Найти в Дзене
NOTA RE Уроки фортепиано

Что вы теряете без педагога и можно ли заниматься самостоятельно?

Рано или поздно любой начинающий пианист, посмотрев какое-то количество обучающих видео на просторах интернета, задумывается об индивидуальных уроках фортепиано. Я не просто задумалась об уроках в начале обучения, я нашла преподавателя раньше, чем купила пианино. Для меня выбор способа обучения был однозначен. Конечно, не у всех есть возможность заниматься с педагогом по ряду причин, но сегодня поговорим о том, что вы теряете, если возможность заниматься есть, но вы сознательно выбираете путь самостоятельного обучения. Расскажу про свой опыт. А вы в комментариях можете поделиться своими историями обучения. Для начала скажу, что если вы всё же вынуждены заниматься самостоятельно, просматривая видеоуроки всегда записывайте ключевые моменты: что нужно сделать и над какими задачами необходимо поработать. Затем обязательно снимайте свою игру на камеру и проверяйте, что вам удалось и что нужно исправить. Посмотрев на себя со стороны вы действительно поймете, что очень много нюансов упускаете
Оглавление

Рано или поздно любой начинающий пианист, посмотрев какое-то количество обучающих видео на просторах интернета, задумывается об индивидуальных уроках фортепиано.

Я не просто задумалась об уроках в начале обучения, я нашла преподавателя раньше, чем купила пианино. Для меня выбор способа обучения был однозначен.

Конечно, не у всех есть возможность заниматься с педагогом по ряду причин, но сегодня поговорим о том, что вы теряете, если возможность заниматься есть, но вы сознательно выбираете путь самостоятельного обучения.

Расскажу про свой опыт. А вы в комментариях можете поделиться своими историями обучения.

Для начала скажу, что если вы всё же вынуждены заниматься самостоятельно, просматривая видеоуроки всегда записывайте ключевые моменты: что нужно сделать и над какими задачами необходимо поработать. Затем обязательно снимайте свою игру на камеру и проверяйте, что вам удалось и что нужно исправить. Посмотрев на себя со стороны вы действительно поймете, что очень много нюансов упускаете из виду во время игры.

Работа над ошибками.

И это первый пункт, ради которого стоит обратиться к преподавателю. Сколько бы уроков вы не посмотрели, очень многие ошибки останутся без внимания.

Проблема в том, что даже если учитель сидит рядом и говорит что делать и что нужно исправить, ты не всегда это делаешь. Ты думаешь, что ты правильно держишь руку, а на самом деле продолжаешь играть с той же ошибкой. И те, кто занимается с преподавателями подтвердят, что даже если ты сразу после указания на ошибку исправил её, то через два-три повторения, вдруг начинаешь играть как прежде. И ошибку надо исправлять снова и снова. А какого труда будет стоить самостоятельно обнаружить у себя ошибки и проследить, чтобы они были исправлены!

Преподаватель видит не только, где ты ошибаешься, но ещё и - почему ты ошибаешься, и даёт упражнения, с помощью которых ты можешь быстро справиться с проблемой. При самостоятельной же работе, ты просто продолжаешь повторять, ожидая, что упорство всё же победит. Но часто бывает, что большое количество повторов только усугубляет ситуацию.

Теория и практика.

Если вы захотите погрузиться в музыку немного глубже, вы наверняка начнёте изучать теорию музыки и сольфеджио. Саму теорию, пожалуй, ни один преподаватель на частных уроках не объяснит подробнее, чем советские учебники. Но вот, что касается практики, тут без преподавателя, даже если вы очень организованны и замотивированы, не обойтись.

Например, когда мы изучали уменьшенные и увеличенные трезвучия, то на уроке с преподавателем мы построили все трезвучия в 10 мажорных и минорных тональностях, от каждой ступени вверх и вниз, отметили в каких видах мажора и минора они образуются, пропели, поиграли, назвали все ноты, записали всё в нотной тетради. Это совершенно другой уровень закрепления темы.

Сама же я закончила на том, что просто поняла, как строится уменьшенное и увеличенное трезвучие. Что с ними делать дальше в учебниках указаний не было.

Работа над художественным образом пьес.

И самое главное, в чём мне помогает преподаватель - это работа над художественным образом произведения. Вся моя самостоятельная работа до того, как я приношу пьесу на урок, обычно сводится просто к чистому исполнению, без ошибок, верными штрихами и с соблюдением динамики. Но я не могу сама определить, что, например, данную фразу нужно вести к данной ноте, что одну фразу нужно взять чуть помягче, а другую напротив, сыграть более настойчиво, что здесь нужно показать тот или иной характер. Я часто не слышу, что левая рука перебивает правую. Я не замечаю, что первым пальцем ударила на слабую долю. Я не отслеживаю, если где-то не додержала паузы или неверно сыграла длительности. Мне сложно работать над педализацией.

В итоге самостоятельная работа приводит только к правильному, ученическому исполнению. А вот над красивым звучанием приходится работать исключительно с преподавателем. Но я очень надеюсь, что с опытом этот навык придёт и я смогу сама разбирать пьесы не только с точки зрения правильного исполнения, но и работать над художественной составляющей.

Можно ли учиться самостоятельно? Ответ: да! Можно и нужно! Но если есть возможность хотя бы иногда обращаться к педагогу, который направит, подскажет, скорректирует вашу самостоятельную работу, ваш прогресс будет двигаться в разы быстрее.

Всем успехов в обучении!

Присоединяйтесь в наш дружный Телеграм канал начинающих пианистов Нота РЕ (Пианисты)

Заглядывайте на сайт https://nota-re.ru/lessons

И учитесь вместе со мной.