Хотелось бы сказать пару слов о лоциях прочих источниках информации касающихся морских путешествий, а также некоторых аспектах пересечения морских границ.
Что ж, учебное время закончилось, мы стали шкиперами и пора планировать собственные походы. Нас еще не сводили за ручку и не показали все вкусные и красивые места, а посмотреть их самому ой как хочется. С чего начать?
Кажется, инструктор говорил что-то про лоции, о, вот она! Адмиралтейский номер 1252:
… Остров Антипарос высотой 308 метров находится около юго-западного берега острова Парос, в непосредственной близости от него. На острове Антипарос производят в небольшом количестве зерно и вино. Главная деревня острова — Кастро — расположена на гряде около 7 кабельтов от северной его оконечности…
Дорогая, ты, кажется, заснула? Нет, в этой книжке нет цветных картинок! Есть ли там таверны, душ нормальный? Не знаю, вот, зерно и вино … в небольшом количестве…
Понятно, что адмиралтейские лоции не совсем пригодны для яхтенного путешествия, так как предназначены только для целей безопасного мореплавания, а не отдыха и наслаждения.
Другое дело яхтенные лоции. Вот берем Рода Хенкеля и смотрим:
В принципе, все то же, географический, метеорологический обзор, но потом – подробные планы марин, цветные фото, схемы швартовки, таверны, заправки и прочее
Да еще небольшие статьи, посвященные местным достопримечательностям, вкусностям, традициям. Там есть даже цены стоянок и ресторанов, но не пробуйте считать по ним бюджет. Эта книги переиздавались десятки раз, но издательству никак не поспеть за изменениями. Так, например, от последнего издания по Турции цены улетели раза в три-четыре. Ну, как вы понимаете, не в меньшую сторону.
Где же взять достоверную информацию на текущий момент? Искать по чатам типа Яхтинг в Турции, Греции и так далее непродуктивно, там, судя по составу актеров, одни чартерные капитаны продают туры другим капитанам, и никто задаром с новичками делиться не будет.
Можно посмотреть на навигационной программе Navionics:
там создано что-то вроде чата с отзывами. Они иногда бывают весьма забавными.
Например, Джон, одна звездочка, текст:
...я стоял в этой марине в 2019 году на серьезном ремонте. Когда я вышел проверить лодку, маринеро погнались за мной как охранники ГУЛАГа. Никогда больше…
Даже интересно, откуда этот Джон знает повадки охранников ГУЛАГа
Или Линда 5 звездочек:
...мы провели в этой чудесной марине 2 дня, прекрасный дружелюбный стаф, отличные рестораны…
Тут, думаю, Линда не платила сама, отсюда эти два дня счастья.
Все это, кстати, о нашей любимой NETCEL MARINA в Мармарисе.
Можно, конечно, посмотреть на сайтах каких-нибудь яхтенных компаний, например, SAILINGFOX, ну сделать запрос, вам пришлют готовый маршрут.
Но, если хочется уж так сильно самому покопаться, то, конечно, рекомендую сайт или приложение navily.com
Эти ребята создали удобный ресурс, где отмечены не только марины, но и городские и якорные стоянки на интерактивной карте
Выбираем место, смотрим удобства, защищенность от ветра, а также отзывы
Надо сказать, программка популярная, много свежих текстов. Яхтсмены, они все немного литераторы, так что можно найти и про цены и про сервис и фотографий конкретных мест достаточно, чтобы воочию оценить обстановку. Мне вот очень симпатичны эти люди, которые рассказывают сколько они метров цепи отдали и как героически боролись с 20-узловым штормом и как выстояли и победили.
Кроме карты, там много фото, рейтинги марин, рейтинги красоты стоянок, блоги капитанов, есть премиум версия, которая позволяет мерить расстояния и работать оффлайн, но меня они так и не убедили, что стоит на это потратить 30 евро.
Какие бы еще программы я порекомендовал. Ну, разумеется, проработайте метеоусловия. Я не уверен, что современные агрегаторы погоды, такие как windy.com, windy.app, predictwind, особенно в его версии offshore сильно отличаются друг от друга по достоверности прогнозов. По сути дела, они пользуются одними и теми же прогностическими моделями. Платные версии отличаются от бесплатных не только частотой обновления, но еще и доступом ко всяким интересным дополнениям, картам течений, ледовой обстановке, оптимизации прокладки маршрута и многому другому. Лично я пользуюсь чаще windy.com
у нее цветовая гамма скорости ветра не кажется мне такой страшной как в predictwind
В чартере мы иногда сталкиваемся с пересечением границ. В Европе их совсем нет, ходи где хочешь. А вот граница между, например Турцией и Грецией требует обязательного оформления с обеих сторон, этим занимаются специальные агенты и в последнее время эти услуги улетели куда-то вверх. Ну, например, сбегать из Мармариса до Родоса и обратно сейчас стоит 600-800 евро. Есть ощущение, что это какая-то заградительная цена. А чего вы туда поперлись? Вино и стоянки дешевле? Тратьтесь в Турции…
Другое дело – Карибские острова. Там просто по определению, приплыв на соседний остров за 20-30 миль, попадаешь в другое государство. Ребята эти понимают, что яхтенный туризм их кормит, и стараются упростить чек-ин и чек-аут, завели общее приложение, чтобы не заполнять каждый раз заново бумаги на лодку и экипаж. Даже визовый режим, где он есть, там не такой строгий, как на континенте. Как-то мы зашли на остров Монтсеррат, который является британской колонией, нас встретила милая девушка-мулатка из домика CUSTOMS. - О, вам, вообще-то виза нужна… А вы надолго? На пару дней? Ну, хорошо, пойдемте оформлю…
Во время моих недавних плаваний в Антарктиде и Патагонии, мне приходилось оформлять яхту и экипажи в Аргентине и Чили. Там у них все близко, эти две страны делят самый южный нос Южной Америки по проливу Бигль, ближайшие города Ушуайя и Порт-Вильямс находятся в 20 милях. В Аргентине все достаточно просто – Бумаги оформляет префектура и присылает пару офицеров для проверки исправности яхты и наличия средств спасения. Далее спокойно, в течении суток, можно уходить. В Чили мы только оформлялись сутки, пройдя отдельно фито-санитарный контроль, отдельно Миграционе, отдельно Таможню, которая там красиво называется ADUANA, и, наконец, капитанию порта. Вроде бы, в Порт-Вильямсе, который больше похож на деревню, могли бы сделать все поближе, но мы намотали несколько километров… Чилийцы определенно считают, что яхтсменам при их неподвижном образе жизни, не помешает размяться.
А что же у нас, в Петербурге? Да все просто – приходишь на форт Константин, проходишь таможню и пограничников, да идешь. Вот, только идти особенно некуда, но, может, в скором времени, все поправится.