Найти в Дзене

«В андеграунд шли неуживчивые люди крепкой индивидуальной закваски…», – Владимир Немухин. К 100-летию художника

12 ноября 1925 года родился Владимир Николаевич Немухин – российский художник, один из классиков второй волны русского авангарда. Вчера к 100-летнему юбилею мастера в Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка мастера «Владимир Немухин. Игра в абстракцию». Экспозиция знакомит со всеми этапами творчества художника, демонстрируя и живопись, и графику, и скульптуру, и изделия из фарфора.
Также художник занимался коллекционированием и во многом способствовал созданию в Третьяковской галерее собрания «неофициального» отечественного искусства. А в 2006 году передал музею часть собственной коллекции, среди которых были работы его друзей. Их также можно увидеть на выставке. Но прежде, чем отправиться в Новую Третьяковку, предлагаю вам чуть больше узнать о художнике и посмотреть на его работы. Владимир Немухин появился на свет в семье, никак не связанной с искусством: его отец был из зажиточных подмосковных крестьян, а мать – из московских потомственных мещан. Ранние годы будущий

12 ноября 1925 года родился Владимир Николаевич Немухин – российский художник, один из классиков второй волны русского авангарда. Вчера к 100-летнему юбилею мастера в Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка мастера «Владимир Немухин. Игра в абстракцию». Экспозиция знакомит со всеми этапами творчества художника, демонстрируя и живопись, и графику, и скульптуру, и изделия из фарфора.
Также художник занимался коллекционированием и во многом способствовал созданию в Третьяковской галерее собрания «неофициального» отечественного искусства. А в 2006 году передал музею часть собственной коллекции, среди которых были работы его друзей. Их также можно увидеть на выставке.

Но прежде, чем отправиться в Новую Третьяковку, предлагаю вам чуть больше узнать о художнике и посмотреть на его работы.

Владимир Немухин. Фотография первой половины 1960-х годов
Владимир Немухин. Фотография первой половины 1960-х годов

Владимир Немухин появился на свет в семье, никак не связанной с искусством: его отец был из зажиточных подмосковных крестьян, а мать – из московских потомственных мещан. Ранние годы будущий художник провел в деревне Прилуки, но вскоре семья переехала в Москву.
Решение стать художником Владимир принял в 17 лет, в 1942 году. И его учеба в изостудии ВЦСПС совпала с суровыми военными годами.

«Посещал занятия, только когда выходил в ночную смену. Всю войну режим был такой: с восьми утра до восьми вечера – первая смена, а вторая неделя – смена с восьми вечера до восьми утра. Никаких тебе суббот и воскресений – выходные появились только после войны. Так и учился: после ночной смены “отсыпался” три часа и потом к часу дня шел в студию, где занимался три часа…», – вспоминал художник

Кисточки приходилось делать из собственных волос, а вместо холста использовать карту СССР, разрезанную на множество кусочков. Главным учителем для Немухина стал Петр Ефимович Соколов, который познакомил юношу с авангардом, показал журналы с произведениями Сезанна и Матисса.

В 1947 году Немухин пробовал поступать в Строгановское училище, но опоздал, так как класс живописи уже был набран. В молодости художник зарабатывал на жизнь как оформитель, плакатист и декоратор.

Владимир Немухин. Прилуки. В большой комнате 1956. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Немухин. Прилуки. В большой комнате 1956. Государственная Третьяковская галерея

В середине 50-х годов он стал частью «лианозовской группы» – объединения андеграундных художников и поэтов, чьи встречи проходили в поселке возле станции Лианозово. Также большое значение для развития творчества Немухина стало знакомство с Оскаром Рабиным. Их случайная встреча на новогоднем оформлении дворца культуры положила начало многолетней дружбе и участию в громких неофициальных выставках, включая знаменитую «Бульдозерную выставку» 1974 года. Именно благодаря ей власти были вынуждены снизить давление на неофициальное искусство.

Владимир Немухин. Москва – Лианозово. 1988. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, трафарет, холст, игральная карта, ассамбляж. 70,9 х 78,7. Частное собрание
Владимир Немухин. Москва – Лианозово. 1988. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, трафарет, холст, игральная карта, ассамбляж. 70,9 х 78,7. Частное собрание

В 1957 году Немухин поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, но вскоре был исключен. Это произошло из-за его отказа принять принципы соцреализма.

Огромное влияние на молодого художника оказал Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года и прошедшая тогда выставка современного зарубежного искусства. Особенно Владимира Немухина и его жену, художницу Лидию Мастеркову, потрясли скандинавские экспрессионисты и абстрактное искусство. После увиденного они не могли разговаривать друг с другом несколько часов.

Владимир Немухин. Абстракция. 1962. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Немухин. Абстракция. 1962. Государственная Третьяковская галерея

«Мне предлагали эмигрировать, я отказался – у меня была больна мама, родилась дочка», – говорил Владимир Немухин. Но позже он все же уехал в Германию. «Как все наши люди, которые хотели знать, что такое заграница. Не просто так вообще, на словах или в кино увидеть. А увидеть на самом деле, в жизни: что такое заграница», – объяснял он. Прожив довольно долго в Германии, в 2005 году художник вернулся в Россию.

Владимир Немухин. Фотография
Владимир Немухин. Фотография

В своем творчестве, после экспериментов с абстрактным экспрессионизмом, Немухин обрел свой уникальный стиль, создав полуабстрактные «натюрморты с картами».
Кандидат искусствоведения Андрей Ерофеев выделил
три основных этапа в творчестве Немухина. Ранний период – обращение к историческому авангарду. Затем, после выставки 1957 года, появились абстрактные пейзажи в импрессионистической манере. Третий этап – переход к предметной абстракции, ассамбляжи и коллажи.

Владимир Немухин. Без названия. 1965. Бумага, тушь, темпера, гуашь, фломастер, коллаж. 47,5 х 58,5. Частное собрание
Владимир Немухин. Без названия. 1965. Бумага, тушь, темпера, гуашь, фломастер, коллаж. 47,5 х 58,5. Частное собрание

Визитной карточкой художника стали картины с картами. Немухин избегал портретов, предпочитая им «лики» карточных фигур – джокеров и бубновых валетов. Это отчасти связано с названием сообщества художников-авангардистов начала XX века – «Бубновый валет», которое воспринималось как провокация и отказ от условностей. Для Немухина же карты стали метафорой жизни, отражением внутренних конфликтов и стремлений. Он превращал поверхность холста в поверхность игрального стола или старой стены.

Владимир Немухин. Джокер. 1980. Холст, акрил, коллаж. 120 х 110. Музей Анатолия Зверева, Москва
Владимир Немухин. Джокер. 1980. Холст, акрил, коллаж. 120 х 110. Музей Анатолия Зверева, Москва
Владимир Немухин. Композиция с картами. 1991. Холст, акрил, шпон, кожзаменитель, игральные карты, коллаж, ассамбляж. 120 х 99,8. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с картами. 1991. Холст, акрил, шпон, кожзаменитель, игральные карты, коллаж, ассамбляж. 120 х 99,8. Частное собрание
Владимир Немухин. Черный карточный стол. 1993. Холст, акрил, мел, игральные карты, шпон, коллаж. 100 х 100,6. Частное собрание
Владимир Немухин. Черный карточный стол. 1993. Холст, акрил, мел, игральные карты, шпон, коллаж. 100 х 100,6. Частное собрание
Владимир Немухин. Бубновый валет. 2012. Холст, акрил, игральные карты, коллаж. 60 х 50. Частное собрание
Владимир Немухин. Бубновый валет. 2012. Холст, акрил, игральные карты, коллаж. 60 х 50. Частное собрание

Интересна также работа Владимира Немухина в области декоративно-прикладного искусства.

«Для меня «делать фарфор» – это такой же акт творения, как создание картины, только в станковой живописи созидание происходит как бы из ничего, а при росписи фарфора уже есть «нечто» – некая серийная вещь, не обладающая художественной индивидуальностью. Её надо осмыслить пластически, а затем придать эстетическое своеобразие заключенному в ней пространству», – говорил Владимир Николаевич

Работа с фарфором, по его мнению, требовала уже имеющихся знаний и навыков. Немухин стал одним из первых шестидесятников, кто активно работал с фарфором. Его работы выходили в Люксембурге, России, Германии. А авторский фарфор второго русского авангарда начался именно с его тарелок, созданных в технике деколи.

Владимир Немухин. Серия из 11 тарелок. 2002 (Ø 32 см). Тираж 30 экземпляров
Владимир Немухин. Серия из 11 тарелок. 2002 (Ø 32 см). Тираж 30 экземпляров
Владимир Немухин. Немухин. Сервиз Tête-à-Tête из 7 предметов. Германия. 2013
Владимир Немухин. Немухин. Сервиз Tête-à-Tête из 7 предметов. Германия. 2013

Особое место в творчестве Владимира Немухина занимала скульптура. Большинство его скульптур – это оммажи, посвящения людям, оставившим след в его жизни и творчестве. Эти «пространственные композиции», выполненные из дерева или отлитые в бронзе, создают уникальные, точные образы.

Например – работа, посвященная Максимилиану Волошину, поэту и художнику. «Все видеть, все понять, все знать, все пережить» – эти слова Волошина вдохновили Немухина на авангардное произведение.

«Все видеть, все понять, все знать, все пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить» – Максимилиан Волошин

Владимир Немухин. Посвящается Максимилиану Волошину. 1998. Частное собрание
Владимир Немухин. Посвящается Максимилиану Волошину. 1998. Частное собрание
Владимир Немухин. Посвящение художнику Петру Ефимовичу Соколову. 1983. Бронза. 27,5 х 27,5 х 33 см. Музей Анатолия Зверева, Москва
Владимир Немухин. Посвящение художнику Петру Ефимовичу Соколову. 1983. Бронза. 27,5 х 27,5 х 33 см. Музей Анатолия Зверева, Москва
Владимир Немухин. Посвящение художнику Эль Лисицкому. 1983. Бронза. 16 x 16 x 16. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Немухин. Посвящение художнику Эль Лисицкому. 1983. Бронза. 16 x 16 x 16. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Немухин. Посвящение художнику Михаилу Ларионову. 1986. Дерево. 40 x 20 x 10. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Немухин. Посвящение художнику Михаилу Ларионову. 1986. Дерево. 40 x 20 x 10. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Немухин. Посвящается Булату Окуджаве. 1997. Металл. 46 х 20 х 9,5. Ивановский областной художественный музей
Владимир Немухин. Посвящается Булату Окуджаве. 1997. Металл. 46 х 20 х 9,5. Ивановский областной художественный музей

Несмотря на то, что в советское время творчество Немухина было малоизвестно, он активно участвовал в подпольных выставках. С началом перестройки его работы стали известны широкой публике, появились на официальных выставках по всему миру, а его произведения заняли место в крупнейших музеях.

Владимир Немухин. Фотография
Владимир Немухин. Фотография

Владимир Немухин стал символом нонконформизма и творческой свободы, примером того, как можно оставаться верным своим принципам.

«В андеграунд шли неуживчивые люди крепкой индивидуальной закваски. Все они верили в возможность невозможного, и каждый при этом всегда оставался самим собой, упорно пестуя и отстаивая свое художническое «я». Но, поскольку человек существует как личность, лишь «отражаясь» в других, можно говорить об этих людях «мы». Я ненавижу слово «мы», но «мы» андеграунда — это сумма отражений, противостоявшая коммунальному единомыслию, возможность разноуглубленного разнопонимания, стремление к разновидению, понимаемому как качество, органически присущее искусству», – Владимир Немухин

Владимир Немухин. Золотое болото. 1976. Холст, масло. 56 х 62. Калининградский областной музей изобразительных искусств
Владимир Немухин. Золотое болото. 1976. Холст, масло. 56 х 62. Калининградский областной музей изобразительных искусств
Владимир Немухин. Натюрморт с картами. 1989-1990. Холст, дерево, акрил, картон, игральные карты, коллаж. 100 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Натюрморт с картами. 1989-1990. Холст, дерево, акрил, картон, игральные карты, коллаж. 100 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Супер слон. 1991. Холст, акрил, коллаж. 99,7 х 90. Частное собрание
Владимир Немухин. Супер слон. 1991. Холст, акрил, коллаж. 99,7 х 90. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с раковинами. 1994. Холст на деревянном планшете, графитный карандаш, акрил, дерево, раковины, игральные карты, ассамбляж. 119,5 х 119 х 9,5. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с раковинами. 1994. Холст на деревянном планшете, графитный карандаш, акрил, дерево, раковины, игральные карты, ассамбляж. 119,5 х 119 х 9,5. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет гитарист. 1997. Холст на планшете, акрил, графитный карандаш, коллаж из игральных карт, велосипедное седло, гриф гитары, проволока, ассамбляж, воск. 100 х 70. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет гитарист. 1997. Холст на планшете, акрил, графитный карандаш, коллаж из игральных карт, велосипедное седло, гриф гитары, проволока, ассамбляж, воск. 100 х 70. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет Брутто-Нетто. 1999. Бумага, акрил, коллаж. 78,5 х 58,5. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет Брутто-Нетто. 1999. Бумага, акрил, коллаж. 78,5 х 58,5. Частное собрание
Владимир Немухин. Бубновый валет № 1. 2000. Частное собрание
Владимир Немухин. Бубновый валет № 1. 2000. Частное собрание
Владимир Немухин. Луна в Лианозове. 2005. ДВП (планшет), акрил, процарапывание, шпон, игральные карты, бумага, коллаж. 120 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Луна в Лианозове. 2005. ДВП (планшет), акрил, процарапывание, шпон, игральные карты, бумага, коллаж. 120 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет мишень. 2006. Холст, графитный карандаш, акрил, игральные карты, коллаж. 100 х 80. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет мишень. 2006. Холст, графитный карандаш, акрил, игральные карты, коллаж. 100 х 80. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с картами. 2006. Холст, акрил, игральные карты, картон, коллаж. 100 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с картами. 2006. Холст, акрил, игральные карты, картон, коллаж. 100 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Карточная комбинация. 2006. Холст, акрил, игральные карты, шпон, коллаж. 70,2 х 50,2. Частное собрание
Владимир Немухин. Карточная комбинация. 2006. Холст, акрил, игральные карты, шпон, коллаж. 70,2 х 50,2. Частное собрание
Владимир Немухин. Игра в четыре руки. 2006. Картон, акрил, карты, коллаж. 100 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Игра в четыре руки. 2006. Картон, акрил, карты, коллаж. 100 х 100. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет В. Маяковский. 2009. Бумага, акрил, гуашь, коллаж, наждачная бумага, карта. 79,8 х 58,7. Частное собрание
Владимир Немухин. Валет В. Маяковский. 2009. Бумага, акрил, гуашь, коллаж, наждачная бумага, карта. 79,8 х 58,7. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с картами. 2013. Холст, акрил, графитный карандаш, игральные карты, коллаж. 60 х 59,5. Частное собрание
Владимир Немухин. Композиция с картами. 2013. Холст, акрил, графитный карандаш, игральные карты, коллаж. 60 х 59,5. Частное собрание

Умер Владимир Немухин 18 апреля 2016 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Если вас заинтересовало творчество художника, то до 9 марта 1926 года в зале №38 Новой Третьяковки на Крымском валу можно поближе познакомиться с его произведениями.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»