июня, в День памяти и скорби, в рамках проекта «Театр под открытым небом», направленного на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Почему для «Мегатрона» так важна стала тема Великой Отечественной войны? Причиной такого акцента в репертуаре коллектива стало искаженное представление о реальных событиях Второй мировой войны у ребят старших классов. «Они ничего о ней не знали и были убеждены, что это СССР напал на Германию! Мы схватились за головы! Надо было что-то делать! – вспоминала режиссер. – Так началась работа над «Спектаклем под названием «Война» об ужасах оккупации. Он был поставлен на основе нескольких произведений. А следом – «Бабье поле», фантасмагория, «Операция «Багратион», «А завтра была война»… Мы все еще находились под впечатлением от услышанного от ребят, поэтому уже не могли остановиться. Читали отрывки из произведения Константина Симонова «Живые и мертвые» в музыкальном сопровождении Красноярского камерного оркестра под руководством заслуженного деятеля искусства Российской Федерации Михаила Бенюмова. Со сцены звучали фронтовые письма наших земляков. В прошлом году енисейцы смогли посмотреть постановку «Не покидай меня» по драматической балладе Алексея Дударева. Этот одноактный спектакль основан на реальных событиях, рассказывающих о Белорусской наступательной операции 1944 года. Было еще много композиций, посвященных главным событиям Великой Отечественной войны.
Тема развернувшейся трагедии в 40-х годах не должна забываться, особенно сегодня, и цена победы должна помниться. Меня не покидает мысль, что если бы у моих предков – участников Второй мировой войны – не было детей, наш род бы прервался, ведь никто из прадедов не вернулся с полей сражений… Так что работа над проектом «Театр под открытым небом» будет продолжена».
После этих слов режиссера вдруг подумалось, а ведь все эти произведения воспитывают в нас еще и способность сопереживать, ставить себя на место другого. Они помогают нам осознать свою человечность – то, что делает нас людьми. Поэтому браво, «Мегатрон», за неуспокоенность, за стремление донести до молодежи правду о войне, за воспитание любви к нашей Родине.
Самодеятельный коллектив за все время своего существования никогда не стоял на месте. Одна постановка следовала за другой: за комедией – драма, за прозой – поэзия, за взрослым спектаклем – детский. И темы – одна другой интересней. «3000 женщин вдохновленного поэта» – по произведениям Сергея Есенина, поэтический спектакль «Серебряный век», «Бабье лето, или Happy birthday to you» – по пьесе Анастасии Чичкановой, мюзикл «Былинный берег», литературно-музыкальная композиция «Легенды и мифы», «Айка» – по произведению енисейской писательницы Елены Петровой… А сколько было спектаклей, композиций, сказок, рассчитанных на детскую аудиторию! «Маша и Витя против «Диких гитар» Павла Финна, театрализованное представление, посвященное Дню театра, «А может, это счастье – быть актером», новогодние сказки: «Лесные приключения», «Новогодние приключения смешариков», «Дед Мороз и волшебное зеркало», литературно-музыкальная композиция по творчеству Александры Пахмутовой «Дворик» и многое другое. Поэтому неудивительно, что в 2019 году «Мегатрон» снова был удостоен высокого звания «Народный коллектив», а позже подтвердил его.
Справедливости ради стоит отметить, что во всех перечисленных спектаклях далеко не последнюю роль играла и продолжает играть Лариса Колесникова – заведующая постановочной частью «Мегатрона» и великолепная актриса нашего театра. Именно с ней Владислава Панкова придумала проект «Летние вечера». И хоть зародился он еще в 2017 году, но до сих пор не потерял своей актуальности, собирая по пятницам на набережной желающих потанцевать, послушать любимые песни, посмотреть театрализованное представление.
В 2023 году «Мегатрон» запустил еще один проект под названием «Сквозь века», основанный на идее объединения усилий работников учреждений культуры, образования и Енисейского музея-заповедника для создания новой формы более глубокого информирования людей через игру актеров о купцах, промышленниках и исследователях земли енисейской. В качестве источников использовали документы, фотографии, фрагменты кинохроник, воспоминания очевидцев и дневники исследователей. А в результате зрителям был представлен целый цикл театрализованных представлений: «Купеческие вечера», «На железном троне», «Золотая лихорадка», «Русский Север. Освоение Арктики».
Благодаря «Мегатрону» мы имеем возможность познакомиться и с творчеством других театров, приезжающих к нам из Лесосибирска, из Енисейского, Северо-Енисейского, Мотыгинского и Пировского районов для участия в конкурсе-фестивале театрального искусства «Арлекин», который вот уже четвертый год проходит по инициативе нашего знаменитого коллектива.
Когда я бываю на спектаклях «Мегатрона», часто ловлю себя на мысли, что актеры общаются друг с другом через нас, зрителей. И каждый раз начинаю чувствовать свою сопричастность к представлению и понимать, что мое присутствие здесь и сейчас просто необходимо артистам. Вопрос режиссеру о партнерстве со зрителем попал в точку. «Вначале такого не было. Все пришло с опытом, – признается Владислава. – Сегодня ты чувствуешь, как из зала приходит волна. Поэтому выражение «поставьте четвертую стену» я не приемлю. Не должно быть стены между тобой и зрителем. Актеру очень нужны его глаза…»
Наверное, поэтому после спектакля мы чувствуем бодрость и вдохновение, а все благодаря живой энергетике, исходящей от актеров и пропитывающей нас насквозь. И не так уже важно, поставлен заключительный аккорд в конце пьесы или осталась недосказанность. Кстати, самому режиссеру такая недосказанность даже больше нравится. «Любой спектакль ставишь для чего-то, – говорит Владислава. – Была жизненная ситуация, мы ее прожили, проиграли, а ты подумай: может, стоит что-то в себе изменить? Ведь каждая театральная постановка рассказывает зрителям о них самих. Однажды мы играли пьесу «Клубок» по произведению Валерия Шашина, там душу человека разыгрывают бес и ангел, и судьба главного героя зависела от того, кто из них выиграет. И в жизни нашей происходит то же самое: пойдешь по стезе беса – будет один сценарий судьбы, пойдешь по дороге ангела – другой. Каждый сам выбирает свой путь. Разве не так? Почему же я должна ставить точку?
В спектакле «Последнее письмо» по произведению Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» про ужасы гетто нам очень хотелось, чтобы в конце наступила тишина. Чтобы люди не вставали. Мы добились этого. Пришлось даже сказать, что спектакль окончен. В зале плакали. Иногда и такой финал оправдан».
…Я перебираю дипломы коллектива, полученные в разные годы существования «Мегатрона». Нет смысла перечислять их всех, разве что назвать несколько, полученных за последние годы. И это впечатляет! Диплом лауреата Краевого конкурса любительского театрального искусства «Рампа» в номинации «Литературный театр»; диплом лауреата I степени того же конкурса в номинации «Взрослый спектакль»; диплом лауреата I степени XXII Международного фестиваля любительских театров «Золотая кобра»; диплом лауреата I степени VII Всероссийского форума «Дорога вдохновения»… Высоких наград удостоена и сама Владислава Панкова и как режиссер, и как замечательная актриса знаменитого коллектива.
Однако любая награда для нее не повод останавливаться и почивать на лаврах, а шаг вперед. Есть у режиссера в планах поставить спектакль по пьесе Робера Тома «Восемь любящих женщин», а еще осуществить давнюю свою мечту – показать на енисейской сцене пьесу Натальи Головановой «Княгиня Ольга»…
Любите ли вы театр? Этот вопрос в глазах моей героини, наверное, обращен не только ко мне, он – ко всем зрителям. Спрашивать об этом актеров бессмысленно. Ответ очевиден. И победы «Мегатрона» только доказывают это. Если люди занимаются любимым делом, оно всегда у них получается хорошо. Сомневаетесь? Значит, вам стоит прийти на очередную премьеру театра, чтобы в этом убедиться.
Марина ЖУРАВЛЕВА
Фото из архива Дома культуры им. А.О. Арутюняна