Найти в Дзене
Кино, вино и домино

Фильм «Осенний марафон»

Я не помню, присутствовал ли я в детстве, при просмотре этого фильма моими родителями, и, соответственно, не помню самого фильма. А вот уже во взрослом возрасте я этот фильм точно не смотрел. Все собирался, собирался, да все как-то руки до него не доходили, хотя то и дело в этих ваших интернетах мне попадались мемы из фильма – обычно, на глаза попадается ролик с посиделками на кухне с обучением иностранного гостя советским традициям распития алкогольных напитков. А я вообще такие моменты люблю, и он, такой момент, в фильме не один – тут и те самые посиделки на кухне, и прогулка по лесу в поисках грибов и русской хтони и обсуждение этой самой попойки с разных точек зрения. Забавно. Но фильм, конечно же, не об этом. Хотя, если честно, сложно однозначно сказать, о чем этот фильм. Наверное, современные психологи сказали бы, что фильм про кризис среднего возраста. Бузыкин, которого играет Олег Басилашвили, самый яркий пример поговорки – седина в бороду, бес в ребро. Он вполне уже состоявший

Я не помню, присутствовал ли я в детстве, при просмотре этого фильма моими родителями, и, соответственно, не помню самого фильма. А вот уже во взрослом возрасте я этот фильм точно не смотрел. Все собирался, собирался, да все как-то руки до него не доходили, хотя то и дело в этих ваших интернетах мне попадались мемы из фильма – обычно, на глаза попадается ролик с посиделками на кухне с обучением иностранного гостя советским традициям распития алкогольных напитков.

-2

А я вообще такие моменты люблю, и он, такой момент, в фильме не один – тут и те самые посиделки на кухне, и прогулка по лесу в поисках грибов и русской хтони и обсуждение этой самой попойки с разных точек зрения. Забавно.

Но фильм, конечно же, не об этом.

Хотя, если честно, сложно однозначно сказать, о чем этот фильм. Наверное, современные психологи сказали бы, что фильм про кризис среднего возраста.

Бузыкин, которого играет Олег Басилашвили, самый яркий пример поговорки – седина в бороду, бес в ребро. Он вполне уже состоявшийся мужик – преподает в институте, занимается переводами книг, и, судя по всему, очень грамотный и толковый переводчик, со своими взглядами и на жизнь, и на литературу. Но по жизни он мягкий и неуверенный, который не нашел себя во всем этом, поэтому и на работе все как-то скомкано, приходится подстраиваться под начальство, и семейная жизнь какая-то невнятная, у жены (Наталья Гундарева) вечные претензии, а у него пропал аппетит к жизни.

-3

И он нашел себе отдушину – молодую девушку-машинистку Аллу (Марина Неелова), которая перепечатывает его переводы, считает его талантливым и души в нем не чает. Вот только он женат, и ее это гнетет. Да, и к тому же, она моложе его и ей мало того, чтобы он к ней заскакивал на палку чая, хочется и походов в кино, и прогулок по улицам Ленинграда, и хочется хвастаться, что это ее мужчина!

-4

Поэтому она хандрит, и ее можно понять, а Бузыкин опять не находит себя разрываясь между любовницей и женой.

Времена разные, но людские проблемы все те же. Но в те времена важно было и замуж выйти, и потом семью свою не разрушить, так они все и мучаются.

С высоты своего жизненного опыта, могу сказать, что ничего у Бузыкина с Аллой и не получилось бы, даже если бы он ушел от жены. Угодить хоть и взрослому, но все еще ребенку довольно сложно, и вскоре вылезли бы другие проблемы, которые все так же отравляли бы ему жизнь.

И дело тут именно в Бузыкине, он сам не знает, чего хочет в жизни, а если и знает, поставил на этом крест и плывет по течению, встроившись в реальность, со своими плюсами и минусами, жалея себя и не делая ничего, чтобы изменить свою жизнь. И дело тут не в женщинах, а в нем самом, но он этого принимать не хочет, и хоть фильм и заканчивается, и так понятно, что ничего не измениться в его жизни. Алла, вот только, в конце концов, перегорит, да займется собой, а он остаток жизни будет себя корить за то, что тогда не решился развестись.

Фильм печальный, и популярный был именно потому, что многие в нем видели себя, и, наверное, находили в этом своеобразную поддержку: «Вот, – мол, – не я один такой, у всех такие же проблемы и душевные терзания!». И фильм, с одной стороны, должен был показать проблему, чтобы люди задумались о том, как из этого пике выйти, но при этом, фильм и не давал подсказок, оставлял все это на додумывание самим зрителем, а зрители, думаю, часто делал совсем не те выводы, к каким подводил их Георгий Данелия.

Хотя, возможно, посмотри я его лет в тридцать, и я бы какие-то другие выводы сделал. Кто знает.