Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Не научное недоразумение

Карельский научный центр Российской академии наук. Во что превращается храм науки?
Карельский научный центр Российской академии наук. Во что превращается храм науки?

Забастовка учёных Карельского научного центра Российской академии наук отложена, но проведение её не исключается. Что происходит в Карелии в мире науки?

Конфликт в Карельском научном центре Российской академии наук (КарНЦ РАН) начался летом нынешнего года. В июне проходили выборы генерального директора КарНЦ РАН, участие в которых приняли 661 сотрудник (явка составила 80%). Голоса распределились таким образом: за директора Института леса Александра Крышеня проголосовал 391 человек, на второй позиции оказалась исполняющая обязанности генерального директора КарНЦ РАН Ольга Бахмет с 252 голосами и замыкал список кандидатов в гендиректора Юрий Заика со скромными 17 голосами (по косвенным признакам можно было понять, что его участие в выборах носило скорее формальный характер, похоже, он был на подыгрыше у О. Бахмет). Один бюллетень признали недействительным. То есть выбор большинства был очевиден - 59% голосов отдано Крышеню, но последнее слово оставалось за Министерством науки и высшего образования России. Здесь решался кадровый вопрос.

Ответ из Москвы пришёл не сразу и оказался поразительным своим содержанием. Победившего на выборах гендиректора А. Крышеня в должности ни только не утвердили, но что ещё удивительнее, обнаружилось, будто бы он не имеет права оставаться даже директором Института леса КарНЦ РАН. Соответственно, Ольга Бахмет продолжала исполнять обязанности гендиректора научной организации.

После победы Крышеня в честной борьбе выяснилось, что имеются некие непреодолимые обстоятельства не позволявшие ему баллотироваться на пост гендиректора Карельского научного центра (а почему тогда позволили в июне ему выдвигаться, документы приняли на конкурс?) и даже запрещавшие оставаться ему директором Института леса. Тема эта очень запутана своим содержанием и нет смысла нам с вами в неё погружаться, пусть кадровики Минобрнауки России этим занимаются. Мы лишь зададимся наивным вопросом: как такое могло произойти, что служебную невозможность занимать Крышеню руководящие должности заметили только осенью 2025 года, после его триумфальной победы в конкурсе? А до этого он десять лет, с 2006 по 2016 годы преспокойно трудился заместителем председателя Карельского научного центра РАН по научной работе, а с 2013 г. также без вопросов к нему руководил Институтом леса КарНЦ РАН. С тех пор в его профессиональной биографии ничего не изменилось и не добавилось. И никто не подозревал прежде его в незаконности руководства Институтом леса. Собственно, это странное обстоятельство и вызывает подозрение, но уже не по отношению к Крышеню.

Сотрудники Карельского научного центра РАН, желавшие Крышеня видеть во главе центра (проголосовавшие за него), естественно, были возмущены такой несправедливостью и в КарНЦ РАН начались удивительные процессы, редкие для мира науки. Появилась большая группа учёных, которые открыто выступили против того, чтобы О. Бахмет по-прежнему руководила Карельской научной организацией. Конфликт публичный, открытый. Разумеется, не все в него были вовлечены, но все с пристрастием наблюдают сейчас за его развитием. И служебный спор, совсем не научный содержанием и даже уже не персонально Крышеня касавшийся (хотя и это имелось ввиду), две темы на поверхность поднял.

Во-первых, учёные Института леса выставили претензии руководству КарНЦ РАН, что нарушаются их трудовые права, когда с 2019 года им не в полном объёме индексируется заработная плата. По причине чего за прошедшие годы до Института леса не дошли примерно 3-4 миллиона рублей. Если индексация зарплат закладывалась в бюджет КарНЦ РАН, то где эти деньги?

Но ещё более странным на фоне скандала выглядело нежелание руководства Карельского научного центра РАН продлевать контракты с восьмерыми сотрудниками Института леса. Точнее с четырьмя из них через некоторое время исполняющая обязанности гендиректора Ольга Бахмет готова была подписать договорные обязательства сроком до пяти лет, а научная судьба других четверых сотрудников оставалась под вопросом.

Вчера во время встречи с директором Института леса Ольга Бахмет заявила, что остальным четырём сотрудникам предлагаются трудовые договора сроком на один месяц. Тем кому был предложен месячный контракт от него отказаться не смогут, потому как пойди они против, то с 1 декабря трудовые отношения с ними будут прекращены. А тут хотя бы какая-то временная пауза возникает и в течение месяца можно будет искать выход из тупика.

Ничего нельзя утверждать, разумеется, но есть подозрение, что Ольга Бахмет, столкнувшись с жёсткой критикой в свой адрес, решила своими кадровыми решениями бюрократическим образом задавить протестующих против неё. Получится такое у неё?

-2

Собственно, потому и возникла идея у оппонентов Бахмет так же законно отреагировать на её действия, объявив для этого процедуру вхождения трудового коллектива в состояние забастовки. Профсоюзная организация КарНЦ РАН в рамках законных норм готовит обращение в Северо-Западную государственную инспекцию труда с просьбой разобраться в ситуации с продлением трудовых контрактов с сотрудниками Института леса КарНЦ РАН, а равно и с оплатой их труда.

Скорее всего, дело до реальной забастовки институтского коллектива не дойдёт, слишком сложная это процедура выяснений отношений в трудовом споре. Разве что кто-нибудь в знак протеста рискнёт выходить на одиночные пикеты возле кабинета гендиректора О. Бахмет. Кстати, один такой пикет уже состоялся сегодня, а если акция продолжится, то очень неуютно будет чувствовать себя Бахмет, наблюдая за гражданским протестом учёных.

Замечу, что подобная публичная акция уже проходила некоторое время назад (уточню, без всякого результата для дела протестующих). Но общий профессиональный и нравственный фон, возникший в Карельском научном центре Российской академии наук (конфликт на конфликте) может подтолкнуть руководство Министерства науки и высшего образования России задуматься над вопросом: а надо ли настаивать на том, чтобы О. Бахмет оставалась генеральным директором КарНЦ РАН?

Ольга Бахмет, увлёкшись борьбой с Крышенем, рискует погубить Институт леса. Ради чего? Должность гендиректора точно не стоит потери научного авторитета.

Анатолий Цыганков