АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15759/2025 11 ноября 2025 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2025 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2025 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Панчешина Р.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Ли К., рассмотрев исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Альянс» (ИНН 6205008227, ОГРН 1126226000273) к Муниципальному бюджетному упреждению «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» (ИНН 2536218524, ОГРН 1092536006155), третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), прокурор Приморского края в защиту интересов муниципального образования города Владивосток, об изменении условий муниципального контракта № 968/291-165/20 от 30.11.2020, при участии:
- от истца онлайн – Суренкова С.Ю. доверенность от 10.03.2025, паспорт, диплом;
- от ответчика – Попова Н.О. доверенность от 21.01.2025, паспорт, диплом;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
- предмета спора, – Теребилова К.Е. доверенность от 11.12.2024, диплом, служебное удостоверение №6781;
- от прокурора Приморского края – Гладских Д.Д. доверенность от 14.01.2025, служебное удостоверение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний «Альянс» (далее – истец, ООО ГК «Альянс») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока (далее – ответчик, МКУ «ДСО ВГО») об изменении условий муниципального контракта №968/291-165/20 от 30.11.2020 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Школа № 1 на 1275 мест в жилом районе «Патрокл» в г. Владивостоке» (далее – Контракт), заключенного между сторонами, а именно, истец просил:
1) Пункт 2.1 контракта изменить, изложить в следующей редакции:
«Начало выполнения работ — первый день с момента заключения контракта; Окончание выполнения работ и передача Заказчику результатов работ в соответствии с пунктом 1.6. Контракта: не позднее 15.05.2021; Окончание выполнения работ и передача Заказчику результатов работ в соответствии с пунктом 1.7. Контракта: не позднее 30.06.2027»;
2) График выполнения строительно-монтажных работ изложить в новой редакции согласно Приложению №1 к исковому заявлению;
3) Пункт 15.1. контракта изменить, изложить в следующей редакции; «Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 30.09.2027, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств»;
4) Пункт 3.1 контракта изменить, изложить в следующей редакции: «3.1. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет 4 496 968 582 (Четыре миллиарда четыреста девяносто шесть миллионов девятьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 09 копеек, в т.ч. НДС 20%-749 494 763 (Семьсот сорок девять миллионов четыреста девяносто четыре тысячи семьсот шестьдесят три) рубля 68 копеек».
5) Смету к контракту изложить в новой редакции согласно Приложению №2 к исковому заявлению; 6) Пункт 3.5 контракта изменить, изложить в следующей редакции: «Работы оплачиваются за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, федерального бюджета, краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доводимых Заказчику в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год и плановый период. Объем финансирования по годам по Контракту составляет:
2021 год - 564 644 748,00 рублей;
2022 год - 780 847 889,51 рублей;
2023 год - 619 679 728,87 рублей;
2024 год - 11 943 888,00 рублей;
2025 год - 3 868 225,80 рублей;
2026 год - 1 771 495 683,50 рублей;
2027 год - 744 488 418,41 рублей.
Объем финансирования по годам может быть уточнен путем заключения дополнительных соглашений к Контракту в случае изменения доводимых Заказчику лимитов бюджетных обязательств». 7) График оплаты работ изложить в новой редакции согласно Приложению №3 к исковому заявлению (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечена Администрации города Владивостока.
В порядке статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Приморского края в защиту интересов муниципального образования города Владивосток.
От ответчика поступил отзыв, дополнительные пояснения, от третьего лица и прокурора также поступили отзывы. Истец настаивал на своих требованиях в уточненном виде.
Ответчик в судебном заседании против иска возражал, считает, что в отсутствие решения суда по настоящему делу об удовлетворении иска, Контракт должен исполняться на действующих условиях.
Третье лицо сообщило, что расторжение контракта приведет к несоизмеримым временным и финансовым затратам заказчика, полагает возможным изменение существенных условий Контракта только в случае установления судом наличия условий, предусмотренных действующим законодательством.
Представитель прокуратуры Приморского края считает, что у сторон Контракта имеется самостоятельная возможность изменения его условий, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
30.11.2020 между ООО ГК «Альянс» (Далее - Подрядчик) и МКУ «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока (Далее - Заказчик) на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заключен муниципальный контракт №968/291-165/20 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Школа № 1 на 1275 мест в жилом районе «Патрокл» в г. Владивостоке».
Согласно п.1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Школа № 1 на 1275 мест в жилом районе «Патрокл» в г. Владивостоке» (далее - Объект, работы), включая выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий (в том числе в части достоверности определения сметной стоимости), выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, выполнение иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту, и передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и сроки, установленные Контрактом.
Согласно пункту 3.1 Контракта цена является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 1 882 149 160 рублей (в том числе НДС 20%).
Дополнительным соглашением от 15.09.2022 № 6 к Контракту на основании постановления администрации города Владивостока от 12.09.2022, ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, в связи с получением положительного заключения государственной экспертизы ПК № 221438 от 03.11.2021 № 2-036979-2022 изменена цена контракта, которая составила 2 950 882 771 рубль.
Дополнительным соглашением № 11 от 19.03.2024 на основании ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 Закона о контрактной системе, статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) пункт 3.5 контракта изменен, изложен в следующей редакции: «Работы оплачиваются за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, федерального бюджета, краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доводимых Заказчику в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год и плановый период. Объем финансирования по годам по Контракту составляет:
2020 год - 0,00 руб.;
2021 год - 564 644 748,00 рублей;
2022 год - 780 847 889,51 рублей;
2023 год - 624 778 908,06 рублей;
2024 год - 980 611 225,64 рублей;
Изменен График выполнения строительно-монтажных работ, график оплаты выполненных работ по контракту.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта начало выполнения работ - первый день с момента заключения контракта; Окончание выполнения работ и передача Заказчику результатов работ в соответствии с пунктом 1.6. Контракта: не позднее 15.05.2021 г.;
Окончание выполнения работ и передача Заказчику результатов работ в соответствии с пунктом 1.7. Контракта: не позднее 21.12.2022.
Дополнительным соглашением от 29.09.2022 № 7 к контракту, заключенным также на основании постановления администрации города Владивостока № 2167 от 12.09.2022, части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, изменены сроки выполнения работ: срок выполнения работ и передачи заказчику результатов - не позднее 20.12.2024, срок ввода объекта в эксплуатацию установлен графиком выполнения 3 работ (приложение № 1 к дополнительному соглашению № 7 от 29.09.2022) – до 31.12.2024.
Также согласно информации по Идентификационному коду закупки с официального сайта https://zakupki.gov.ru/ срок действия Контракта – 31.12.2025 в соответствии с дополнительным соглашением №13 от 25.03.2025.
Как указал истец и не опроверг ответчик, при исполнении Контракта возникли следующие обстоятельства.
Заказчиком письмом исх. №839 от 15.10.2024 направлено согласованное задание на корректировку проектной документации.
Корректировка происходила, в том числе по той причине, что в 2024 году ПАО «Ростелеком» выданы новые Технические условия от 24.05.2024 01/17/13467/24 (взамен технических условий от 17.06.2021 №0802/05/3269/21), изменяющие важные технические решения.
Согласно пункту 2 ранее действовавших Технических условий от 2021 года строительство от ближайшего кабельного колодца ООО «Владлинк», расположенного по ул. Сочинской, к проектируемому объекту трубопровода в один квартал (выполнить кабельный ввод в проектируемый объект); точка подключения -муфта МР-1 на волоконно-оптическом кабеле СП-646 АТС-29/2, расположенная в кабельном колодце ККС №К-13 ООО «Владлинк» ул. Сочинская, 5 (проложить волоконно-оптический кабель в проектируемой и существующей кабельной канализации ПАО «Ростелеком» на участке от объекта проектирования до кабельного колодца ККС №К-13 ООО «Владлинк» ул. Сочинская, 5).
Пунктом 4.2 новых Технических условий предусмотрено, иное место нахождения и параметры точек подключения к сети связи ПАО «Ростелеком» - точка подключения - проектируемый ТКШ (телекоммуникационный шкаф) в здании Объекта, помещение связи или серверная клиента.
Истец указывает на изменение способа и параметров прокладки сети связи (не по улице, а внутри здания), следовательно, изменен весь Раздел проектной документации 709-П/20-ИОС5.5.7 «Внутриплощадочные сети связи», на появление объемов прокладки внутриплощадочной кабельной канализации, что повлекло замену труб, люков, оборудования, выделение отдельного технологического (нежилого) помещения с ограниченным доступом и т.д. (пункты с 6.2.1 по пункт 6.4.6 Новых технических условий), что, в свою очередь, изменило применяемые расценки и повлияло на цену Контракта.
Также истец ссылается, что изменились требования к проездам и подъездам для пожарной техники, которые установлены Сводом правил (СП 4.13130.2013) «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты.
Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Указанный документ утвержден Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288.
Редакцией от 27.06.2023 указанного Приказа МЧС №288 в СП 4.13130.2013 внесены значительные изменения, касающиеся маломобильных групп населения. Как указывает истец, «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) также претерпел изменения в соответствии с Приказом Минстроя России от 21.11.2023 N 833/пр (последняя редакция от 27.12.2024).
В силу указанных изменений строительных норм и правил потребовалось внести изменения в План земельного участка (ПЗУ), на котором осуществляется строительство, а именно: были изменены вертикальная планировка, уклоны и длина пандусов, что потянуло за собой изменение уклона подпорных стен, увеличение их протяженности, изменение организации функциональных зон школьной территории.
Следовательно, увеличились объемы земляных масс, площади асфальтобетонного покрытия тротуаров, а также изменилась геометрия съездов, примыкающих и пожарных проездов.
Изменились условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 2 условий подключения, являющихся приложением №1 к договору №574 от 25.08.2021, водопровод возможно выполнить из высокопрочных чугунных труб из ВЧШГ с рабочим давлением 1,6 Мпа (соединение RJ) и фасонных частей к ним и из полиэтиленовых труб ПЭ 100 SDR 68 (ГОСТ 18599-2001).
Дополнительным соглашением №2 от 03.07.2024 к договору №574/857-21 от 25.08.2021 условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения №УП-510 были изменены: водопровод возможно выполнить из высокопрочных чугунных труб из ВЧШГ с рабочим давлением 1,6 Мпа (соединение RJ) и фасонных частей к ним, из стальных труб с внутренним и наружным полимерным антикоррозийным покрытием ГОСТ 10704-91 и из полиэтиленовых труб ПЭ 100 SDR 11 (ГОСТ 18599-2001).
В указанном случае изменяется отношение диаметра трубы к толщине стенки, что является определяющим параметром для прочности и рабочего давления (насколько труба устойчива к нагрузке), что требует проверки экспертизой.
Истец также ссылается на то, что существенным, не зависящим от Сторон Контракта обстоятельством, которое они не могли изначально предвидеть при его заключении, помимо изменения законодательства, явилось также следующее.
В ходе строительства были обнаружены сложные грунты (скальный грунт), которые не могли быть выявлены на стадии проведения геологии. Вследствие обнаружения такого существенного обстоятельства потребовалось дополнительное изучение и внесение изменений в программу изысканий, поскольку сложный грунт может быть специфическим по составу и состоянию, а также указывать на риск возникновения опасных природных процессов или техногенных воздействий на территории, на которой осуществляется строительство.
Применительно к Объекту строительства произошла смена нулевой отметки (+49.53) устройства подпорных стен и каскада лестниц для укрепления склонов.
Изложенное, как указывает истец, повлекло необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию с последующей передачей ее на государственную экспертизу.
В результате рассмотрения скорректированной ООО ГК «Альянс» проектно-сметной документации КГАУ «Примгосэкспертиза» выдано положительное заключение от 21.06.2025 № 25-1-1-2-034495-2025 в части достоверности определения сметной стоимости в размере 4 295 833 470 рублей.
В соответствии с п. 3.4 Контракта Стороны подтверждают, что цена Контракта подлежит корректировке в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий (в том числе в части достоверности определения сметной стоимости) в органах государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цена Контракта уточняется на основании утвержденного Заказчиком сводного сметного расчета строительства Объекта включает виды работ и затраты из сводного сметного расчета строительства Объекта, подлежащие выполнению Подрядчиком.
В адрес заказчика поступило обращение ООО ГК «Альянс» (письмо от 25.06.2025 № 08.12.05/1710) с предложением о заключении дополнительного соглашения к контракту в части увеличения цены контракта до 4 295 833 470 рублей продления срока выполнения обязательств по строительству объекта.
МБУ «ДСО ВГО», рассмотрев обращение ООО ГК «Альянс», оснований для заключения дополнительного соглашения в порядке п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 № 680 не установило, ввиду чего направлен отказ в подписании дополнительного соглашения (исх. № 337 от 07.07.2025).
Отказ МКУ «ДСО ВГО» в заключении дополнительного соглашения послужил основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно пункту 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 34, 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данном Законе.
Основания для изменения существенных условий контрактов предусмотрены статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в установленных данной частью случаях.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 1315) при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий: изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов; предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются; размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»; изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Из материалов дела установлено, между сторонами уже заключались дополнительные соглашения изменяющие в сторону увеличения стоимость работ и сроков их выполнения.
Так, Дополнительным соглашением от 15.09.2022 № 6 к Контракту на основании постановления администрации города Владивостока от 12.09.2022, ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, в связи с получением положительного заключения государственной экспертизы ПК № 221438 от 03.11.2021 № 2-036979-2022 изменена цена контракта, которая составила 2 950 882 771 рубль.
Дополнительным соглашением от 29.09.2022 № 7 к контракту, заключенным также на основании постановления администрации города Владивостока № 2167 от 12.09.2022, части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, изменены сроки выполнения работ: срок выполнения работ и передачи заказчику результатов - не позднее 20.12.2024, срок ввода объекта в эксплуатацию установлен графиком выполнения 3 работ (приложение № 1 к дополнительному соглашению № 7 от 29.09.2022) – до 31.12.2024.
Также согласно информации по Идентификационному коду закупки с официального сайта https://zakupki.gov.ru/ срок действия контракта – 31.12.2025, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Данные изменения введены дополнительным соглашением №13 от 25.03.2025. Кроме того, в соответствии с Разделом 6 «Проект организации строительства» (Шифр: 709-П/20-ПОСТом 6) проектной документации общая продолжительность строительства составляет: начало строительства: февраль 2022 г.; окончание строительства - декабрь 2025 г. Самой проектной документацией, разработанной Истцом и получившей положительное заключение государственной экспертизы, предусмотрен срок окончания строительства в декабре 2025 года. Следовательно, продление срока исполнения обязательств по Контракту и срока действия Контракта не обоснованно.
В отношении доводов истца о необходимости изменения цены контракта ввиду необходимости применения сторонами коэффициентов-дефляторов и увеличение срока выполнения работ по причине наличия замечаний в проектной, рабочей, сметной документации ответчик ответил мотивированным отказом, изложенным в письме исх. № 337 от 07.07.2025.
Получив отказ, истец обратился в суд, хотя действующее законодательство о контрактной системе не предусматривает право исполнителя требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта в судебном порядке.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ от 25.04.2022 N 305-ЭС22-4781 по делу № А40-82590/2021, пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта допустимо по соглашению сторон, в том числе в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Таким образом, при соблюдении совокупности условий, установленных указанными нормами Закона о контрактной системе, существенные условия контракта, в том числе, срок исполнения контракта, могут быть изменены исключительно по соглашению сторон, однократно и по причине невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам, в том числе по причине необходимости внесения изменений в проектную документацию. Поскольку ранее срок Контракта уже продлевался по причинам, не зависящим от сторон обстоятельствам, его повторное продление недопустимо.
Согласно части 65.1. статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 данного Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. Для применения части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе необходима совокупность условий: невозможность исполнения контракта без изменений; наличие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта; решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Доказательств наличия данной совокупности условий в нарушение положений статьи 9, 65 АПК РФ истцом не представлено.
Увеличение сметной стоимости проекта само по себе не влияет на сроки выполнения работ и не является основанием для их увеличения.
Более того, суд, изучив доводы истца, приходит к выводу, что Подрядчик, являясь профессиональным участником рынка работ в исследуемой сфере принял на себя обусловленные контрактом обязательства и, заключив контракт, осознанно принял определенные предпринимательские риски.
На недопустимость изменения сторонами существенных условий государственного (муниципального) контракта, если иное не установлено законом, что обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции указано в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» основания изменения цены договора судом также из фактических обстоятельств дела не установлены.
Истец, являясь профессиональным участником гражданских правоотношений, при заключении контракта на выполнение подрядных работ, должен был предвидеть наступление обстоятельств, которые могли повлиять на объемы и сроки выполнения работ, имея представление о предмете контракта, и, как следствие, об объеме подлежащих выполнению работ в целом, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ, сроков, стоимости.
При этом сторонами путем подписания дополнительных соглашений уже неоднократно менялись и сроки, и стоимость работ.
Также необходимо учесть, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Пункт 5 статьи 161 БК РФ предусматривает, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с п. 3.5 контракта в редакции Дополнительного соглашения №11 от 19.03.2024 источник финансирования - федеральный бюджет, бюджет Приморского края, бюджет Владивостокского городского округа.
Изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов (пп. «а» п. 2 Постановления №1315).
Согласно пояснений ответчика, лимиты бюджетных обязательств, доведенные до Заказчика в рамках указанного муниципального контракта, составляют 2 950 882 771 рубль (в соответствии с Дополнительным соглашением № 11 от 19.03.2024), тогда как предлагаемым истцом дополнительным соглашением цена муниципального контракта составит 4 268 303 520 рублей 39 копеек. Истцом данный довод не опровергнут, иного расчета новой стоимости контракта не представлено. Соответственно, действительно изменение контракта согласно редакции истца приведет к выходу за пределы доведённых до ответчика лимитов, что недопустимо условиями законодательства о закупках, бюджетного законодательства.
Таким образом, только при соблюдении совокупности условий, установленных нормами Закона о контрактной системе, существенные условия контракта, могли быть изменены исключительно по соглашению сторон по причине невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам, однако такого соглашения между сторонами достигнуто не было.
Суд обращает внимание, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Поскольку статьями 34, 95 Закона о контрактной системе возможность понуждения заказчика к изменению условий контракта в судебном порядке не предусмотрена, соглашение сторон об изменении условий контракта отсутствует, суд отказывает в удовлетворении иска.
Иные доводы и возражения судом не принимаются, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела и не влияющие на вышеизложенные выводы суда по существу спора.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу необоснованности требований ООО ГК «Альянс» в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Панчешин Р.А.