Опытный образец среднего танка Т-34 с башней от танка Т-43 с 85-мм пушкой Д-5Т-85
В истории бронетанковой техники хватает случаев, когда боевая машина, оставшаяся в опытном экземпляре, помогала в развитии другого танка. В частности, это касалось башен, которые оказывались без шасси, а затем их "трудоустраивали" на других танках. Или, по крайней мере, брали эти самые башни за основу. Иногда даже танки "вырастали" из башни, как это было, например, с Pz.Kpfw.IV. При этом не редкостью было то, что подобные "кентавры" превращались в настоящие "рабочие лошадки", выпускавшиеся большой серией и десятилетиями состоявшие на вооружении разных стран.
Сразу две такие башни образовались в 1943 году. Первая стала результатом программы разработки Medium Tank T23, перспективной боевой машины, которая должна была сменить Medium Tank M4. Но по ряду причин замены не получилось. А вот его башня, вместе с 76-мм пушкой, оказались очень кстати. Практически такая же башня прописалась на семействе Medium Tank M4(76). Похожая история случилась с башней советского опытного танка Т-43 второго варианта. Результаты испытаний данной башни, установленной на танк Т-34, стали основой для создания Т-34-85.
Причины, по которым Т-43 не пошел в серию, указывают разные. Вплоть до таких, которые не выдерживают никакой критики. В реальности данный танк попросту не успевал за растущими тактико-техническими требованиями. Особенно это стало очевидно после окончания Курской битвы, в которой немцы применили новые образцы бронетанковой техники. После нее появилось задание на установку в башню Т-43 нового орудия - 85-мм танковой пушки Д-5Т-85. Уже в сентябре 1943 года макет орудия установили в башню Т-43, выяснилось, что орудие вполне успешно в нее вписалась. А вот требование усилить толщину лба до 90 мм было уже невыполнимым. Это повышало боевую масса до 35 тонн.
Между тем, ситуация вокруг Т-34 была еще хуже. Весной 1943 года возобновились работы по 57-мм танковой пушке ЗИС-4, которая снова стала актуальной. Связано это оказалось с появлением немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Обстрел трофейного танка №121 показал, что 76-мм пушка Ф-34 не пробивает борта немецкого "зверя" даже в упор. В отличие от ЗИС-2. Но на Курской Дуге появились "Пантеры", что заставило приостановить работы по ЗИС-4. В сентябре 1943 года главным направлением стало создание 76-мм пушки С-54, с баллистикой зенитки 3-К. Но и это орудие являлось полумерой.
На этом фоне башня Т-43 стала выглядеть в совсем ином свете. Если перспективы, на которой она стояла, становились всё более туманными, то с башней ситуация выглядела совсем иначе. Расширение диаметра башенного погона, на котором настояло ГАБТУ КА, положительным образом сказалось на работе расчета, это указывалось комиссией, проводившей испытания танка. При этом комиссия требовала добавить спинку на месте командира, а также наблюдалось постепенное сползание наводчика влево во время движения. В случае с заряжающим отмечалось отсутствие сиденья и подножки, также он периодически задевал головой торсион люка. Скорострельность орудия Ф-34 выросла до 13 выстрелов в минуту. У Т-34 в тех же условиях она составила 10 выстрелов в минуту. Наконец, у башни Т-43 по второму варианту заметно улучшилась обзорность.
Таким образом, осенью 1943 года сложилась ситуация, когда имелось серийное шасси со стремительно устаревавшей башней (Т-34), и удачная башня от шасси, не имевшего более перспектив (Т-43). После проверки установки орудия Д-5Т-85 в башне Т-43 идея перестановки башни на Т-34 сформировалась окончательно. Следует отметить, что препятствия для перехода на погон диаметром 1600 мм были отнюдь не в станках, как это часто декларируется. Куда более важным моментом являлись объемы выпуска, которые, при переходе на новый погон, временно проседали. Поэтому КБ-520 и лично А.А. Морозов сильно упирались, доведя ситуацию до того, что исходно Т-34-85 по-тагильски выглядел как Т-34 с двухместной серийной башней и 85-мм пушкой С-53. Именно эта башня фигурировала в постановлении ГКО №4873сс от 1 января 1944 года. Ее многие восприняли как башню Т-34-85 с "узким" погоном, хотя на самом деле это обычная "гайка" с 85-мм пушкой.
Работы по переделке двух образцов Т-34 на новые башни шли скорее вопреки желаниям завода №183. Активности по данным работам пошли с октября 1943 года, при этом в утвержденном плане опытных работ завода №183 "танк Т-34 с погоном 1600 мм и 85-мм пушкой" шел под первым номером. В начале ноября 1943 года на завод №183 пришел запрос из ГБТУ КА насчет заводской документации по танку. Впрочем, в Нижнем Тагиле документация не поспевала за работами в металле. Посему документация ожидалась к 27 ноября. При этом два образца Т-34 с башнями Т-43 были готовы раньше этой даты.
Операция по замене башни оказалась не такой уж сложной. Фактически понадобилось заменить подбашенный лист, а на бортах корпуса, в районе погона, появились накладки-усилители. Также некоторым изменениям подверглось место стрелка-радиста. Он перестал быть радистом, поскольку радиостанция теперь находилась в башне, ей пользовался командир. В связи с этим радиостанцию изъяли, а антенный порт в корпусе ликвидировали, заварив от него отверстие. Стоит отметить, что башня с пушкой Ф-34 была поставлена скорее "на всякий случай", ибо интерес вызывало, прежде всего, орудие Д-5Т-85.
Пока завод №183 занимался документацией по Т-34 с башней Т-43 и 85-мм орудием, опытный образец прошел полигонные испытания. Проводились они в период с 20 по 23 ноября 1943 года на Гороховецком АНИОП. Комиссию по испытаниям возглавил полковник Е.А. Кульчицкий, помимо представителей ГАУ КА, ГБТУ КА и НКВ, в нее вошли два представителя НКТП, а также П.Ф. Муравьёв, один из ведущих инженеров ЦАКБ. Его присутствие было отнюдь не случайным: новую башню в ЦАКБ очень быстро оценили, новые танковые пушки проектировались как раз под нее. При этом параллельно проектировали и С-53 для установки в "гайке".
В ходе испытаний удалось добиться прицельной скорострельности 6 выстрелов в минуту. Также определялась эффективность стрельбы по движущимся целям, ее признали вполне удовлетворительной. В ходе испытаний выяснилось, что наиболее удобной укладкой для заряжающего является та, что находилась в кормовой нише. А вот укладка первой очереди оказалась менее удобной. Усилия на маховиках механизмов наводки были на уровне Т-34, но их посчитали значительными (8-10 кг для подъемного механизма и 7 кг для поворотного). Главным результатом стало то, что боевое отделение получилось достаточным для работы трех номеров расчета. При этом комиссия указала, что 1600 мм - это минимально возможный диаметр погона для трехместной башни.
Естественно, нашлись недочеты, в основном производственного характера. Также комиссия рекомендовала ввести ножной электроспуск. Тем не менее, главные выводы были сделаны. Новая башня позволила, наконец, нормально разместить трех человек, а также более мощное орудие. Кроме того, обзорность у башни Т-43 была выше, чем у башни Т-34. После доработки рекомендовалось данную башню поставить в серийное производство. Но этого не произошло. Во-первых, башня была тяжелее штатной "гайки", требовалось создать облегченную конструкцию. Во-вторых, считалось, что "башня с расширенным погоном" должна появиться как дополнение к Т-34 с 76-мм пушкой С-54. То есть всё еще возникали опасения насчет просадки объемов выпуска Т-34.
Именно по этой причине появилась установка 85-мм пушки С-53 в штатной башне Т-34. Испытывали ее в период с 26 по 31 декабря 1943 года. При этом в башню Т-43 поставили 85-мм танковую пушку ЛБ-1. В общем-то, испытания оба орудия не выдержали, но С-53 признали более перспективной. При этом комиссия еще раз указала, что наилучшим решением является башня с расширенным погоном. Так в итоге получилось, что башня Т-43 на корпусе Т-34 осталась опытной, та же судьба ждала Т-34 со штатной башней и 85-мм пушкой С-53. А в серию первым пошел совсем другой танк - Т-34-85 выпуска завода №112, с двухместной башней и 85-мм пушкой Д-5Т-85. Двухместной она была недолго, уже с марта 1944 года в Горьком и Нижнем Тагиле стали выпускать Т-34-85 с орудиями С-53 и трехместными башнями.
Список источников:
ЦАМО РФ
РГАЭ
Другие материалы о танках семейства Т-34:
Т-34 из танкового корпуса Полубоярова в качестве музейного прототипа
Рассказ о танке Т-34 производства Сталинградского Тракторного Завода из коллекции парка "Патриот"
Рассказ о танке Т-34 из колонны "Комсомолец Казахстане" выпуска завода №112, находящемся на Поклонке
Мысли не о той башне для 85-мм пушки С-53
История экранировки Т-34, разработанной в конце 1942 года заводом №112 и примененной летом 1943 года
Рассказ о Т-34-85 производства завода №174 июля 1944 года, находящегося в парке "Патриот"
Тагильская Т-34-85 с ГСВГ-шным тюнингом
Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади
Популярно о Т-34, главном советском танке Великой Отечественной войны