12 ноября исполнилось 90 лет со дня рождения легендарной актрисы и певицы, народной артистки СССР Людмилы Гурченко, которая ушла из жизни в 2011 году. Судьба прославленной артистки связана и с Беларусью.
Сценарий прославившей Гурченко «Карнавальной ночи» написал поэт из Орши
Людмила родилась в 1935 году в Харькове, а актерское образование получила в Москве, окончив в 1958 году ВГИК. Знаменитой она стала еще студенткой третьего курса, когда в 1956 году на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Гурченко сыграла главную роль и спела хит на все времена «Пять минут».
Она спела «но бывает, что минута все меняет очень круто, все меняет раз и навсегда», и навсегда стала знаменитой. С этого момента Людмилу Марковну будут смотреть и слушать в миллионы глаз. А еще с интересом читать, что она написала в своих книгах о себе, и каком повороте ее эпатажной жизни написали журналисты.
Кстати, сценарий «Карнавальной ночи» вышел из-под пера писателей Владимира Полякова и Бориса Ласкина. Ласкин родился и вырос в Орше, прожив удивительную жизнь, о которой мы писали подробно. А через два года после «Карнавальной ночи» на экраны вышла музыкальная комедия «Девушка с гитарой» с Людмилой Гурченко в главной роли. Сценарий вновь написали Борис Ласкин и Владимир Поляков.
Выступая в канун Нового, 1960 года, Ласкин рассказывал историю, которая подтверждает, что таких чиновников как Огурцов из «Карнавальной ночи», в стране было полным-полно:
- Когда на экраны вышла наша комедия «Карнавальная ночь», мы получили много писем. Среди них было и такое: «Огурцов, которого вы изобразили, выдуман от начала до конца. Лично я, клубный работник, не встречал такого Огурцова, а если вы имели в виду т. Манухина С. Ф. из районного Дома культуры, то нужно было так и сказать…».
«Ах, как та роль мне была близка! Очень родная роль»
Приезжала Людмила Марковна в Беларусь и на съемки фильмов. В книге «Люся, стоп!» Гурченко писала:
«Еду в Минск. Там интересная роль. «Прости нас, мачеха Россия». Героиня, член комиссии по расследованию преступления, совершенного в годы войны, начинает сопереживать преступнику, понимая, что тот обвинен несправедливо. За правду, которую ей на суде не дают сказать, она кончает свою жизнь самоубийством. Она бывшая летчица, хотя по ее кокетливому изящному костюму никогда не подумаешь. Блистательный художник по костюму Элла Семенова. Какая светлая чистая картина! А какой Будрайтис! Вот же загадочный артист. Столько мощи внутри, а внешне спокоен. Прекрасно мы работали с режиссером Юрием Елховым. Но что поделаешь, наши герои на тот момент были несовременны. Нужно только бьющее по нервам и по мозгам. О войне вообще перестали говорить. А она живет во мне. Я с ней выросла и возмужала. Ах, как та роль мне была близка! Очень родная роль».
Фильм белорусского режиссера Юрия Елхова вышел на экраны в 1990 году.
- Я безумно люблю Минск. Когда я снималась здесь в картине «Прости нас, мачеха Россия», где моя героиня кончает жизнь самоубийством, я каждое воскресенье ездила в Хатынь. Мне это было нужно, чтобы вспомнить свое военное детство, - рассказывала Гурченко aif.by.
В 1992-м году на «Беларусьфильме» был снят многосерийный телефильм «Белые одежды» белорусского режиссера Леонида Белозоровича, в котором Гурченко сыграла роль Антонины Тумановой. Фильм, снятый по роману Владимира Дудинцева, рассказывает о трагедии, постигшей в конце 1940-х - начале 1950-х советскую генетику.
И в том же 1992-м на экраны вышла мелодрама «Прощальные гастроли», которую снял белорусский режиссер Виталий Дудин. Почти все действие фильма происходит в купе поезда. Четыре провинциальные актрисы едут с гастрольным спектаклем в Москву. Дудин рассказывал sb.by:
- У нее было потрясающее чутье, она моментально тебя оценивала. Знаешь ли ты жизнь? Владеешь ли профессией? В картине «Прощальные гастроли» она заменила Элину Быстрицкую, которая в какой-то момент отказалась от работы. У меня было несколько дней на то, чтобы найти замену, потому что с Ольгой Остроумовой и Ниной Усатовой договорились снять фильм за месяц их летнего отпуска. Позвонил Людмиле Марковне, и она неожиданно согласилась.
В 1970-х Людмила Гурченко запомнилась по ролям в картинах «Соломенная шляпка», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», а в 1980-х по любимым в народе комедиям «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби».
Кстати, Гурченко так рассуждала о своей работе с различными режиссерами:
- Если режиссер знает, какого персонажа он хочет видеть в своем фильме, то я ему выдам кого угодно. А ежели он сам не до конца видит полную картину и говорит мне «ну сыграйте как-нибудь по-другому»? Я «как-нибудь по-другому» не умею. Мне четко надо сказать, кого он хочет видеть. Вот так и получается, якобы я истерики закатываю, а потом говорят, что у Гурченко скверный характер!
За полгода до ухода Гурченко приехала в Минск
Людмила Гурченко не раз выступала в Минске и других белорусских городах с творческими вечерами, а когда открылся «Славянский базар», то была в Витебске желанным гостем.
Людмила Марковна ушла из жизни 30 марта 2011 года. За полгода до смерти, в ноябре 2010-го, она приезжала в Минск на кинофестиваль «Листопад», чтобы представить свою режиссерскую работу «Пестрые сумерки» - фильм о слепом мальчике-пианисте, который уже в четыре года по слуху играл Первый концерт Чайковского.
- Эта картина не для огромной, не для массовой аудитории, - цитировала слова Людмилы Марковны «Комсомолка». - Она для людей, которые тонко, музыкально, трепетно устроены внутри, которые очень тонко понимают то, что происходит на экране.
Прототипом главного героя стал слепой пианист Олег Аккуратов.
- Я лично знала этого мальчика и постаралась перенести все тонкости общения с ним в картину, - рассказала Гурченко. - Мама родила его в 15 лет, папе было тогда 24, и, наверное, за этим многое стоит. Его растили бабашка с дедушкой. Он часто плакал, а когда слышал музыку, то замолкал. Поэтому в три года он начал играть. В нашей стране много плохих дорог и брошенных гениев.
Еще Людмила Гурченко рассказала, что в жизни она не такой хороший водитель, как на экране. И готовить тоже не умеет.
- Я очень люблю украшать стол. Могу что-нибудь нарезать. Но то, что я буду делать сама, я не буду есть. А самое ужасное, честно признаюсь, я, когда кушают, думаю: я столько мучилась, а они сейчас все съедят. Лучше пусть ресторанное кушают.
Еще в Минске она посетовала, что ей уже никогда не сыграть «Маленькую Веру».
- Но какую-нибудь интертётю - запросто! - заверила Гурченко зрителей на прощанье.
Ранее мы писали про драмы жизни и удары судьбы актрисы из Минска Ирины Метлицкой: училась на физмате, была счастлива в браке, умерла в 35 лет.
Прочитайте, что звезда фильма «Девчата» Люсьен Овчинникова работала в Минске продавцом духов.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Петр КЛИМОВ