Найти в Дзене
СТИВЕН КИНГ forever!

37. НОЧНАЯ СМЕНА

Вид прозы: рассказ (1970), сборник рассказов «Ночная смена», 18+ Внимание! Спойлеры! Сюжет: Холл с недавнего времени работает на Гейтс-Фоллзской текстильной фабрике, загружая и обслуживая трепальную машину. Данное место его вполне устраивает: зарплата, более спокойные и прохладные ночные смены, да и в целом большую часть времени - «сам себе паровоз»: Единственное, что здесь удручало, так это крысы Во время кратковременных перерывов Холл развлекает себя тем, что швыряет в многочисленных снующих крыс пустые консервные банки, валяющиеся вокруг. Прораб Уорвик предлагает Холлу подколымить в выходные дни праздника Четвертого июля: группе рабочих надлежит очистить полуподвальное помещение фабрики от многолетнего хлама: – Кто-то из городского комитета желает войти в совет директоров? В назначенный день сверхурочники в количестве пяти-шести человек спускаются на этаж ниже красильного цеха и при помощи мощных брандспойтов приступают к расчистке кишащего огромными крысами полуподвального этажа: О

Вид прозы: рассказ (1970), сборник рассказов «Ночная смена», 18+

Фото находится в свободном доступе в Интернете
Фото находится в свободном доступе в Интернете

Внимание! Спойлеры!

Сюжет: Холл с недавнего времени работает на Гейтс-Фоллзской текстильной фабрике, загружая и обслуживая трепальную машину. Данное место его вполне устраивает: зарплата, более спокойные и прохладные ночные смены, да и в целом большую часть времени - «сам себе паровоз»:

Единственное, что здесь удручало, так это крысы

Во время кратковременных перерывов Холл развлекает себя тем, что швыряет в многочисленных снующих крыс пустые консервные банки, валяющиеся вокруг.

Прораб Уорвик предлагает Холлу подколымить в выходные дни праздника Четвертого июля: группе рабочих надлежит очистить полуподвальное помещение фабрики от многолетнего хлама:

– Кто-то из городского комитета желает войти в совет директоров?

В назначенный день сверхурочники в количестве пяти-шести человек спускаются на этаж ниже красильного цеха и при помощи мощных брандспойтов приступают к расчистке кишащего огромными крысами полуподвального этажа:

Они были похожи на гномов. Бог их знает, чем они тут питались

Расчистив мусор в полуподвале, рабочие обнаруживают заржавелые люки, ведущие в ранее неизвестный подвал фабрики.

А, между тем, между прорабом Уорвиком и Холлом медленно, но неумолимо зреет межличностный конфликт.

Драмы главных героев: Пусть главных героев будет двое тех, личности и взаимоотношения которых в наибольшей степени раскрыты в рассказе.

Холл – молодой мужчина, одинокий бродяга, разнорабочий. Долго скитаясь и перебрав множество профессий, остается жить в Гейтс-Фоллз штата Мэн и работать на местной текстильной фабрике. Более-менее образован (учился в колледже). Без определенных целей в жизни, эдакий «перекати-поле». Испытывает неприязнь к прорабу Уорвику на почве придирок со стороны последнего. Так как умышленно толкнул Уорвика в лапы так называемой крысиной матки, отрицательный герой, убийца. Неудачник.

Уорвик (он же мистер Прораб) – прораб на текстильной фабрике Гейтс-Фоллза и непосредственный начальник Холла. Коренастый мужчина средних лет. Из зависти к образованию Холла и его независимости постоянно цепляется к молодому человеку:

– Да ты совсем рехнулся, мальчик из колледжа!

Решил сэкономить на профессиональных грузчиках и дератизаторах, поэтому привлек к грязным работам по расчистке полуподвальных помещений простых работников фабрики. Отрицательный герой. Неудачник.

Развязка (она же концовка):

Спустившиеся в подвал Холл, прораб Уорвик и Висконский обнаруживают там полчища огромных мутировавших крыс и летучих мышей:

И вдруг Холлу показалось, что он наконец-то увидит то, что подсознательно искал все эти годы, проведенные в бесцельных метаниях по стране

От увиденного Висконский в ужасе бежит обратно к лестнице и поднимается в полуподвал, к другим ребятам. Уорвика съедает крысиная матка размером с теленка. Холл тоже устремляется к спасительной лестнице, но добежать до нее не успевает: мужчину заживо съедают крысы.

На следующее утро оставшиеся в полуподвале рабочие, так и не дождавшись возвращения Холла и Уорвика, решили посетить подвал, чтоб их найти:

Вернулся Стивенсон с фонариками; и через несколько минут они начали спускаться

У рассказа открытый, но совсем не обнадеживающий финал.

Фото находится в свободном доступе в Интернете
Фото находится в свободном доступе в Интернете

Изюм произведения: на первый взгляд, автор представляет Читателям типовую страшилку. Но это только на первый и самый неискушенный взгляд.

А на второй сквозь книжные строки видна вся степень глубины человеческой мусофобии: от несметного полчища крыс до максимального количества их возможных мутаций и перерождений!

Кинг в данном рассказе буквально смакует интуитивный, глубинный страх людей перед грызунами. И наглядно демонстрирует две возможные реакции на такой страх: либо бежать, либо замереть. Именно эти реакции на первородный страх и роднят до сих пор человека с животными.

Пасхалочки: прямо не найдены, но.

Крысы как второстепенные герои сюжетов периодически мелькают в произведениях Стивена Кинга: «1922», «Нона», «Поселение Иерусалим», «Долорес Клейборн».

Экранизации: в 1990 году рассказ экранизирован одноименным фильмом с Дэвидом Эндрюсом в роли Холла (этот же актер сыграл генерала Роберта Брюстера в «Терминаторе-3: Восстание машин»).

Фильм снят довольно подробно по рассказу, в нем только немного изменены имена и количество действующих лиц, добавлена небольшая любовная линия у главного героя, слегка расширен сюжет.

Плюс в одном из начальных эпизодов трепальная машина становится «убийцей» - предшествующий Холлу работник погибает, упав в нее. Образ машины-убийцы взят из рассказа Кинга «Мясорубка», по сюжету которого работница прачечной гибнет в глубинах «восставшего из ада» автомата для глажки и сушки белья.

Критики кинокартину разгромили, сам Кинг назвал фильм «эксплуатационным».

На мой же субъективный взгляд, получился довольно типичный (обычный) проходной американский хоррор, где много крови, противных и бу-моментов, тупых шуток и придирок взрослых людей друг к другу на ровном месте, а лицо главного героя все время неприятно лоснится (сальное не равно потное!). Кино хоть и на разок, но его досматриваешь до конца! Концовка «картонная» – в фильме Холл не только убивает подвальное чудовище, но и сам остается в живых.

А еще в экранизации внимательный зритель усмотрит едва заметный «прогиб» в сторону автора оригинального произведения: фабрика носит имя Бахмана, а, как известно поклонникам творчества Кинга, это один из псевдонимов последнего.

Моя оценка твердая «3». А «3» - далеко не «2», прошу заметить!)

P.S. Самая древняя и самая сильная человеческая эмоция - это страх (Г.Ф. Лавкрафт).

Всем Добра, увлекательных прочтений и просмотров!