Обязательно ли корректировать стихи?
🔸 Некоторые поэты считают, что корректирование стихов – дело десятое, а то и двадцатое. Мол, главное, вдохновение, чтобы «сердце горело и душа пылала». А уж что-то поправить – на это есть специалисты.
Я не иронизирую, просто не разделяю мнения «пишу для себя, для души, пусть читают те, кто хочет». Любая публикация (в том числе в сети) – это уже не «для себя». Поэт сам может быть отличным специалистом в какой-то сфере, но вовсе не знатоком русского языка. И все же представить стихи грамотно – он обязан. Читатель может простить незначительные ошибки, но вряд ли не заметит сплошные огрехи.
🔸 Другие поэты корректируют стихи, но толком не знают, как это делать правильно. Часто смешивают редактирование и корректирование. В результате все сводится к исправлению «видимых» ошибок, что, надо сказать, тоже хорошо.
🔸 Третьи «пропускают» стихи через самые разные программы, которых сейчас много: от подчеркивания ошибок «Вордом» до ИИ. Программы – дело хорошее, но многого не учитывают: например, исключений из правил, факультативной пунктуации, обоснованности авторских знаков и т.д.
🔸 Четвертые же ищут корректора, поскольку считают себя недостаточно грамотными.
Все это свидетельствует о том, что поэтам важно знать ответы на следующие вопросы:
► что значит – «корректировать» стихи;
► на какие группы делятся ошибки;
► как правильно организовать работу по корректированию;
► как корректировать стихи самостоятельно, что при этом нужно учесть;
► как найти корректора и быть уверенным, что он специалист.
Материала будет много, он будет полезен и для поэтов, и для прозаиков. В конце я обязательно дам таблицу и расскажу об этапах работы, приведу примеры корректирования и редактирования.
I. Что такое «корректирование» стихов?
Корректирование стихов – всего-навсего поиск разного рода ошибок и их исправление. Однако некоторые ошибки видны сразу, а чтобы обнаружить другие, нужно внимательно вчитаться в каждую строку. Начнем с первых.
II. «Видимые» ошибки
1. Опечатки, орфографические ошибки
Тут все понятно, если сомневаемся – заглядываем в словари. Итак, сюда отнесем:
► опечатки,
► орфография (ошибка в слове)
2. Фонетические ошибки
Фонетические ошибки связаны с неправильным образованием звука, с взаимодействием звука с другими звуками. Некоторые из этих ошибок могут свидетельствовать о серьезной проблеме: о фонетических отклонениях.
Дело в том, что ошибки этого рода часто принимают за опечатки. Хорошо, если так. Иногда они связаны не только с невниманием или незнанием орфоэпических норм и правил, но и с психическим здоровьем. В этом случае ошибки подобного рода можно не увидеть ни при первом прочтении, ни при пятом. Потому нужно знать хотя бы основные:
► Ассимиляция. Уподобление одного звука другому в слове:
побетить (победить), колидор (коридор).
► Добавление гласных в конце слова:
играти (играть), сияниее (сияние).
► Метатезис. Непроизвольная перестановка двух звуков или слогов в слове. Известный пример: ведмедь (медведь).
► Субституция (типичная или нетипичная замена звуков). Вместо нужного звука произносится или пишется сходный по способу образования, по месту артикуляции или же совсем другой:
ельф (эльф), пянсе (пенсе), хоцу (хочу).
► Упрощение стечения согласных. Выпадение, (в том числе непроизнесение) одного из согласных звуков в группе из 2 – 4 согласных:
лесница (лестница), чуствовать (чувствовать), зыграть (взыграть).
► Элизия. Пропуск, опускание звука (гласного или согласного) или слога в слове:
эксперинт (эксперимент), обяние (обаяние)
3. Морфологические, словообразовательные, грамматические ошибки
Морфологические ошибки связаны с образованием форм слова, с нарушением его морфологической структуры. Выделим основные группы.
► Ошибки в образовании форм основных частей речи. (Например, неправильное склонение форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, спряжения глаголов, образования деепричастий и причастий; неправильное образование степеней сравнения и др.):
погромче (громче), красивше (красивее), абрикос (абрикосов), инженера (инженеры), пятистами (пятьюстами), ихний (их), пишит (пишет), ложить (класть), написавши (написав), лижащий (лижущий).
► Ошибки в образовании форм вспомогательных частей речи:
вследствии (вместо предлога вследствие), в виду (ввиду).
► Неправильное образование слова при помощи приставки или суффикса: безпомощный (беспомощный), подскользнуться (поскользнуться), музыкантша (музыкант), продавальщица (продавщица).
Там, где билося сердце… (билось)…
Я не был тогда еще страждущ, (страждущим)
И в жизни был многому рад…
Как будто небо убаюкав,
И днем осталася (осталась) она…
► Ошибки при образовании сложных слов:
долго-играющий (долгоиграющий), двуэтажный (двухэтажный).
► Создание несуществующих слов (необоснованное).
Если стихи корректирует специалист, он обязательно скажет: «Такого слова не существует».
Мы возрастили (вырастили) поколенья,
Совсем не помнящих (поколенья непомнящие) родства…
А в лесу, а в лесу
щебетает (щебечет) синица…
4. Пунктуационные, синтаксические, грамматические ошибки
Знаки пунктуации могут быть поставлены в ненадлежащем месте, могут заменяться на неподходящий по значению (например, использование двоеточия вместо тире и наоборот) либо вообще отсутствовать.
► Общая проверка постановки знаков препинания (в том числе в прямой речи, при цитировании и т.д.).
► Проверка обоснованности разбивки предложения. Часто разбиваются сложносочиненные предложения, в результате чего новое предложение начинается с подчинительного союза.
► Проверка обоснованности порядка слов в предложении (например, часто отсутствует необходимое подлежащее; нарушается связь между подлежащим и сказуемым, неверное употребление предложений с причастными, деепричастными, сравнительными и другими оборотами, пропуски членов предложения и т.д.)
► Проверка обоснованности инверсии.
Я получаю больше чести,
Чем по закону дано мне…
День который за окнами дождь…
► Нарушения связи: согласования, управления, дополнения, единственного и множественного чисел и др.
Издавна Париж был город (городом) грязных улиц…
Полёт сознанья, мыслей суматоха
Порой нас укрывает (укрывают), точно плед…
5. Стилевые ошибки
► Прописная и строчная буквы. Не стоит писать слово с большой буквы, даже если очень хочется. Не всегда это уместно.
А Он давно искал Её повсюду…
► Необоснованные просторечия, диалектизмы, сленг, жаргон.
Хоть (хотя) снаружи всё будет в покое...
Я хочу, чтоб (чтобы) среди всех мужчин…
► Выявление необоснованной тавтологии (повторов) и плеоназма:
Уходила с порога зима,
Забирая метель, вьюгу, стужу… (здесь: синонимы)
И берёзки – леса берегини –
К зимнему готовятся ко сну…
Любовь я встретил в мае месяце
И тихо-тихо прошептал…
В прозе тавтологии тоже хватает. Примеры от Алексея Ладо:
«Солнышко, своими лучами, светит и освещает все вокруг».
«День завершает эпилог».
«Раздался мощный взрыв, осветивший все вокруг огненным столбом огромного пламени»,
«Все произошло внезапно и очень неожиданно».
"Видимые" ошибки исправить не составит особого труда, а вот "невидимые"... О них мы и поговорим далее.
Продолжение следует
Автор статьи: Наталья Романова
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.