Сейчас мы смотрим на киноактеров, на режиссеров и только цокаем языком- конечно, им хорошо. Взяли, поступили во ВГИК, стали режиссерами, а теперь гребут деньги лопатами. А тут каждую копейку считаешь!
Но не напрасно есть такая поговорка «кто на что учился». Да и к тому же, далеко не каждому будущему режиссеру или актеру удалось вот так сразу взять и поступить в вожделенный ВУЗ, а теперь только стричь купюры.
Поговорим сегодня о простом парне из Ашхабада, который стал известен всем. Но так ли легко у него все начиналось.
Леонид Филатов.
Начало
Стать режиссером он хотел уже давно. Влюбился в кино, но решил не просто играть в кино, а сам создавать кинокартины. Это ж так здорово- выбрать тему, на которую. Ты хочешь поговорить с тысячами людей, подобрал сценарий и… И потом оживет и сама твоя мысль, и сама идея, и все персонажи примут реальный, конкретный образ! А создаешь это все ты! И потом доносишь до зрителя…
Вот, о чем мечтал 18-летний Леня Филатов. И с этой мечтой он и приехал в Москву, поступать на режиссера во ВГИК.
Денег у них в семье всегда было немного, а тут тем более- и дорога столько стоила, и в дороге надо было что-то есть. Поэтому уже в самой Москве у парня в кармане были только несколько купюр- на пару недель очень прижимистой жизни.
Возможно, он бы и протянул, но тут Леониду не повезло. Оказалось, что экзамены в институте должны были начаться только через два месяца. Ехать домой- бессмысленно, а на что жить эти два месяца, и где жить?
Парень нашел выход- он просто пошел и поступил в Щукинское училище (на минуточку, без всяких артистов мам-пап, сам прошел дикий конкурс). Правда, поступил он на актерское отделение. Трудно представить, что если бы не это училище, так может быть, нам и не пришлось бы узнать великолепного актера театра «На Таганке», мы бы не узнали чудесного стихотворца, мы бы не узнали Филатова, как ведущего.
Филатов, как ему тогда казалось, выбрал самое меньшее из зол- он не вернулся домой, не устроился грузчиком , чтобы переждать два месяца, он пошел в «Щуку». Почему именно туда? А потому что он с ума сходил от двух своих кумиров- Никиты Михалкова и Анастасии Вертинской. Они уже к тому времени были известны- рано начали сниматься. А теперь учились именно в «Щуке». И быть с ними рядом, на одном курсе, в одной группе- это ли не счастье для ашхабадского парня!
Интересно, но очень скоро Михалкова с курса отчислили, а вот сам Леонид Филатов стал довольно популярным. Но это будет потом, а пока он настолько «заразился» актерской профессией, что к своей мечте- к режиссуре, вернулся только к сорока пяти годам.
Его актерская карьера быстро шла в гору. Каждый фильм с его участием становился культовым. Особенно популярным актер стал после фильма «Экипаж». После этой картины к актеру прочно прикипело звание советского секс- символа. Сам же актер был невероятно стеснительным человеком, и как мог открещивался от такого статуса. Но что он мог поделать- кадры, где оголенная Яковлева водила пальчиком по его лицу прекрасно запомнилось каждому зрителю. Это же какой прорыв! Полуголая!! Можно только представить, как они там снимались!
А на самом деле, доходило до анекдотических ситуаций. В кадрах с полуобнаженной Яковлевой Филатов снимался в джинсах, накрепко обмотавшись одеялом! Чтобы ни один муравей не мог подобраться в его постель, а не то, что какая-то там красавица- актриса.
Фильм произвел небывалый фурор. И после него Филатову стали предлагать разнообразные роли
Но теперь он уже сам хотел снимать.
Как хорошо быть режиссером, как хорошо быть…
В 1990 году Леонид Филатов , наконец, решается приступить к осуществлению мечты. Он планирует снять фильм «Сукины дети».
Это фильм создается в непростой период – только что уезжает за рубеж Юрий Любимов, идут постоянные споры по поводу театра, каждый промах раздувается до «слоновьего» размера, а тут – создание фильма!
Но Филатова уже ничто не может остановить. Свой первый ( и последний) фильм Леонид Филатов решает режиссировать сам. Он же написал и сценарий, и главную роль он отвел себе.
Он снял фильм, и ее премьера вышла уже в 1991 году.
В это сложное время картина получила на «Кинотавре» первую премию. Ее очень высоко оценили кинематографисты и критики. Однако, для простого зрителя фильм прошел , практически, незамеченным – не то время было, чтобы по кинотеатрам бегать.
Но в 1993 году сам режиссер, окрыленный успехом, загорелся новой идеей. Теперь он решил экранизировать свою же повесть под названием «Свобода или смерть». По задумке автора это должна была быть трагикомедия, героем которой был эмигрант из СССР. Звали героя Анатолий Парамонов, и он в течении всего фильма проходит через предательство друзей, через разочарование, через глупые ошибки, а результате героя ожидает нелепая смерть. Своей картиной Филатов хотел сказать, что человек не может быть абсолютно свободным никогда. И прежде всего, мы рабы собственного же представления.
Для своего фильма Филатов собрал целый букет известных актеров. Это и Инна Чурикова, и Лия Ахеджакова, и Ян Арлазоров, и Николай Губенко, и многие другие хорошие и сильные актеры.
Главную роль ( Парамонова)Филатов оставил себе. В этом и была его главная ошибка.
Мистика
С самых первых кадров все пошло не так. То и дело появлялись какие-то преграды.
Самое главное- у самого актера резко ухудшилось состояние. Он стал терять координацию движения. Коллеги из Франции даже думали, что режиссер позволил себе алкоголь во время съемок.
Потом оказалось, что директор забыл в аэропорту негативы . То и дело были какие-то перебои с финансами.
Как будто сверху кто-то шептал Филатову – не гони, надо взять паузу. Но, кто же не знает азартного состояния, когда хочется всего и сразу.
Но все этот можно было бы преодолеть, если бы не основная ошибка Филатова- он взял себе главную роль. Жадность? Может быть, но скорее всего, желание сыграть так, как именно ты это чувствуешь. Ведь не зря же он мечтал о профессии режиссера столько лет! Но, оказывается, надо уметь вовремя остановиться.
Филатов признавался сам, что себе этой жадности не простит никогда. Играл бы главного героя другой актер, можно было бы доснять фильм, а так…
Случился инсульт, выбирался из болезни актер с большим трудом. Он еще не смог полностью восстановиться, а ему уже назначили операцию по удалению почки. Терялись силы, Филатов уже даже говорил с трудом. О съемках не могло быть и речи.
И вот сейчас он так жалел, что забрал эту главную роль себе. Он же прекрасно понимал, что не то, что играть, он уже не сможет даже подняться. И была страшная досада и жалость, что картина так и останется незавершенной.
После смерти
После того, как актер ушел из жизни, остались часы отснятой пленки. Можно ли было смонтировать хотя бы короткометражный фильм?
Эксперты ничего не могут утверждать.
Одни говорят, что такими обрывками можно только загубить всю идею Филатова. И нельзя залезать в незавершенный фильм, Филатов достоин того, чтобы не коверкали его идею.
Но идея Филатова оказалась актуальна и сегодня. Он, как и много лет назад ( в своем «Стрельце») предвидел многое, что волнует народ и сегодня.
Ведь в своем фильме Филатов хотел говорить об иллюзорном «рае» на Западе, об одиночестве эмигрантов, о трагедии разрыва с родиной, о предательстве.
Все это сегодня актуально, как никогда.
Леонид Алексеевич Филатов в 2003 году, он оставил множество сыгранных ролей, свои передачи, стихи, а еще свою незаконченную пьесу «Свобода или смерть».
Может быть, если бы он взял другого актера на главную роль, или сделал хотя бы небольшой перерыв между работами, мы бы смогли увидеть его замысел. Но случилось так, как случилось. И
Возможно, именно в таком незавершенном состоянии «Свобода или смерть» и должна была остаться.