Найти в Дзене

Вспомнить всё: триллеры, исследующие феномен памяти. Три детектива с элементами фантастики

От уютных классических английских детективов меня качнуло совсем в противоположную сторону... Сегодняшняя подборка - из числа книг, вышедших недавно и на фантастическую тему. О будущем. Хотя некоторые сюжеты настолько близки к современным технологическим тенденциям, что, кажется, речь в них идет не о будущем, а о настоящем, о нашей реальности. Интересную вещь заметила: тема памяти становится все более актуальной в современной фантастике. Во все века человечество стремилось к бессмертию, к вечности. Вечность это отсутствие начала и конца, а, следовательно, отсутствие времени и памяти. Ведь там, где время остановило свое течение, память существовать не может. Но что такое человек без памяти? Простой циничный ответ: это человек с Альцгеймером, со склерозом… И потому, увы, отчасти уже не совсем человек. Еще раз – увы. Человеческий мозг не может работать адекватно, если не работает память. То есть, понятно, дефекты памяти – это признак дефектов мозга. Но это еще и следствие: при плохо работ
Оглавление

От уютных классических английских детективов меня качнуло совсем в противоположную сторону...

Сегодняшняя подборка - из числа книг, вышедших недавно и на фантастическую тему. О будущем. Хотя некоторые сюжеты настолько близки к современным технологическим тенденциям, что, кажется, речь в них идет не о будущем, а о настоящем, о нашей реальности.

Интересную вещь заметила: тема памяти становится все более актуальной в современной фантастике.

Во все века человечество стремилось к бессмертию, к вечности. Вечность это отсутствие начала и конца, а, следовательно, отсутствие времени и памяти. Ведь там, где время остановило свое течение, память существовать не может.

Но что такое человек без памяти? Простой циничный ответ: это человек с Альцгеймером, со склерозом… И потому, увы, отчасти уже не совсем человек.

Еще раз – увы.

Человеческий мозг не может работать адекватно, если не работает память. То есть, понятно, дефекты памяти – это признак дефектов мозга. Но это еще и следствие: при плохо работающей памяти мозг не способен адекватно обрабатывать входящую информацию, выстраивать причинно-следственные связи, воспринимать логику событий и фактов – и в целом адекватно воспринимать реальность.

То есть, я бы сказала, что память – одно из важнейших свойств, определяющих человечность.

Поэтому те, кто стремится уничтожить, переврать память людей и народов – суть преступники. Они в буквальном смысле ломают мозг целым нациям, сводя их с ума, ведут человечество от разума – к безумию и гибели.

Развитие интернета и компьютерных технологий ускорило такую преступную деятельность в разы: она теперь идет бешеными темпами. Хотя те же технологии будут пытаться этому противостоять.

Итак, три детективных романа-триллера о памяти.

Джейсон Пинтер «Симулятор убийств»

16+

384 страниц

2024 год

У этой книги указан прошлогодний год выпуска, но в прошлом году она мне не попадалась, иначе я обязательно о ней написала бы. Сюжет невероятно интересный и актуальный.

Тру-крайм в наше время почти так же популярен, как котики. Пока не выключили Ютуб – каналы и подкасты этого жанра плодились как грибы, набирая миллионные аудитории. А книги, фильмы, сериалы - криминальные документалки? Они были и остаются интересными читателю-зрителю.

А теперь представьте – маленькое фантастическое допущение: в будущем, когда Виртуальность расширится еще больше, достигнет и чуть ли не превзойдет по размеру Реальность – любое убийство можно будет наблюдать собственными глазами. Оказаться внутри преступления, чтобы расследовать или… принять участие самому.

Платформа Терра+ - это будущий виртуальный мир. Каждый человек имеет внутри него свой отпечаток; действия и поступки каждого оставляют там информационные следы. Свидания, встречи, работа, любые контакты – либо происходят там, либо как-то отмечаются в нем.

Одна из любимых забав - гиперреалистичные симуляторы убийств. Существует даже целый «Киллерлэнд» - тематический парк, посвященный самым знаменитым убийцам прошлого. Преступления Банди, Дамера, Зодиака можно прожить, прочувствовать, увидеть, расследовать.

Преступления монетизированы и коммерциализированы. Они даже продаются!

Кэсси (Кассандра) Уэст – сотрудница компании «ИКРА» («Интеллектуальные криминальные развлечения») встречается с родственниками девушки по имени Джой Руис, пропавшей 13 мая 2034 года, что «купить ее исчезновение».

«За прошедшее десятилетие виртуальный мир почти полностью заменил собой реальный, который словно в насмешку прозвали Террой–. Растущий интерес к пропаже Джой Руис убедил Кэсси и ее начальство… – что у преступления есть коммерческий потенциал. Пропавшие девушки стоили – грубо выражаясь – дофигища денег. Доход от нераскрытых исчезновений мог поступать десятилетиями, поэтому и конкуренция за покупку прав была нешуточная. Особенно с учетом загадочных обстоятельств, при которых пропала Джой Руис».

Мир будущего тщательно продуман и детально описан автором. И, пожалуй, в нем нет почти ничего, что не существовало бы в нашем мире прямо сейчас. Даже покупка криминальных историй – вполне обыденное дело: интервью с кровавыми упырями, книги об их преступлениях – предмет повышенного коммерческого интереса СМИ, издательств, кинокомпания.

Посмотрите, как описана история исчезновения Джой Руис.

«В конце 2033-го Джой познакомилась с молодым человеком по имени Джексон Роум на концерте группы «Скеттербокс» в виртуальном Мэдисон-сквер-гарден. Их первоначальная переписка, к которой в ходе следствия получила доступ ПТП – Полиция Терры+, – была романтической, но в рамках приличия. В феврале 2034-го Роум арендовал приват – закрытую, зашифрованную, защищенную от взлома виртуальную комнату в Терре+. Как свидетельствовали показания друзей Джой, с первой же встречи в привате о рамках приличия влюбленные забыли и думать.
После семнадцати таких свиданий Джой Руис села в автобус до Альбукерке, чтобы встретиться с Джексоном в Терре. Родителям она сказала, что собирается с компанией на природу – хочет в свои выходные отдохнуть от виртуала. Но нескольким подругам и своему брату девушка призналась, что кое с кем познакомилась…
Видеонаблюдение зафиксировало, как Джой Руис на заднем сиденье беспилотного такси «РеВольт» подъехала к бару «Графин», где должна была состояться их первая «живая» встреча с Джексоном Роумом. В 19:49 Джой прислала своей подруге Деондре Уоткинс сообщение: На месте, жду Джексона…
Это было последнее сообщение, отправленное Джой Руис. И последний день, когда ее видели живой.
Джексон Роум оказался на поверку не двадцатичетырехлетним студентом последнего курса Виртуального университета Остина, а сорокачетырехлетним разведенным отцом троих детей Гарольдом Уолтермейером. Он незаконно скопировал каст – или аватар – шведской фитнесс-модели Андерса Виклунда, которым пользовался во время свиданий с Джой в Терре+».

Все очень узнаваемо, не правда ли? Но есть и кое-что новое: автор пытается делать предсказания, экстраполируя современные тенденции в будущее. По-моему, выходит убедительно. Правдоподобно.

«В ходе судебного разбирательства, ставшего знаковым и создавшего важный прецедент, адвокат Уолтермейера обоснованно напирал на то, что встречи его клиента с Руис были цифровыми, а не физическими. Каст Руис не являлся самой Руис. А поскольку мошенничество с кастом считалось правонарушением категории D, обвинений в преступлении на сексуальной почве Уолтермейеру не предъявили».
«По закону о НО – неотъемлемых образах – от 2029 года, каждый обладает эксклюзивными правами на свою жизнь, внешность и биометрию, которые может продать для исследовательских и развлекательных целей».

История Руис – только начало романа. Кассандре Уэст предстоит куда более страшная для нее задача – встретиться лицом к лицу с гибелью собственного мужа, Харриса. В 2047 году на рынок должны выпустить новый симулятор убийств под названием «Инферно». 19 июля 2037 года члены тайного культа принесли себя в жертву путем сожжения. Их главарь, психопат-убийца сумел зомбировать сотни людей по всему миру – и это стало самым масштабным преступлением последнего времени. Муж Кассандры Харрис тоже погиб в этот день.

Но следователи не сочли его жертвой – они уверены, что именно Харрис и был вдохновителем чудовищного злодеяния, лидером культа. Кассандра не верит этому. Но никто не верит Кассандре.

Поэтому она надеется найти доказательства своей правоты внутри симулятора, встретившись там со своим погибшим мужем.

«Преступления — мое хобби. Моя страсть. Мое призвание. Преступления объединяют нас, дают нам общую цель в борьбе за жертв и против агрессоров. Преступления нас завораживают, пугают и интригуют. Я хочу знать, как они произошли. Почему это случилось.
Хочу ощущать, как учащается мой пульс, когда я пытаюсь разгадать их. Во времена, когда наш мир расколот и изолирован, преступления связывают нас между собой, дают ориентир, позволяющий снова почувствовать нашу общность. Милостью божьей я имею возможность поставить будущее на службу прошлому ради настоящего. Моя задача — развлекая, просвещать, и если я с этим справлюсь, то буду считать, что не зря прожил свою жизнь. («Современный Харон. Жизнь, смерть и все, что между», автобиография Криспина Лейка, основателя «Паст-Крайма»).»

Поль Ришардо «Аромат»

18+

352 страницы

2025 год

-2

Новинка этого года – дебютный роман Поля Ришардо, парфюмера. На Зюскинде он вырос, и очень его уважает. (Хочется думать, что в профессию не поэтому пошел, хотя…) Давно известно, что запах – один из сильнейших якорей для памяти. Ришардо развивает именно эту тему, утверждая, что любое событие можно «воскресить» в памяти с помощью запаха, если только в точности его воспроизвести, то есть синтезировать в полном объеме.

Любое событие. В том числе и преступление.

Главный герой романа - Элиас Револь работает помощником ольфактора (по-моему, это неологизм, судя по контексту, означающий «обонятель») в одном из отделении крупнейшего концерна «Фрагранция».

Разумеется, у парня чрезвычайно чувствительный нос – профессиональный и компетентный. Работа в «Фрагранции» в какой-то мере спасает его от реального мира – мира слишком резких, слишком обильных и слишком хаотических запахов.

Его дело – превратить воспоминания заказчика в ароматическую композицию, которая позволит этому человеку в дальнейшем «нюхать счастье» - получив свое самое счастливое воспоминание во флакончике и время от времени им наслаждаться.

-3

Но однажды Элиас, благодаря своей работе, ввяжется в расследование убийства – ведь оно тоже имеет свой запах.

Что интересно в этой книге, так это, конечно, профессиональные компетенции автора. Практически все запахи, химические формулы которых воссоздает Элиас и его коллеги, описаны с полным знанием дела и совершенно реальны.

Если вам нравился «Парфюмер» Зюскинда – вполне возможно, эта книга вам подойдет.

Юн Ина «Воспоминания убийцы»

18+

608 страниц

2025 год

-4

Еще один взгляд в будущее. Но здесь воспоминания не воспроизводятся с помощью ИИ и компьютера, не синтезируются в химических формулах, а пересаживаются напрямую – от носителя к реципиенту. Вернее, отсаживаются. Потому что цель такого действия – стереть травмирующие воспоминания у пострадавшего, который хочет их забыть.

Создал удивительную методику Хан Чону, профессор Сеульского национального университета. Изобретение сделало его знаменитостью, звездой в науке.

В тот день, когда он собирался отметить годовщину свадьбы со своей женой, в их дом забрался убийца. Хан Чону получил удар по голове и четыре дня пребывал без сознания. А придя в себя, узнал, что жена погибла: убийца замотал скотчем лицо их маленькой дочери, а женщину выбросил из окна.

Прошло три года. Преступление осталось нераскрытым. И вот неожиданно появляется зацепка: Чону, стремясь помочь своему другу-полицейскому справиться с травмирующими воспоминаниями, «отсаживает» его память себе и переживает зафиксированные там события как свои собственные. Именно это и наталкивает его на след убийцы.

Книга вышла в серии «Национальные бестселлеры», к тому же это релиз уважаемой «Inspiria», я доверяю качеству работы этой издательской группы, так что, думаю, почитать стоит. Жаль, правда, что электронной версии пока нет. Только бумажная и скоро обещают аудио.

-5