Вид прозы: рассказ (1970), сборник рассказов «Ночная смена», 18+
Внимание! Спойлеры!
Сюжет: Холл с недавнего времени работает на Гейтс-Фоллзской текстильной фабрике, загружая и обслуживая трепальную машину. Данное место его вполне устраивает: зарплата, более спокойные и прохладные ночные смены, да и в целом большую часть времени - «сам себе паровоз»:
Единственное, что здесь удручало, так это крысы
Во время кратковременных перерывов Холл развлекает себя тем, что швыряет в многочисленных снующих крыс пустые консервные банки, валяющиеся вокруг.
Прораб Уорвик предлагает Холлу подколымить в выходные дни праздника Четвертого июля: группе рабочих надлежит очистить полуподвальное помещение фабрики от многолетнего хлама:
– Кто-то из городского комитета желает войти в совет директоров?
В назначенный день сверхурочники в количестве пяти-шести человек спускаются на этаж ниже красильного цеха и при помощи мощных брандспойтов приступают к расчистке кишащего огромными крысами полуподвального этажа:
Они были похожи на гномов. Бог их знает, чем они тут питались
Расчистив мусор в полуподвале, рабочие обнаруживают заржавелые люки, ведущие в ранее неизвестный подвал фабрики.
А, между тем, между прорабом Уорвиком и Холлом медленно, но неумолимо зреет межличностный конфликт.
Драмы главных героев: Пусть главных героев будет двое тех, личности и взаимоотношения которых в наибольшей степени раскрыты в рассказе.
Холл – молодой мужчина, одинокий бродяга, разнорабочий. Долго скитаясь и перебрав множество профессий, остается жить в Гейтс-Фоллз штата Мэн и работать на местной текстильной фабрике. Более-менее образован (учился в колледже). Без определенных целей в жизни, эдакий «перекати-поле». Испытывает неприязнь к прорабу Уорвику на почве придирок со стороны последнего. Так как умышленно толкнул Уорвика в лапы так называемой крысиной матки, отрицательный герой, убийца. Неудачник.
Уорвик (он же мистер Прораб) – прораб на текстильной фабрике Гейтс-Фоллза и непосредственный начальник Холла. Коренастый мужчина средних лет. Из зависти к образованию Холла и его независимости постоянно цепляется к молодому человеку:
– Да ты совсем рехнулся, мальчик из колледжа!
Решил сэкономить на профессиональных грузчиках и дератизаторах, поэтому привлек к грязным работам по расчистке полуподвальных помещений простых работников фабрики. Отрицательный герой. Неудачник.
Развязка (она же концовка):
Спустившиеся в подвал Холл, прораб Уорвик и Висконский обнаруживают там полчища огромных мутировавших крыс и летучих мышей:
И вдруг Холлу показалось, что он наконец-то увидит то, что подсознательно искал все эти годы, проведенные в бесцельных метаниях по стране
От увиденного Висконский в ужасе бежит обратно к лестнице и поднимается в полуподвал, к другим ребятам. Уорвика съедает крысиная матка размером с теленка. Холл тоже устремляется к спасительной лестнице, но добежать до нее не успевает: мужчину заживо съедают крысы.
На следующее утро оставшиеся в полуподвале рабочие, так и не дождавшись возвращения Холла и Уорвика, решили посетить подвал, чтоб их найти:
Вернулся Стивенсон с фонариками; и через несколько минут они начали спускаться
У рассказа открытый, но совсем не обнадеживающий финал.
Изюм произведения: на первый взгляд, автор представляет Читателям типовую страшилку. Но это только на первый и самый неискушенный взгляд.
А на второй сквозь книжные строки видна вся степень глубины человеческой мусофобии: от несметного полчища крыс до максимального количества их возможных мутаций и перерождений!
Кинг в данном рассказе буквально смакует интуитивный, глубинный страх людей перед грызунами. И наглядно демонстрирует две возможные реакции на такой страх: либо бежать, либо замереть. Именно эти реакции на первородный страх и роднят до сих пор человека с животными.
Пасхалочки: прямо не найдены, но.
Крысы как второстепенные герои сюжетов периодически мелькают в произведениях Стивена Кинга: «1922», «Нона», «Поселение Иерусалим», «Долорес Клейборн».
Экранизации: в 1990 году рассказ экранизирован одноименным фильмом с Дэвидом Эндрюсом в роли Холла (этот же актер сыграл генерала Роберта Брюстера в «Терминаторе-3: Восстание машин»).
Фильм снят довольно подробно по рассказу, в нем только немного изменены имена и количество действующих лиц, добавлена небольшая любовная линия у главного героя, слегка расширен сюжет.
Плюс в одном из начальных эпизодов трепальная машина становится «убийцей» - предшествующий Холлу работник погибает, упав в нее. Образ машины-убийцы взят из рассказа Кинга «Мясорубка», по сюжету которого работница прачечной гибнет в глубинах «восставшего из ада» автомата для глажки и сушки белья.
Критики кинокартину разгромили, сам Кинг назвал фильм «эксплуатационным».
На мой же субъективный взгляд, получился довольно типичный (обычный) проходной американский хоррор, где много крови, противных и бу-моментов, тупых шуток и придирок взрослых людей друг к другу на ровном месте, а лицо главного героя все время неприятно лоснится (сальное не равно потное!). Кино хоть и на разок, но его досматриваешь до конца! Концовка «картонная» – в фильме Холл не только убивает подвальное чудовище, но и сам остается в живых.
А еще в экранизации внимательный зритель усмотрит едва заметный «прогиб» в сторону автора оригинального произведения: фабрика носит имя Бахмана, а, как известно поклонникам творчества Кинга, это один из псевдонимов последнего.
Моя оценка твердая «3». А «3» - далеко не «2», прошу заметить!)
P.S. Самая древняя и самая сильная человеческая эмоция - это страх (Г.Ф. Лавкрафт).