Его имя вписалось в историю в XVII веке благодаря патриарху Никону и долго ассоциировалось со святой землей. А сейчас это самый востребованный в Архангельской области «санаторий», куда на год вперед выстраивается очередь из людей. Кий-остров.
«Кий - это остров?»
Попасть в эту тихую обитель дано только терпеливым. Из столицы нужно добраться сначала в Архангельск, из Архангельска – в Онегу, из Онеги – на катере по воде. Жизнь Кия зависит от регулярных приливов и отливов, которыми промышляет зависимое от Луны Белое море. По ним составляют и расписание судов: высокая (в три метра) вода поднимается дважды в сутки всего на шесть часов, и именно в эти промежутки времени катера привозят и увозят людей на Кий-остров. Каждые сутки время приливов и отливов смещается на 48 минут, так что непунктуальных гостей море не любит.
«Парковка» для судов – застывшие в миллиардах лет потеки вулканической магмы, которые отшлифовались ледниками. Остров стоит сплошь на камнях и поделен на три куска переймами – перешейками, которые заполняются водой в прилив и осушаются в отлив до того, что по ним можно пройти пешком.
Знакомство начинается с имени. Так вот знайте, что к бильярду оно не имеет никакого отношения. По легенде, патриарх Никон, спасаясь от бури на этом острове в XVII веке, спросил небеса: «Кий это остров?», мол, чей и какой? Есть версии и приземленнее: с финноугорского «ки» – это камень, а с саамского – след зверя.
На острове Никон оказался, сбежав от своего учителя, старца Елеазара, из строгого Анзерского скита в Соловецком монастыре. Лодка беглеца разбилась недалеко от Онежского устья, монах добирался до кусочка земли вплавь. А в благодарность Богу за свое спасение, установил на острове деревянный крест и пообещал построить монастырь. Спустя 13 лет Никон снова попал в шторм и снова попал на остров – крест был на месте. Спустя четыре года Кий стал обитаемым – Никон сдержал обещание.
Святыню упразднили около ста лет назад, и острову дали новое предназначение – территорию обстроили жилыми корпусами дома отдыха, позаботились о столовой, клубе, лавке, бане.
Морской санаторий
- Тут же самый настоящий санаторий! Такой чистый воздух, сосны, море рядом, такая тишина. 10 дней мне в 18 тысяч рублей обошлись, - хвастает одна из постоялиц с тюрбаном из полотенца на голове. Распаренная румяная тетушка только вышла из бани и движется к скамейке с чашкой травяного чая. Рядом с баней похлопывают на ветру стиранные простыни, развешанные на веревках. – Тут люди годами отдыхают. Приехали сейчас и уже сразу на следующее лето бронируют. Так что сюда очереди выстраиваются, отдохнуть-то тут можно только летом и в начале осени.
За смешную сумму полагается комната в деревянном доме, простая еда в столовой, танцы и кинопоказы в клубе по вечерам, всегда натопленная банька. Ну, курорт! Разве что туалетных удобств в номерах нет – все по-старинке, на улице и в землю.
Что у нас в санаторном меню? Невероятная тишина в густом сосновом лесу, где только свое дыхание и слышно. Море и камни - во время отлива грех не полазать по скалам, сплошь исцарапанным приветами из разных городов. Летом можно еще и плескаться. Воздух тут нужно втягивать всей грудью – он соленый и йодистый из-за тонн выброшенных на берег ламинарии и морского винограда, фукуса. А в сезон лесные холмы густо зарастают брусникой и черникой – ешь не хочу. Физнагрузка, ингаляции, витамины – действительно санаторий.
Досуг на острове – только неспешный и тихий. Посидеть на лавочке с видом на море или порыбачить на селедку, камбалу, навагу. Почитать в тишине, погладить местных четвероногих сторожей – кота Огонька и собаку Бимку.
Тайна Никона
- Два года назад тут делали реставрацию и в алтарной части обнаружили крест, - говорит местный житель, капитан Сергей Хромцов про деревянную церковь Всех Святых. – С большой долей вероятности это тот крест, который будущий патриарх Никон установил во имя своего спасения. Это старая поморская традиция – ставить кресты на берегу. Пришли батюшки и лучшие реставраторы, посовещались и решили оставить его там же, в алтарной части. Экспертизу проводить не стали, решили оставить эту тайну в таком виде.
По соседству с гостевыми домами стоит Крестовоздвиженский собор Крестного монастыря, узнать его можно по пасущейся рядом вороной лошадке Стрелке. В полупустых его стенах остались немногочисленные иконы и копия Кийского креста, содержащего около 300 части мощей различных святых и земли из святых мест. Оригинальная реликвия давно переехала в храм преподобного Сергия Радонежского в Подмосковье, оставив копии уже собственную частичку. Высокие своды выбелены, а часть пола выцвела от следа кинобудки – в советские годы тут крутили кино и устраивали танцы. Сцена была на месте алтарной части.
А что еще
Привыкнув к туристам, Кий-остров обзавелся маленькими секретными местами. На берегу есть Камень желания – скала с крупным сквозным отверстием, куда может поместиться взрослый человек. Сейчас его легко узнать по цветным граффити. Нужно изловчиться и пролезть сквозь эту дыру, на ходу загадывая что-то заветное.
Еще одно желание можно озвучить в круглом лабиринте, выложенном камнями. Он поджидает гостей в лесу на другом конце острова. Пройти по путанной тропинке – та еще задача.
А напоследок можно изобразить васнецовскую Аленушку на камне у озера Девичьих слез. И такое на острове имеется. По легенде, девушки приходили сюда выплакивать свою печаль. Но на самом деле озеро служило монахам резервуаром чистой пресной воды.
Как доехать
Отправная точка – Архангельск. Оттуда можно доехать до Онеги на электричке «Орлан» (от 600 рублей, ~4 часа в пути) или на автобусе (1600 рублей, ~3,5 часа пути), или на личном автомобиле.
От Онеги на Кий добираются на катере, его расписание нужно узнавать ближе к дате. Попасть можно только в составе экскурсионной группы или же по отпускной путевке (от 2000 рублей). Местные предупреждают: если на море разразится шторм, то поездка отложится на несколько часов, а то и на пару дней.
Автор: Арина МИФТАХУТДИНОВА