Найти в Дзене
Блог Петербуржца

Станция Краснофлотск. Забытая всеми Ижорская военная дорога.

И вновь Балтийский вокзал Санкт-Петербурга в объективе моей старенькой подтрёпанной камеры. С этого вокзала мы отправлялись с Вами ранее до станции Александровская, где изучали заброшенный императорский путь, обязательно посмотрите, если ещё не видели. Сегодня же мы отправляемся с Вами в другом направлении, которое обслуживает данный вокзал. Вообще надо отметить, что с недавних пор Балтийский — единственный из пяти железнодорожных вокзалов Петербурга, который обслуживает исключительно пригородные и межрегиональные электрички — поезда дальнего следования здесь гости достаточно редкие, да и те скорее исключение из правил. Надо отметить, что были и исключения. Например, с 14 декабря 2014 года по 14 февраля 2015 года вокзал обслуживал поезд дальнего следования Санкт-Петербург — Таллин. В остальном же принимал их только в нештатных ситуациях. Если же у Вас есть другая информация, как всегда ждём Вас в комментариях. Наш поезд тем временем миновал станцию Ораниенбаум 2 , откуда берет свой пут

И вновь Балтийский вокзал Санкт-Петербурга в объективе моей старенькой подтрёпанной камеры. С этого вокзала мы отправлялись с Вами ранее до станции Александровская, где изучали заброшенный императорский путь, обязательно посмотрите, если ещё не видели. Сегодня же мы отправляемся с Вами в другом направлении, которое обслуживает данный вокзал. Вообще надо отметить, что с недавних пор Балтийский — единственный из пяти железнодорожных вокзалов Петербурга, который обслуживает исключительно пригородные и межрегиональные электрички — поезда дальнего следования здесь гости достаточно редкие, да и те скорее исключение из правил. Надо отметить, что были и исключения. Например, с 14 декабря 2014 года по 14 февраля 2015 года вокзал обслуживал поезд дальнего следования Санкт-Петербург — Таллин. В остальном же принимал их только в нештатных ситуациях. Если же у Вас есть другая информация, как всегда ждём Вас в комментариях. Наш поезд тем временем миновал станцию Ораниенбаум 2 , откуда берет свой путь так называемая Ижорская военная дорога. Наша «Ласточка» везёт нас к станции Лебяжье, откуда мы с Вами и начнём наше знакомство с семикилометровой линией на Краснофлотск.

Станция Лебяжье находится в посёлке с таким же названием и когда-то была узловой. До 2011 года существовало ответвление к станции Краснофлотск, куда мы сейчас направляемся. Интересно, что, несмотря на значительные размеры станции, вокзала здесь нет. Возможно, он был разрушен в годы Великой Отечественной войны и не восстановлен позже.

Лебяжье когда-то входило в состав Ижорской военной дороги, построенной в 1907-1909 годах. Она соединяла станцию Ораниенбаум-2 с фортами Красная Горка и Серая лошадь. До 1927 года эта линия не была связана с остальной сетью железных дорог, а станции Ораниенбаум-1 и Ораниенбаум-2 оставались изолированными друг от друга. Линия к станциям Калище и Веймарн появилась позже, поэтому к исторической трассе Ижорской военной дороги она не относится.

Путь на Краснофлотск. Фото автора
Путь на Краснофлотск. Фото автора

Станция до сих пор оснащена полуавтоматической блокировкой и ручными стрелками даже на главном пути. Поскольку полностью пройти трассу Лебяжье-Краснофлотск пешком невозможно из-за обилия растительности, мы воспользуемся электропоездом и доехали до следующей остановки, Краснофлотский Карьер, откуда мы и продолжим наш путь.

Остановочный пункт 68 км, он же Краснофлотский Карьер, сегодня — самая ближайшая остановочная платформа к посёлку Форт Красная Горка, куда мы и отправляемся с Вами в наше новое железнодорожное приключение. С точки зрения пешехода или велотуриста, это не самый безопасный маршрут, ведь порою приходилось идти прямо по проезжей части, заставляя изрядно понервничать водителей авто, то и дело снующих по трассе.

По дороге к посёлку Форт Красная Горка
По дороге к посёлку Форт Красная Горка

Справедливости ради, кое-где всё же были протоптаны тропинки, но поскольку они никак не отсыпаны, то в глубокое межсезонье они, скорее всего, мало пригодны для прогулок. Однако нам повезло, и в день нашей поездки осадков не было. А учитывая необыкновенной красоты леса Ленинградской области и тонкий аромат хвои, наш путь вызывал больше положительных, нежели отрицательных эмоций.

После перекрёстка двух безымянных автомагистралей мы и вовсе наткнулись на мощёную булыжниками дорогу. Без сомнения, для ежедневной поездки на авто или велосипеде такое покрытие не особо подходит, но зато просто шикарно выглядит в окружении леса. Ещё через некоторое время показался и сам посёлок ФОРТ Красная Горка, окружённый со всех сторон болотами и непроходимыми лесами.

Станция Краснофлотск сегодня, пожалуй, одна из самых распиаренных железнодорожных локаций в окрестностях Петербургского железнодорожного узла. В отличие от посещаемых нами ранее объектов, об этом месте на просторах разнообразных видеохостингах больше всего информации, и мы, вероятно, одни из последних железнодорожных фанатов Петербурга, которые посетили и сняли это место. Поезда перестали прибывать сюда 11 января 2011 года. На некоторое время станцию, как и всю линию, держали на консервации, надеясь, по всей видимости, вновь организовать здесь пассажирское движение, однако позже было принято решение о ликвидации станции, как и всей линии, идущей от станции Лебяжье, общей протяжённостью порядка семи километров. Высокая платформа была разобрана в 2019 году, однако силами энтузиастов вокзал станции, как и пути, всё ещё сохраняются, хоть официально данный железнодорожный объект числится демонтированным. На просторах интернета ещё есть фотографии живой станции и поездов. Сейчас трудно поверить, что когда-то здесь вообще какое-либо движение. Теперь лишь гулкая тишина и время от времени лай здешних собак окружают проросшие деревьями и проржавевшие насквозь рельсы.

Вокзал станции Краснофлотск. Фото автора
Вокзал станции Краснофлотск. Фото автора

Многие побывавшие здесь отмечают, что данное место очень похоже на локации некогда популярной игры «Сталкер», действия которой разворачиваются в зоне Чернобыльской атомной станции.

Соглашусь, что в хмурую погоду так оно и есть. Порою даже не верится в реальность происходящего вокруг.

Несравнимый постапокалиптический пейзаж, который можно увидеть прямо сейчас всего в двух часах езды от шумного и современного Петербурга.

На станции Краснофлотск. Фото автора
На станции Краснофлотск. Фото автора

Как уже говорилось ранее, путь к станции Краснофлотск начинается от станции Лебяжье и тянется приблизительно 7 километров. На всём протяжении существовала и платформа Красная Горка, от которой сейчас уже ничего и не осталось. Она была также демонтирована в 2019 году. Зачем были демонтированы платформы Красная Горка и Краснофлотск, но оставлено верхнее строение пути, а также опоры контактной сети, не совсем понятно.

Горловина станции. Фото автора.
Горловина станции. Фото автора.

Что касается станции Краснофлотск, то здесь разворовано всё, что можно было унести. Не осталось ни светофоров, ни ручных стрелок, которые были здесь на всём протяжении её истории, начиная с 1909 года.

Взято из открытых источников. Спасибо автору данной карты)
Взято из открытых источников. Спасибо автору данной карты)

Чуть позже дорога была продлена дальше, и станция Краснофлотск на какое-то время перестала быть конечной. Станция стала именоваться Краснофлотск Первый, после чего был ещё разъезд 71 км и станция Краснофлотск Второй, куда можно было попасть только будучи военным, служившим на так называемом объекте 100. Сейчас найти какое-либо фото или упоминание о вышеупомянутых станциях 71 км и Краснофлотск Второй достаточно сложно, и когда туда прекратилось движение, выяснить не удалось. По всей вероятности, это произошло в девяностых. Если у вас есть более точная информация, то, как всегда, жду вас в комментариях. За тупиком станции Краснофлотск ещё можно увидеть просеку, где когда-то и пролегал путь длинною приблизительно ещё километров 6-7 к станции Краснофлотск Второй, располагавшейся в посёлке Шепелёво. По всей вероятности, совсем скоро под действием природных факторов и вандалов и станция Краснофлотск останется лишь в кадрах железнодорожных фанатов.

Ну и как же без моих грязных кросоввок? Правильно - никак!
Ну и как же без моих грязных кросоввок? Правильно - никак!

Станция Краснофлотск была частью Ижорской военной дороги, и до 2011 года линия от Лебяжье до неё являлась последним сохранившимся историческим отрезком этого маршрута. Стоит отметить, что на линии когда-то осуществлялось движение грузовых составов, а станция Краснофлотск использовалась для их стоянки. Сегодня от этого напоминают лишь четыре нитки железной дороги, которые сохранились на станции. Впрочем, любители чёрного лома медленно, но уверено растаскивают рельсы на металлоприёмки и в обозримом будущем единственным напоминанием об этой станции будет здание вокзала и опоры контактной сети.

В 2019 году группа энтузиастов провела значительную работу по очистке станции Краснофлотск. Был вырублены деревья, на свои мечта установлены рельсы. По восстановленным путям была запущена самодельная дрезина. На здании станции были установлены таблички, информирующие о её статусе памятника истории, находящегося под охраной государства. Однако это не останавливает вандалов, которые продолжают наносить ущерб вокзалу. В здании ещё сохранилась дореволюционная печь, однако посмотреть её практически невозможно, поскольку полы в вокзале прогнили, и присутствует невыносимая вонь, поскольку некоторые представители посетителей оставляют здесь следы своей жизнедеятельности.

На текущий момент, к 2025 году, на указанной железнодорожной станции не наблюдается никакой активной деятельности.

Между станциями Краснофлотск и Лебяжье значительная часть железнодорожного полотна подверглась разграблению или полностью скрылась в густых лесных массивах. В информационном пространстве распространяются предположения о возможном запуске ретро-поезда по данной линии до форта Красная Горка, но как по мне всё это лишь домыслы не имеющие под собой основания.

Рассказывая об исчезающей на глазах станции Краснофлотск, нельзя не упомянуть и форт Красная Горка, которому, по сути, и обязана своим существованием станция Краснофлотск. Первоначально, с 1907 года и вплоть до событий 1917 года, данный форт назывался Алексеевским и строился в одно время с Николаевским, известным как форт Ино.

Но вернёмся к Красной Горке. Данный форт входил в Ораниенбауманский плацдарм — область на южном побережье Финского залива, которая была отрезана от основных советских сил во времена Великой Отечественной войны. Вплоть до двухтысячных места эти были стратегическими и принадлежали военным, и для приезда в посёлок Лебяжье или Красная Горка требовался пропуск.

В наши дни здесь располагается выставка, в которую входит и одна из трёх дошедших до наших дней железнодорожных орудий калибра 305 мм ТМ-3-12. Естественно, что прибыло оно сюда по рельсам, ведь когда-то форт Красная Горка имел соединение с линией Лебяжье — Краснофлотск, причём с двух сторон.

Из подвала одной из батарей. Фото автора
Из подвала одной из батарей. Фото автора

Сейчас на средства Губернаторского гранта Ленинградской области энтузиасты пытаются потихоньку восстанавливать этот исторический объект. Будем надеяться, что эта инициатива не угаснет со временем, а дело доведут до логического конца.

Вид на Финский залив и маяк "Толбухин" (Слева в кадре) с высокого берега в Лебяжье. Фото автора.
Вид на Финский залив и маяк "Толбухин" (Слева в кадре) с высокого берега в Лебяжье. Фото автора.

Уже вечерело, и мы отправились в обратную сторону к остановочному пункту Краснофлотский карьер. К нашему удивлению, людей, ожидающих электропоезд, было немало, и вот через некоторое время со стороны станции Калище, куда мы еще обязательно доберёмся с нашей камерой, показалась и наша «Ласточка», предвкушая полуторачасовое путешествие к Балтийскому вокзалу Санкт-Петербурга, чтобы мы набрались сил, зарядили наши гаджеты и отправились в новое железнодорожное приключение.