12 ноября 1925 года родился Владимир Николаевич Немухин – российский художник, один из классиков второй волны русского авангарда. Вчера к 100-летнему юбилею мастера в Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка мастера «Владимир Немухин. Игра в абстракцию». Экспозиция знакомит со всеми этапами творчества художника, демонстрируя и живопись, и графику, и скульптуру, и изделия из фарфора.
Также художник занимался коллекционированием и во многом способствовал созданию в Третьяковской галерее собрания «неофициального» отечественного искусства. А в 2006 году передал музею часть собственной коллекции, среди которых были работы его друзей. Их также можно увидеть на выставке.
Но прежде, чем отправиться в Новую Третьяковку, предлагаю вам чуть больше узнать о художнике и посмотреть на его работы.
Владимир Немухин появился на свет в семье, никак не связанной с искусством: его отец был из зажиточных подмосковных крестьян, а мать – из московских потомственных мещан. Ранние годы будущий художник провел в деревне Прилуки, но вскоре семья переехала в Москву.
Решение стать художником Владимир принял в 17 лет, в 1942 году. И его учеба в изостудии ВЦСПС совпала с суровыми военными годами.
«Посещал занятия, только когда выходил в ночную смену. Всю войну режим был такой: с восьми утра до восьми вечера – первая смена, а вторая неделя – смена с восьми вечера до восьми утра. Никаких тебе суббот и воскресений – выходные появились только после войны. Так и учился: после ночной смены “отсыпался” три часа и потом к часу дня шел в студию, где занимался три часа…», – вспоминал художник
Кисточки приходилось делать из собственных волос, а вместо холста использовать карту СССР, разрезанную на множество кусочков. Главным учителем для Немухина стал Петр Ефимович Соколов, который познакомил юношу с авангардом, показал журналы с произведениями Сезанна и Матисса.
В 1947 году Немухин пробовал поступать в Строгановское училище, но опоздал, так как класс живописи уже был набран. В молодости художник зарабатывал на жизнь как оформитель, плакатист и декоратор.
В середине 50-х годов он стал частью «лианозовской группы» – объединения андеграундных художников и поэтов, чьи встречи проходили в поселке возле станции Лианозово. Также большое значение для развития творчества Немухина стало знакомство с Оскаром Рабиным. Их случайная встреча на новогоднем оформлении дворца культуры положила начало многолетней дружбе и участию в громких неофициальных выставках, включая знаменитую «Бульдозерную выставку» 1974 года. Именно благодаря ей власти были вынуждены снизить давление на неофициальное искусство.
В 1957 году Немухин поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, но вскоре был исключен. Это произошло из-за его отказа принять принципы соцреализма.
Огромное влияние на молодого художника оказал Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года и прошедшая тогда выставка современного зарубежного искусства. Особенно Владимира Немухина и его жену, художницу Лидию Мастеркову, потрясли скандинавские экспрессионисты и абстрактное искусство. После увиденного они не могли разговаривать друг с другом несколько часов.
«Мне предлагали эмигрировать, я отказался – у меня была больна мама, родилась дочка», – говорил Владимир Немухин. Но позже он все же уехал в Германию. «Как все наши люди, которые хотели знать, что такое заграница. Не просто так вообще, на словах или в кино увидеть. А увидеть на самом деле, в жизни: что такое заграница», – объяснял он. Прожив довольно долго в Германии, в 2005 году художник вернулся в Россию.
В своем творчестве, после экспериментов с абстрактным экспрессионизмом, Немухин обрел свой уникальный стиль, создав полуабстрактные «натюрморты с картами».
Кандидат искусствоведения Андрей Ерофеев выделил три основных этапа в творчестве Немухина. Ранний период – обращение к историческому авангарду. Затем, после выставки 1957 года, появились абстрактные пейзажи в импрессионистической манере. Третий этап – переход к предметной абстракции, ассамбляжи и коллажи.
Визитной карточкой художника стали картины с картами. Немухин избегал портретов, предпочитая им «лики» карточных фигур – джокеров и бубновых валетов. Это отчасти связано с названием сообщества художников-авангардистов начала XX века – «Бубновый валет», которое воспринималось как провокация и отказ от условностей. Для Немухина же карты стали метафорой жизни, отражением внутренних конфликтов и стремлений. Он превращал поверхность холста в поверхность игрального стола или старой стены.
Интересна также работа Владимира Немухина в области декоративно-прикладного искусства.
«Для меня «делать фарфор» – это такой же акт творения, как создание картины, только в станковой живописи созидание происходит как бы из ничего, а при росписи фарфора уже есть «нечто» – некая серийная вещь, не обладающая художественной индивидуальностью. Её надо осмыслить пластически, а затем придать эстетическое своеобразие заключенному в ней пространству», – говорил Владимир Николаевич
Работа с фарфором, по его мнению, требовала уже имеющихся знаний и навыков. Немухин стал одним из первых шестидесятников, кто активно работал с фарфором. Его работы выходили в Люксембурге, России, Германии. А авторский фарфор второго русского авангарда начался именно с его тарелок, созданных в технике деколи.
Особое место в творчестве Владимира Немухина занимала скульптура. Большинство его скульптур – это оммажи, посвящения людям, оставившим след в его жизни и творчестве. Эти «пространственные композиции», выполненные из дерева или отлитые в бронзе, создают уникальные, точные образы.
Например – работа, посвященная Максимилиану Волошину, поэту и художнику. «Все видеть, все понять, все знать, все пережить» – эти слова Волошина вдохновили Немухина на авангардное произведение.
«Все видеть, все понять, все знать, все пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить» – Максимилиан Волошин
Несмотря на то, что в советское время творчество Немухина было малоизвестно, он активно участвовал в подпольных выставках. С началом перестройки его работы стали известны широкой публике, появились на официальных выставках по всему миру, а его произведения заняли место в крупнейших музеях.
Владимир Немухин стал символом нонконформизма и творческой свободы, примером того, как можно оставаться верным своим принципам.
«В андеграунд шли неуживчивые люди крепкой индивидуальной закваски. Все они верили в возможность невозможного, и каждый при этом всегда оставался самим собой, упорно пестуя и отстаивая свое художническое «я». Но, поскольку человек существует как личность, лишь «отражаясь» в других, можно говорить об этих людях «мы». Я ненавижу слово «мы», но «мы» андеграунда — это сумма отражений, противостоявшая коммунальному единомыслию, возможность разноуглубленного разнопонимания, стремление к разновидению, понимаемому как качество, органически присущее искусству», – Владимир Немухин
Умер Владимир Немухин 18 апреля 2016 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Если вас заинтересовало творчество художника, то до 9 марта 1926 года в зале №38 Новой Третьяковки на Крымском валу можно поближе познакомиться с его произведениями.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного
А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»