Дмитрий Николаевич Кардовский – русский и советский график, мастер книжной иллюстрации, педагог, профессор и действительный член Императорской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Происходил из дворян. Родился в 1866 году в Переславском районе Ярославской области. Увлеченно рисовал с детства. По настоянию деда поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. При этом стал посещать занятия в Училище изящных искусств Анатолия Оттовича Гунста, и увлечение искусством переросло в профессиональный интерес, что привело юного художника в мастерскую Николая Александровича Клодта. Ещё обучаясь в стенах Императорского университета, Кардовский твердо решил после его окончания связать свою жизнь с искусством. В итоге прошел сложный экзамен и поступил в Академию художеств под руководством Павла Петровича Чистякова. Обучался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, а также в школе Ажбе в Мюнхене.
Художник экспериментировал с различными стилями, включая импрессионизм и югендстиль, но больше внимания уделял достоверному изображению. Несмотря на эксперименты с модными направлениями, стиль Кардовского можно охарактеризовать как строгий и аналитический реализм, основанный на академической школе, но оживленный легкостью и эмоциональностью импрессионизма.
Он использовал открытия импрессионистов, но очень деликатно. Это заметно в его акварелях и гуашах. Его мазок или штрих не заглажен, а сохраняет ощущение быстроты и непосредственности. Художник мастерски изображал атмосферу, наполненную светом и воздухом. Его интерьеры и пейзажи не статичны, в них чувствуется дыхание пространства. Многие работы сознательно сохраняют характер эскиза — это придает им особую живость и очарование.
Хотя Кардовский был прекрасным живописцем, прежде всего он прославился своими графическими работами. Он виртуозно использовал линию — то гибкую и изящную, то резкую и гротесковую, в зависимости от задачи. В своих лучших иллюстрациях он достигает максимума выразительности минимальными средствами. Несколько точных линий — и перед нами готовый характер, ясна ситуация и эмоция. Искусно использовал контрасты черного и белого, создавая напряженность и драматизм. Например, в иллюстрациях к «Каштанке».
Активно работал как книжный график, в основном оформляя русскую классическую литературу: Чехова, Гоголя, Лермонтова, Грибоедова и Толстого. Также занимался политической карикатурой, создавая иллюстрации для радикальных журналов «Жупел» (Бука) и «Адская почта».
Работы Кардовского отличаются психологизмом и глубоким проникновением в текст. Он не просто изображал сцены, а передавал атмосферу литературного произведения. Созданные художником образы становятся каноническими (например, его Чичиков и Собакевич).
При работе над историческими композициями Петровской эпохи он тщательно изучал костюмы, предметы быта, архитектуру, стремясь к абсолютной достоверности.
Художественный стиль Дмитрия Кардовского — это гармоничный сплав академической дисциплины, графической виртуозности и легкой, живой импрессионистической манеры. Он не был новатором-бунтарем, как авангардисты, но был блестящим традиционалистом, который сумел обогатить строгую школу достижениями современного ему искусства. Его наследие — это эталон высокого профессионализма в книжной иллюстрации и графике, оказавшее огромное влияние на несколько поколений советских художников.
С 1907 года являлся профессором Академии художеств, имел собственную мастерскую. В 1918 году основал объединение художников, названное «Цех живописцев Святого Луки». Много преподавал, работал в Москве и Санкт-Петербурге, был членом Переславль-Залесского научно-просветительного общества.
В родном городе благодарные земляки бережно хранят память о нем. Сегодня имя Кардовского носит картинная галерея музея, Дом творчества, открытый в 1956 году в доме Кардовских, переданном Союзу художников дочерью Дмитрия Николаевича, Екатериной Дмитриевной. Именем Кардовского названа улица города и общество, объединяющее художников и скульпторов.