Найти в Дзене

«Цифровое Царицыно»: как МПЦ-ЭЛ берёт под контроль движение на МЦД-2

54 стрелки и 55 светофоров теперь объединены в единый цифровой контур. Один клик диспетчера — и маршрут готов, автоматика заранее видит «предотказ». Разбираем по пунктам, что именно поменялось на станции «Царицыно» МЦД-2 и почему это важный шаг для всей сети МЦД. В Москве специалисты «Нацпроектстроя» (НПС) перевели станцию «Царицыно» МЦД-2 на отечественную цифровую автоматику. Управление движением здесь обеспечивает микропроцессорная централизация МПЦ-ЭЛ разработки и производства компаний НПС. В единый цифровой контур включены 54 стрелки и 55 светофоров — все они теперь задаются, контролируются и диагностируются из диспетчерской. Главная цель — безопасность, скорость и предсказуемость графика. МПЦ-ЭЛ позволяет дистанционно управлять стрелками и светофорами, устанавливать маршруты поездов, отслеживать параметры устройств и заранее выявлять предотказные состояния. Система проектируется со встроенной киберзащитой для объектов критической инфраструктуры. МПЦ-ЭЛ — это современная цифровая с
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

54 стрелки и 55 светофоров теперь объединены в единый цифровой контур. Один клик диспетчера — и маршрут готов, автоматика заранее видит «предотказ». Разбираем по пунктам, что именно поменялось на станции «Царицыно» МЦД-2 и почему это важный шаг для всей сети МЦД.

Что произошло

В Москве специалисты «Нацпроектстроя» (НПС) перевели станцию «Царицыно» МЦД-2 на отечественную цифровую автоматику. Управление движением здесь обеспечивает микропроцессорная централизация МПЦ-ЭЛ разработки и производства компаний НПС. В единый цифровой контур включены 54 стрелки и 55 светофоров — все они теперь задаются, контролируются и диагностируются из диспетчерской.

Зачем это нужно

Главная цель — безопасность, скорость и предсказуемость графика. МПЦ-ЭЛ позволяет дистанционно управлять стрелками и светофорами, устанавливать маршруты поездов, отслеживать параметры устройств и заранее выявлять предотказные состояния. Система проектируется со встроенной киберзащитой для объектов критической инфраструктуры.

Что такое МПЦ-ЭЛ простыми словами

МПЦ-ЭЛ — это современная цифровая система железнодорожной сигнализации и централизации. В отличие от старых релейных комплексов, она:

  • работает на микропроцессорной платформе с самодиагностикой и журналированием событий;
  • поддерживает дистанционное управление и мониторинг через автоматизированные рабочие места;
  • локализована и производится в России, права на разработку принадлежат ОАО «Элтеза».

Для пассажира это означает меньше внеплановых задержек и более стабильный интервал.

Что именно сделали на «Царицыно»

  • Оцифровали всю стрелочно-светофорную экономику: 54 стрелочных перевода и 55 светофоров объединены в общий контур.
  • Внедрили удалённое управление и диагностику — дежурные по станции и диспетчеры видят состояние каждого элемента в реальном времени и могут оперативно менять маршруты.
  • Добавили уровень кибербезопасности: цифровая платформа защищена от несанкционированного доступа.

Как это выглядит в работе

На рабочих местах диспетчерского персонала — мнемосхемы путевого развития, видеостена и панель управления маршрутами. Система показывает занятость путей, состояние стрелок, сигналы светофоров и технические параметры. В случае отклонений автоматика предлагает безопасные сценарии — от ограничения скорости до вывода оборудования в резерв.

«Царицыно» в контексте модернизации МЦД

Станция «Царицыно» — один из узлов южного участка МЦД-2 (направление на Подольск). Параллельно с цифровизацией идёт реконструкция: обновляются платформы и инженерная инфраструктура, а проект развития узла предполагает удобные пересадки и улучшение пассажирских потоков.

В целом по МЦД перевод ключевых станций на микропроцессорную централизацию идёт поэтапно: в ближайшие годы цифровая автоматика охватит ещё ряд крупных узлов, что повысит устойчивость графика на всей сети.

Почему так важно, что решение — отечественное

После 2017 года МПЦ-ЭЛ стала серийной системой, правообладателем которой является российская «Элтеза» (ГК 1520). Это снижает зависимость от импорта, ускоряет поставки и упрощает сопровождение, а также повышает управляемость жизненного цикла оборудования на сети.

Кибербезопасность: что именно защищают

Железнодорожная автоматика относится к критической инфраструктуре. В МПЦ-ЭЛ реализованы средства разграничения доступа, сетевой экранирования, регистрация действий персонала и механизмы обнаружения нештатных воздействий. Для оператора это означает, что система не только управляет стрелками и светофорами, но и не допускает вмешательства извне.

Что в итоге получит пассажир

  • более стабильный график и меньше задержек из-за «технических причин»;
  • оперативное переключение маршрутов при сбоях на соседних участках;
  • возможность наращивать пропускную способность по мере роста пассажиропотока МЦД-2.

Справка

  • МЦД-2 «Нахабино — Подольск» — один из четырёх действующих диаметров Москвы и области; развитие инфраструктуры ведётся поэтапно. НПС участвует в строительстве, реконструкции и цифровизации объектов МЦД.
  • НПС / «Нацпроектстрой» — промышленно-инфраструктурная группа, реализующая проекты по цифровому управлению движением на железных дорогах и в метрополитене, в том числе на узлах МЦД.

Иллюстрации

  1. Пост ЭЦ «Царицыно». В здании размещены серверные, щитовые и рабочие места оперативного персонала. Фото: «Наша колея 1520».
  2. Электрошкафы МПЦ-ЭЛ. Внутри — контроллеры, модули ввода-вывода, источники питания, коммутация и резервирование. Фото: «Наша колея 1520».
  3. Диспетчерская. Видеостена и АРМы с мнемосхемами путей — центр управления станцией. Фото: «Наша колея 1520».
📷 1.1: Пост ЭЦ «Царицыно». В здании размещены серверные, щитовые и рабочие места оперативного персонала. Фото: «Наша колея 1520».
📷 1.1: Пост ЭЦ «Царицыно». В здании размещены серверные, щитовые и рабочие места оперативного персонала. Фото: «Наша колея 1520».
📷 1.2: Электрошкафы МПЦ-ЭЛ. Внутри — контроллеры, модули ввода-вывода, источники питания, коммутация и резервирование. Фото: «Наша колея 1520».
📷 1.2: Электрошкафы МПЦ-ЭЛ. Внутри — контроллеры, модули ввода-вывода, источники питания, коммутация и резервирование. Фото: «Наша колея 1520».
📷 1.3: Диспетчерская. Видеостена и АРМы с мнемосхемами путей — центр управления станцией. Фото: «Наша колея 1520».
📷 1.3: Диспетчерская. Видеостена и АРМы с мнемосхемами путей — центр управления станцией. Фото: «Наша колея 1520».

Итог

«Царицыно» стало ещё одним узлом МЦД-2, где ключевая железнодорожная автоматика переведена на российскую цифровую платформу. Это повысит безопасность, ускорит оперативное управление и укрепит устойчивость графика — то, чего ждут пассажиры быстрых городских диаметров.

Если вы пользуетесь «Царицыно», расскажите в комментариях: заметили ли вы изменения в графике и пересадках?

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники

  • Официальное сообщение НПС о цифровизации станции «Царицыно» МЦД-2 (МПЦ-ЭЛ, 54 стрелки и 55 светофоров). (npsgk.ru)
  • CNews: новость о подключении 54 стрелок и 55 светофоров и возможностях удалённого управления и диагностики. (CNews.ru)
  • iot.ru: внедрение МПЦ-ЭЛ с киберзащитой и дистанционным управлением. (iot.ru)
  • Элтеза: карточка продукта МПЦ-ЭЛ — назначение, локализация и права на технологию. (elteza.ru)
  • mos.ru: реконструкция узла «Царицыно» и развитие пассажирской инфраструктуры на юге МЦД-2. (Мос.ру)
  • Проекты НПС по МЦД: общие цифры по сети и вкладу компании. (npsgk.ru)
  • Наша колея 1520 (НК1520)

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Интересующиеся станцией железными дорогами могут взглянуть на: МЦД/ЖД

В нашем Телеграм канале еще больше информации!