Найти в Дзене

Строгость и свобода: синтез противоположностей в живописи Дмитрия Кардовского

Дмитрий Николаевич Кардовский – русский и советский график, мастер книжной иллюстрации, педагог, профессор и действительный член Императорской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР. Происходил из дворян. Родился в 1866 году в Переславском районе Ярославской области. Увлеченно рисовал с детства. По настоянию деда поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. При этом стал посещать занятия в Училище изящных искусств Анатолия Оттовича Гунста, и увлечение искусством переросло в профессиональный интерес, что привело юного художника в мастерскую Николая Александровича Клодта. Ещё обучаясь в стенах Императорского университета, Кардовский твердо решил после его окончания связать свою жизнь с искусством. В итоге прошел сложный экзамен и поступил в Академию художеств под руководством Павла Петровича Чистякова. Обучался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, а также в школе Ажбе в Мюнхене. Художник экспериментировал с различными стилями, включая импресс
Дмитрий Николаевич Кардовский. Портрет работы И.Е. Репина (1897)
Дмитрий Николаевич Кардовский. Портрет работы И.Е. Репина (1897)

Дмитрий Николаевич Кардовский – русский и советский график, мастер книжной иллюстрации, педагог, профессор и действительный член Императорской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Происходил из дворян. Родился в 1866 году в Переславском районе Ярославской области. Увлеченно рисовал с детства. По настоянию деда поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. При этом стал посещать занятия в Училище изящных искусств Анатолия Оттовича Гунста, и увлечение искусством переросло в профессиональный интерес, что привело юного художника в мастерскую Николая Александровича Клодта. Ещё обучаясь в стенах Императорского университета, Кардовский твердо решил после его окончания связать свою жизнь с искусством. В итоге прошел сложный экзамен и поступил в Академию художеств под руководством Павла Петровича Чистякова. Обучался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, а также в школе Ажбе в Мюнхене.

Художник экспериментировал с различными стилями, включая импрессионизм и югендстиль, но больше внимания уделял достоверному изображению. Несмотря на эксперименты с модными направлениями, стиль Кардовского можно охарактеризовать как строгий и аналитический реализм, основанный на академической школе, но оживленный легкостью и эмоциональностью импрессионизма.

Он использовал открытия импрессионистов, но очень деликатно. Это заметно в его акварелях и гуашах. Его мазок или штрих не заглажен, а сохраняет ощущение быстроты и непосредственности. Художник мастерски изображал атмосферу, наполненную светом и воздухом. Его интерьеры и пейзажи не статичны, в них чувствуется дыхание пространства. Многие работы сознательно сохраняют характер эскиза — это придает им особую живость и очарование.

Дмитрий Кардовский. "Под Алупкой" (1910)
Дмитрий Кардовский. "Под Алупкой" (1910)
Дмитрий Кардовский. "Мостик. Этюд" (1906)
Дмитрий Кардовский. "Мостик. Этюд" (1906)

Хотя Кардовский был прекрасным живописцем, прежде всего он прославился своими графическими работами. Он виртуозно использовал линию — то гибкую и изящную, то резкую и гротесковую, в зависимости от задачи. В своих лучших иллюстрациях он достигает максимума выразительности минимальными средствами. Несколько точных линий — и перед нами готовый характер, ясна ситуация и эмоция. Искусно использовал контрасты черного и белого, создавая напряженность и драматизм. Например, в иллюстрациях к «Каштанке».

Активно работал как книжный график, в основном оформляя русскую классическую литературу: Чехова, Гоголя, Лермонтова, Грибоедова и Толстого. Также занимался политической карикатурой, создавая иллюстрации для радикальных журналов «Жупел» (Бука) и «Адская почта».

Работы Кардовского отличаются психологизмом и глубоким проникновением в текст. Он не просто изображал сцены, а передавал атмосферу литературного произведения. Созданные художником образы становятся каноническими (например, его Чичиков и Собакевич).

При работе над историческими композициями Петровской эпохи он тщательно изучал костюмы, предметы быта, архитектуру, стремясь к абсолютной достоверности.

Дмитрий Кардовский . "Солдаты Петра Великого" (1908)
Дмитрий Кардовский . "Солдаты Петра Великого" (1908)

Художественный стиль Дмитрия Кардовского — это гармоничный сплав академической дисциплины, графической виртуозности и легкой, живой импрессионистической манеры. Он не был новатором-бунтарем, как авангардисты, но был блестящим традиционалистом, который сумел обогатить строгую школу достижениями современного ему искусства. Его наследие — это эталон высокого профессионализма в книжной иллюстрации и графике, оказавшее огромное влияние на несколько поколений советских художников.

С 1907 года являлся профессором Академии художеств, имел собственную мастерскую. В 1918 году основал объединение художников, названное «Цех живописцев Святого Луки». Много преподавал, работал в Москве и Санкт-Петербурге, был членом Переславль-Залесского научно-просветительного общества.

В родном городе благодарные земляки бережно хранят память о нем. Сегодня имя Кардовского носит картинная галерея музея, Дом творчества, открытый в 1956 году в доме Кардовских, переданном Союзу художников дочерью Дмитрия Николаевича, Екатериной Дмитриевной. Именем Кардовского названа улица города и общество, объединяющее художников и скульпторов.