Примерно неделю назад посмотрел новый фильм "Диспетчер" 2025 года и если честно, даже сложно начать обзор, потому как очень много можно сказать о фильме, но при этом очень много в нём и непонятного. Чтобы более менее было понятно о чём речь - сценарий фильма некоторое время находился в "Чёрном списке лучших сценариев". Название страшное, но фактически - это понравившиеся студийным боссам и продюсерам сценарии, не взятые в оборот. Подобная "церемония" рассмотрения сценариев происходит каждый год с 2005 года и до своего выхода там находились многие действительно культовые проекты, к примеру "Миллионер из трущоб", "Афера по-американски", "Джуно" и другое. В большинстве случаев это добротные сценарии, просто вызывающие сомнения у продюсеров и студий в силу своей необычной тематики, из-за чего успех фильма - не гарантирован и сценарии могут находится в чёрном списке годами, пока кто-то не отважится взять его в производство. Так что же с фильмом "Диспетчер", чем он настолько необычен, что вызвал такой страх у Голливудских продюсеров и с 2019 года оставался нереализованным? Давайте разбираться.
Диспетчер (Relay) 2024 г. (Международный кинофестиваль в Торронто) 2025 г. (мировой прокат)
Режиссёр: Дэвид Маккензи
Жанр: драма, триллер, боевик.
О чём фильм: История посредника, занимающегося урегулированием конфликтных ситуаций между транснациональными компаниями и их бывшими сотрудниками, которые подвергаются опасности из-за своих знаний о внутренней структуре и "нелицеприятных" секретах компании. Посредник использует строгие протоколы безопасности и соблюдает полную анонимность. С клиентами общается исключительно по средствам диспетчерской службы для людей с ограниченными возможностями, где операторы преобразуют его текстовые сообщения в голос, и в обратную сторону, когда с ним разговаривает клиент. Всё идёт хорошо, до тех пор, пока он не проникается тёплыми чувствами к очередной клиентке - Саре (Лили Джеймс) и когда всё идёт не по плану - ставит под угрозу как свою анонимность, так и жизнь.
По традиции хочется начать с личности режиссёра - Дэвид Маккензи, шотландский режиссёр и сценарист, проживающий в Глазго. О его работах я практически ничего не слышал, а ведь снял он целых 10 фильмов, из которых 7 в странах Европы и только 3 в США. Кстати режиссёр не сидит без дела и уже снял новый фильм под названием "Бомба" о попытке ограбления банка, в момент когда на одной из ближайших к нему строек Лондона найдена неразорвавшаяся бомба времён 2 мировой войны. Сценарий, так же довольно оригинальный и честно, у меня даже появилось желание это посмотреть, как и поинтересоваться, что же ещё Дэвид наснимал.
Возвращаясь к "Диспетчеру" хочется отметить отличные актёрские работы Риз Ахмет в роли посредника, настоящее имя, анонимного работника так и не раскрывается, в один момент он Том, в другой Эш, использует ли он хотя бы раз своё настоящее имя - сказать сложно учитывая строгие протоколы безопасности. Лили Джеймс, так же мне очень понравилась, играет она роль девушки, которой угрожает опасность от бывших работодателей из-за имеющегося у неё отчёта об опасных удобрениях, которые могут привести к болезням и возможно, даже смертям людей, которые будут позже употреблять продукты, выращенные с помощью этих удобрений. Примечательно, что Риз Ахмед первые 45 минут фильма не говорит ни слова, так что в течении этого времени зритель теряется в догадках, возможно он и правда глухой или немой? А за эти 45 минут многое происходит. Пролог фильма, к примеру повествует об окончании очередной сделки клиента и работодателя, где он отдаёт оригинал, под гарантии безопасности, обещая в случае дальнейших неприятностей обратиться в прессу и разослать информацию в СМИ. Сделка достигнута с помощью нашего посредника, и когда он рассказывает инструкцию Саре, мы уже понимаем, к чему должно привести их сотрудничество и какой должна быть финальная сцена, когда он поможет очередному клиенту.
Позже нам показывают отчаявшуюся Сару консультирующуюся у юристов, которые рекомендуют ей обратиться к нашему анониму. После того как Сара обращается к посреднику фильм начинает по-настоящему затягивать. За девушкой установлена слежка неизвестного ЧДА (частного детективного агентства) и то, насколько умело посредник обходит всех детективов по настоящему потрясает. Очень интересно наблюдать, как он отвлекает их внимание ложными ходами, и с помощью этих ловушек вычисляет всех агентов, следящих за Сарой. Позже ему даже удаётся заставить их отступиться, под угрозой "слива" информации в СМИ. Фильм по-настоящему держит в напряжении, похож на шахматную партию двух гроссмейстеров, которые пытаются поймать друг друга в хитроумные ловушки различными обманными манёврами. А ближе к финалу происходит невероятный поворот, который просто переворачивает историю с ног на голову.
В фильме так же поднимается и серьёзный философский вопрос. Стоит ли нам молчать если мы знаем, что технологии крупных компаний могут навредить миллионам людей? Стоит ли в таком случае идти на "сделку с совестью" выбирая тихую и спокойную жизнь, но понимая, что твоё молчание принесёт гибель миллионам людей? Так же здесь я увидел идею сталкерства, на протяжении большей части фильма, для обеспечения безопасности, посредник следит за своей клиенткой, практически везде. Поскольку он использует различные маскировки, и никто не знает его в лицо, он способен наблюдать за Сарой издалека и вблизи практически в любом месте. Насколько сталкерство допустимо именно в такой ситуации? Действительно ли это попытка обезопасить клиента или же это продиктовано личным интересом, а тем более что мотивы персонажа больше половины фильма остаются неясными. А уж когда аноним начинает нарушать собственные протоколы безопасности с целью обезопасить девушку становится ясно, что за его действиями стоит нечто большее, чем просто помощь.
Главный мой вопрос что за "диспетчерская служба трёх штатов", о которой я ничего никогда раньше не слышал? Очень похоже, что подобная организация придумана исключительно для фильма, и исключительно чтобы показать повышенную анонимность посредника. Да и в современных реалиях сложно представить существование такой частной организации, которая вроде как помогает людям неспособным в силу физических ограничений разговаривать по телефону, но при этом не ведёт и не предоставляет никаких записей разговоров. В наше неспокойное время существование подобной организации просто невозможно. Большинство стран мира для предотвращения терактов стараются уже на законодательном уровне максимально снизить анонимность, а тут вдруг организация не ведущая никаких записей разговоров.
Но это всё придирки, фильм мне в целом понравился. Здесь и философский подтекст, вопросы доверия, одиночества, морали; и элементы шпионских фильмов, показанные в противостоянии ЧДА и посредника; глубокая драма, показанная через отношения Сары и посредника, и даже элементы боевика завезли под конец фильма, когда интрига возросла до предела. Фильм который начинается с не самой понятной сцены раскрывается как цветок и держит в напряжении до последних кадров. Фильм абсолютно не страшный, если вдруг вы боитесь триллеров, но он держит в напряжении и по своей структуре чем-то напоминает "Знаки" с Мелом Гибсоном, правда без мистического подтекста. Моя оценка 8 из 10, определённо стоящий фильм, который можно рекомендовать каждому. На этом буду закруглятся, но не оставлю вас без трейлера.
Пишите свои мнения в комментариях, если посмотрели фильм, что вам понравилось, что нет, и что кажется странным в фильме. Буду рад любым мнениям в комментариях. Рекомендуйте свои фильмы и сериалы, которые на ваш взгляд стоит посмотреть. Так же если вам нравятся мои статьи, приветствую любую материальную помощь через кнопочку "поддержать", ведь канал ведется на полном энтузиазме и больше является хобби, ведь так приятно делиться мнением о фильмах и сериалах с другими людьми, а так же слушать их мнения. Всем чая с печеньками и интересных фильмов в ленту.